Алексей Чун: Ссирым — часть жизни и культурных традиций корейского народа

Президент сахалинской федерации ссирым рассказал об истории и современном развитии корейской борьбы
Президент сахалинской федерации корейской национальной борьбы ссирым Алексей Чун. Фото: Юрий Доминов, ИА SakhalinMedia

Традиционная корейская борьба ссирым развивается в сахалинской области всего около года. Но уже сейчас эта спортивная дисциплина испытывает серьезный подъем. Об истории становления этого вида спорта на островах, а также о том, как ссирым должен объединить Северную и Южную Корею на Сахалине, рассказал в интервью корр. ИА SakhalinMedia президент сахалинской федерации корейской национальной борьбы ссирым Алексей Чун.

— Здравствуйте, Алексей Владимирович. Расскажите, какова история ссирым?

— История корейской традиционной национальной борьбы ссирым насчитывает несколько тысячелетий. По началу, конечно, все было в примитивной виде, но примерно полторы тысячи лет назад началось оформление и становление. Мы это можем проследить по хроникам, рисункам и записям. Древние правители наблюдали за своими соревнующимися солдатами и поданными. Немного позже борьба начала распространяться и на сельскую местность, набирая при этом огромную популярность у местного населения. После работы люди завязывали незатейливые пояса и устраивали турниры. Победителю в качестве приза вручали бычка. И, как правило, этот человек всегда оставался в почете.

— Как развивается этот вид борьбы в современной Корее?

— Сегодня это уже не просто традиция, передающаяся испокон веков. Это профессиональный спорт. В Южной Корее существует более восьми тысяч команд. Это тысячи спортсменов, профессионально занимающиеся этим видом борьбы. Ссирым поддерживается и финансируется там на государственном уровне. Еще недавно он был достаточно закрытым видом спорта. Сами корейцы не стремились к его глобализацию. Масштабное развитие началось сравнительно недавно, в начале двухтысячных. С тех пор более чем в 60 странах были зарегистрированы отделения ссирым, федерации и так далее. А в конце прошлого года произошло беспрецедентное событие — Северная и Южная Кореи, объединившись в этом вопросе, подали заявку в ЮНЭСКО на признание корейской национальной борьбы нематериальным культурным наследием человечества. И это произошло.

— Какой путь пришлось проделать корейской борьбе на Сахалине?

Это своя уникальная история. Ссирым на сахалинской земле обосновался с появлением корейцев на острове. На Сахалин корейский народ попадал в разное время и разными путями. Но все же основная масса сюда прибыла насильственным путем. Это переселение фактически началось в 1939 году. На тот момент юг Сахалина и Корейский полуостров были оккупированы японскими милитаристами. Каторжные работы на шахтах, лесоповал, прокладка дорог. Вот, что ожидало тут корейцев. За весь период вплоть до 1945 года на остров попало более 46 тысячи человек.

После освобождения Сахалина возможности вернуться на Родину в общем-то не было. Границы были закрыта, да и с точки зрения военных действий в Корее все еще было весьма нестабильно, а потом еще началась и гражданская война. В итоге люди остались проживать тут. Начали осваивать быт и растить детей. Корейский народ не просто освободился, он освободился с точки зрения культуры, самореализации и самоидентификации. Как мне рассказывали представители первого и второго поколения, уже с 1947 года на острове начали проводить ежегодные национальные соревнования по борьбе.

Обычно это происходило после 15 августа, когда уже собрали урожай. Празднования проводились в разных районах, а их обязательным атрибутом были любительские соревнования ссирым. В 1980-ых годах была зарегистрирована корейская диаспора, и праздник стал отмечаться официально. До сих пор для всех корейцев 15 августа (День освобождения Кореи) остается важной датой. В Северной и Южной Кореях он именуется по-своему. У сахалинских корейцев это и день освобождения, и в то же время родительский день. В этом году это был Праздник мира, дружбы и процветания.

В восьмидесятые граница еще была закрыта, но все самобытные и культурные традиции наш народ сумел сохранить. Именно в тот период я и познакомился с ссирым. В то время мне было примерно 14 лет. С тех пор я начал принимать постоянное участие в любительских соревнованиях. А полноценную любовь к этой традиции мне привил мой дядя, проживающий в данный момент в Корее. Большую часть жизни он проработал учителем физкультуры в Поронайском районе, в поселке Вахрушев. Несмотря на свой небольшой рост и вес (приблизительно 67 кг) он умудрялся побеждать и бросать на землю борцов, гораздо превосходящих его по весу, под 100 кг. Мне всегда было интересно, как он это делает. Вскоре я понял, что дело не только в силе, но и в знании, в приемах и технике. Мой дядя был победителем не только турниров на Сахалине, но и в Казахстане, где тоже достаточно большая диаспора корейцев. Его знают многие представители первого и второго поколения сахалинских корейцев.

— Что послужило причиной для создания федерации?

