Рыбная отрасль России недооценена, и это является серьезным негативным фактором как в конкурентной борьбе российских рыбаков на мировом рынке, так и для обеспеченности отечественных рыбопромышленных предприятий кредитно-финансовыми ресурсами. Такие оценки высказали участники конференции "Стоимость рыбной отрасли: как оценить эффективность использования бизнесом общенационального ресурса?", которая прошла в рамках Международного рыбопромышленного форума в Санкт-Петербурге в четверг, 11 июля, сообщает ИА PrimaMedia. Как ранее сообщало агентство, повестка одного из ключевых мероприятий деловой программы форума была сформирована Всероссийской ассоциацией рыбопромышленников, участие в конференции приняли заместитель министра сельского хозяйства — руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, президент ВАРПЭ Герман Зверев, авторитетные эксперты, представляющие научное сообщество и реальные секторы экономики.
Как было отмечено в начале конференции, модератором которой выступил руководитель комитета по агропромышленной политике "Деловой России" Андрей Даниленко, по показателям вылова Россия занимает прочные позиции в ТОП-10 мировых лидеров рыболовства (6% общемирового вылова водных биоресурсов), при этом доля выручки РФ в мировом рыбном бизнесе – менее 1%, и даже самые крупные российские рыбопромышленные холдинги практически не могут сравниться по капитализации с иностранными игроками.
Комментируя ситуацию, руководитель Росрыболовства Илья Шестаков отметил, что, по оценке регулятора, запрос на рост капитализации сегодня у предприятий отрасли, безусловно, есть, хотя этот процесс займет достаточно много времени.
— Сегодня многие предприятия отрасли начали, что называется, активно выходить на открытые площадки: ведут диалог с правительством, социализируются, пытаются повысить свою рыночную стоимость. Это очень длительный процесс. Банкам, чтобы оценить отрасль нормально, нужно время, — высказал свое видение ситуации Илья Шестаков. — Общаться с банками компаниям сегодня необходимо. Раньше. Как вы знаете, отрасли банки были особо не нужны, рентабельность позволяла инвестировать собственные средства. Сейчас же, когда мы запустили механизм инвестквот, в отрасли – другое понимание.
Илья Шестаков. Фото: Фонд "Росконгресс"
По оценке руководителя госоргана-регулятора, потенциал капитализации российской отрасли – очень высок, как и ее инвестиционные возможности. Одним из путей роста капитализации Шестаков считает увеличение доли продукции высокого передела с тем, чтобы российские рыбные ресурсы сравнялись в стоимости с иностранными.
В целом же Илья Шестаков, ссылаясь на проведенное Росрыболовством исследование, оценил рыбный рынок РФ в 2 трлн рублей, что составляет немногим меньше 2% российского ВВП.
Также руководитель Росрыболовства обратился к принявшим участие в конференции представителям Федеральной антимонопольной службы с предложением обсудить возможность упрощения вхождения в российский промысел водных биоресурсов иностранного капитала.
— Конечно, это вопрос – для дискуссии. В сельском хозяйстве, той же рыбопереработке у нас нет ограничений для вхождения иностранцев. Можно предположить, что смягчение закона "Об иностранных инвестициях" для рыбной отрасли сделает ее чище, прозрачнее, даст возможность компаниям выходить на фондовые рынки, — отметил Шестаков.
Президент ВАРПЭ Герман Зверев подчеркнул, что оценка рыбной отрасли от Росрыболовства примерно в пять раз превышает оценку Росстата. По словам Зверева, дело здесь в разности методик, применяемых в мировой практики, и методологии отечественного статистического ведомства.
— Росстат оценивает любую отрасль по двум показателям: стоимость основных фондов и материальные оборотные средства. В 2018 году эти два показателя для рыбной отрасли, например, составили 430 млрд рублей. Но Росстат в принципе не оценивает водные биоресурсы, как изначальный производственный ресурс отрасли, используя так называемый "затратный" подход. Во всем же мире применяется "доходный" подход, когда любой объект стоит столько, сколько он может принести доходов в течение определенного времени. Естественно, с учетом рисков, поскольку риски могут существенно дисконтировать стоимость ресурса, — отметил президент ВАРПЭ.
Кроме того, и стоимость основных фондов и оборотных средств в отрасли учитывается Росстатом не в полной мере, уверен Герман Зверев. Дело в том, что в восприятии статистики сегдня рыболовство отделено от производства рыбопродукции, в то время как в реальности те же рыбодобывающие предприятия помимо непосредственно промысла занимаются и переработкой продукции или сразу в море, или на своих береговых предприятиях. Однако этот оборот "в зачет" рыбной отрасли не идет, раскрыл руководитель крупнейшего бизнес-объединения рыбаков один из "бухгалтерских" аспектов низкой капитализации отрасли.
Герман Зверев. Фото: Фонд "Росконгресс"
В качестве одного из объективный источников о финансовом положении отрасли и ее капитализации Зверев предложил рассматривать данные того же Росстата о долгосрочных финансовых вложениях предприятий, которые в 2018 году, например, показали рост в 4 раза и превысили 75,1 млрд рублей, причем анализ показывает, что речь здесь идет не о выводе средств на депозиты, а об инвестициях в приобретение компаний и долей квот водных биоресурсов. Основной же проблемой для роста капитализации предприятий рыбохозяйственного комплекса президент ВАРПЭ назвал "острую регуляторную неразбериху" в отрасли.
Напомним, что в повестке III Международного рыбопромышленного форума (МРФ), который проходит 10-12 июля в Санкт-Петербурге — самые актуальные вопросы мировой рыбной индустрии, начиная от капитализации отрасли и заканчивая темой социальной ответственности бизнеса, при этом ряд ключевых деловых мероприятий Форума сформирован самим консолидированным бизнес-сообществом российской рыбной отрасли. Так, президент ВАРПЭ Герман Зверев является куратором основной конференции МРФ-2019 и нескольких круглых столов, участие в которых принимают в том числе и высокостатусные эксперты, представляющие федеральные органы исполнительной власти РФ, Федеральное Собрание, лучшие научно-образовательные структуры страны, а также мировые рыболовные державы и международные организации.