Уменьшение административной нагрузки на предпринимателей, сокращение и оптимизацию проверок обсудили на заседании Правительства, на котором представили очередной пакет законопроектов, касающихся системного регулирования контрольно-надзорной деятельности. Первый законопроект направлен на создание новой – более четкой, компактной и понятной – системы обязательных требований. Документ определяет общие условия и принципы установления обязательных требований. Уточняет полномочия органов государственной власти, предусматривает механизмы, которые будут блокировать принятие необоснованных и избыточных норм и правил, в том числе жестко регламентируя порядок разработки и вступления в силу нормативных правовых актов, которые содержат обязательные требования.
"Это очень важный этап "регуляторной гильотины", который отсечет избыточные и устаревшие нормы и правила. На сегодняшний день в России действует порядка 2 миллионов норм. Разумеется, применять их все и качественно контролировать невозможно. Такой объем требований является значительным стопором для развития предприятий, а также создает почву для злоупотреблений со стороны проверяющих. Зачастую люди, увидев весь этот объем правил, и вовсе отказываются от идеи открыть свой небольшой бизнес. Поэтому система обязательных требований серьезно нуждается в реформировании", — прокомментировал член Совета Федерации Ростислав Гольдштейн.
Еще один законопроект устанавливает базовые понятия и принципы государственного и муниципального контроля. Предполагается существенно оптимизировать перечень контрольных и надзорных мероприятий, которых сейчас десятки: более 220 видов государственного контроля (надзора) на федеральном уровне, почти 50 видов регионального контроля и 16 – муниципального.
"Проверки и надзор весьма затратны как для бизнеса, так и для государственного бюджета. Широкий перечень видов надзора, размытый порядок их применения и дублирование полномочий снижают эффективность надзора в целом. Безусловно, регулирование и контроль должны быть, но они должны быть адекватными, современными, не обременительными для предпринимателей и государства. В целом, реформа контрольно-надзорной деятельности, оптимизация системы – огромная, но очень важная работа, которая облегчит жизнь и бизнесу, и самим надзорными структурам", — отметил сенатор Ростислав Гольдштейн.
В документах также отмечается, что основной формой взаимодействия между контролерами и проверяемой стороной (бизнесом) должен стать электронный обмен данными. Будет создан единый информационный ресурс, где должна быть доступна онлайн информация о действиях контрольно-надзорных органов и о соблюдении обязательных требований.