— Борьба ссирым — это не просто спортивное состязание. Это — часть жизни и культурных традиций корейского народа, передающихся от старшего поколения к младшему. И сахалинским корейцам удалось эти традиции сохранить. Именно этот момент и послужил важным фактором для создания федерации. Я уже говорил, что с 14 я был постоянным участником соревнований. И примерно в конце девяностых я заметил, что корейская молодежь все меньше и меньше принимает участие в турнирах. А в определенный момент вообще перестала выходить на спортивные состязания. Сначала я расстроился и стал рефлексировать. Я понимал, что у современной молодежи совсем другие интересы: гаджеты, технологии и так далее. Этот вопрос всегда оставался для меня проблемным. Понимаете, мне 42 года и постоянно заниматься уже не так просто, тем более у меня есть и основное место работы. Два года назад я увидел, что на соревнованиях по борьбе нет ни одного представителя сахалинских корейцев. Тогда представители старшего поколения сказали мне: "Как же так, Алексей. Участвуй, выходи. Нужно чтобы нас кто-нибудь представлял". И в следующем году я вышел бороться и занял первое место. Именно в этот момент я понял что нужно все кардинально менять. Я организовал своих товарищей и знакомых, которые когда-либо принимали участие в подобных спортивных соревнованиях. Они также выступали за сохранение этой культурной традиции. И в октябре прошлого года мы организовали федерацию корейской национальной борьбы ссирым. Она первая в России. Сейчас по нашим стопам открылась федерация в Хабаровске. Следующие на очереди Якутия и Владивосток.

— Какие конкретные шаги вы предприняли для популяризации ссирым?

— Мы начали вовлекать молодежь и различные спортивные организации. За месяц до открытия, в сентябре, мы пригласили на Сахалин представителя из Южной Кореи. Многое с ним обсудили с точки зрения сотрудничества. Развивать федерацию в рамках одного Сахалина достаточно сложно. Нужно получать опыт и обмениваться им. Понимать, как вовлекать в спорт, как проводить соревнования и так далее.

После нас пригласили на международные соревнования в Андон, которые ежегодно проводятся в Южной Корее. Я собрал команду, и мы выступили. Конечно, особых результатов показать не удалось. Понятно, что любительский и профессиональный уровень несопоставимы. Но мы увидели, что из себя представляет профессиональный ссирым в мире. Ведь там были не только спортсмены из Южной Кореи, но и из Монголии, Китая, Испании и других стран. Вернувшись на Сахалин, мы начали составлять план по развитию у нас.

Мы купили необходимый инвентарь в Корее, перевели нормативную базу, все подготовили. И буквально поехали по всем сахалинским спортивным школам: греко-римская борьба, вольная, дзюдо, самбо. Нас везде с удовольствием приняли, а мы раздали подарки и нормативку. В апреле этого года нам удалось организовать областные соревнования. В турнире приняли участие более 50 детей и порядка 20 взрослых с разных районов области. Тогда первое место заняла команда с Невельска. На соревнованиях присутствовали гости из Южной Кореи. Они, конечно, были очень удивлены, как нам за такой малый срок удалось все организовать. На сегодняшний день нами были проведены еще несколько турниров, в том числе и в районах. 31 августа этого года мы планируем провести соревнования в Холмске, а на конец сентября у нас запланирован Корсаков.

— Сахалинская власть оказывала вам поддержку? Или вы все делали самостоятельно?

— Несмотря на то, что ссирым это вроде как национальный вид спорта и нас нет в федеральном реестре. Нам оказывает серьезную поддержку министерство спорта Сахалинской области. Где-то предоставляют транспорт, где-то дают совет. С точки зрения организации соревнований, техника и транспорт вещи весьма затратные. И нам в этом всегда помогают.

— Какое будущее у этого вида спорта в России и на Сахалине в частности?

— С точки зрения развития у нас есть понимание, как попасть в общероссийский реестр спортивных федераций. Ссирым на данный момент там отсутствует. Но он набирает популярность и развивается, в том числе в России. Еще один интересный момент. В июне этого года я выезжал в Северную Корею. Несмотря на то, что две страны разделены, это все еще один народ. И ссирым в них является национальным видом спорта. Есть идея организовать турнир с участием обеих сторон здесь, на Сахалине. Мы провели переговоры с представителями двух стран. Встречались на уровне минспорта. Они идею поддержали. Это событие должно быть приурочено к 75-летию освобождения Корейского полуострова.

СПРАВКА: Ссирым — корейская народная борьба и национальный вид спорта в Южной Корее. Бои проводятся между двумя спортсменами в небольшой круглой песочнице, экипировка борцов состоит из спортивных трусов и обязательных к ношению поясов. Целью схватки является, используя силу своих рук, ног и спины, опрокинуть соперника в песок, после чего поединок завершается. Одним из главных принципов ссирыма является использование для победы в первую очередь силы противника.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia