В Магаданской области набирает обороты малое и среднее предпринимательство. В колымской столице только этим летом появилось несколько новых кафе и кофеен, фермеры-любители поставляют небольшие партии свежей зелени и овощей в магазины или продают напрямую через социальные сети. Открываются творческие студии и мастерские, уголки с диковинными продуктами и авторскими фаст-фудами.
Что нужно знать начинающим бизнесменам прежде, чем начать своё дело?
Первое, с чего, безусловно, стоит начать – это идея. Допустим, вы решили продавать запах тайги в фигурных баночках. Интересно и по-колымски. Но прежде, чем запускать бизнес, надо выяснить следующее:
- Подумайте, какой будет ваша целевая аудитория. Представьте своего потенциального клиента: пол, возраст, семейное положение и социальный статус. Смоделируйте ситуацию, когда человеку может понадобиться ваш товар или услуга, подумайте, какую потребность ваше предложение сможет удовлетворить.
- Посмотрите непредвзято на свою идею: чем то, что вы собираетесь производить, отличается от уже существующего на рынке, есть ли в городе и области конкуренты. Поймите, какую нишу вы сможете занять.
- Подумайте о локации, то есть месте, где будет находиться бизнес. Если ваш товар можно и нужно будет потрогать, необходимо стационарное помещение. Кроме того, в Магадане, где в среднем на семью приходится по две машины, важно учесть момент подъезда и парковки. Динамичный ритм и безналичные платежи активно развивают интернет-торговлю. Может быть, лучше подойдёт онлайн-продажа? Тогда нужен сайт. Возможно, понадобится склад, а ещё тот, кто будет доставлять, и то, на чём будут доставлять.
- Рассчитайте примерно, сколько будет стоить ваша идея. Для этого необходимо оценить себестоимость товара и покупательскую способность потенциальных клиентов. При этом вам нужно покрыть расходы и получить прибыль, но сделать это разумно, чтобы сохранить спрос и не прогореть.
Итак, вы прошли эти четыре шага и пришли к выводу, что производство таёжного запаха в фигурных баночках – дело перспективное. Или, допустим, в ходе начального анализа идея немного изменилась, и теперь вы решили продавать не воздух, а таёжный лечебный бальзам – не страшно, такое бывает. Теперь можно переходить к детальной проработке – написанию бизнес-плана.
Бизнес-план – это серьёзный документ, который отражает основную стратегию вашего дела и по сути подтверждает жизнеспособность идеи. В дальнейшем он может помочь привлечь новых бизнес-партнёров, инвесторов или кредиторов.
Что должен содержать бизнес-план:
- Подробное описание продукта с вариантами его дальнейшей трансформации.
- Анализ рынка с описанием конкурентов.
- Производственный план и расчёт себестоимости товара или услуги.
- План продвижения и смету затрат на рекламу и другие виды коммуникации с клиентами.
- Организационный план и оценку зарплат сотрудников, как внутренних, так и внешних. Например, курьеров.
- Финансовый план, который учитывает все источники финансирования и доходы, а также разовые расходы и налоги.
В результате вы сможете четко увидеть, сколько денег вам потребуется, чтобы запустить проект, когда он выйдет на самоокупаемость, через какое время получится вернуть вложенные средства и на какую прибыль вы можете рассчитывать. Для составления бизнес-плана можно воспользоваться уже готовыми формами и бланками.
О чем вы бы хотели узнать подробнее в следующем материале?
Банк России совместно с Правительством РФ, Минэкономразвития, Корпорацией малого и среднего предпринимательства (Корпорацией МСП) и другими заинтересованными ведомствами и деловыми объединениями поддерживает развитие российского малого и среднего предпринимательства.
Работа по этому направлению проходит в рамках Национального проекта, разработанного для достижения целей майского указа Президента РФ от 7 мая 2018 года.
Уже разработаны и утверждены пять федеральных проектов:
1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности.
2. Акселерация, то есть ускорение развития, субъектов МСП.
3. Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.
4. Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе льготному финансированию, при активном участии Банка России.
5. Популяризация предпринимательства.
Национальный проект рассчитан до 2024 года, и к этому периоду установлены цели:
- увеличение доли МСП в ВВП с 22,3 до 32,5%;
- повышение численности занятых в сфере МСП с 19,6 до 25 млн человек;
- увеличение доли МСП в экспорте с 8,6 до 10%.
Банк России применяет политику стимулирующего банковского регулирования. Что это означает? Мегарегулятор развивает систему гарантийных институтов по кредитам МСП, даёт возможность применять пониженный коэффициент риска к заёмщикам из числа МСП и анализировать финансовое положение таких клиентов не только на основе финансовой отчетности, но и по другим документам, а также с помощью информации из бюро кредитных историй и с официальных сайтов Высшего Арбитражного Суда, ФССП, ФНС, Росреестра, Единого федерального реестра сведений о банкротстве, Федеральной нотариальной палаты.
Понятно, что не всегда для развития собственного дела достаточно нормативной государственной поддержки и собственных средств.
В бизнес нужно привлечь деньги. Есть несколько вариантов, как это можно сделать:
- Собрать деньги на стартап с помощью современной платформы – краудфандинга. То есть, выйти напрямую к потенциальным клиентам, людям, которым интересен ваш проект, через социальные интернет-площадки. Формат краудфандинга будет зависеть от типа вашего бизнеса.
- Привлечь инвесторов. Для их поиска есть специальные площадки.
- Обратиться за господдержкой. Если то, что вы собираетесь производить, важно для людей, для вашего региона или страны в целом, государство может помочь гарантиями, недорогими кредитами, льготным лизингом и арендой.
Уже сейчас Банк России предоставляет банкам ресурсы под поручительство Корпорации МСП на льготных условиях – по ставке 6,5% для работы с малым и средним бизнесом. А банки, в свою очередь, выдают кредиты предпринимателям по ставкам 9,6-10,6%.
Мегарегулятор участвует в программе Минэкономразвития России и Корпорации МСП, согласно которой 69 уполномоченных банков из 29 регионов России выдают льготные кредиты для малых и средних предпринимателей по ставке не более 8,5%. По этой программе можно взять кредит:
— на инвестиционные цели — сумма от 3 млн до 1 млрд рублей, сроком до 10 лет;
— на оборотные цели – сумма от 3 млн до 100 млн рублей, сроком до 3 лет.
Меры, которые применяет Банк России совместно с заинтересованными ведомствами, уже дают результаты. Так, например, средние ставки по кредитам за 2018 год снизились с 12,5 до 10,9% на кредиты сроком менее 1 года и с 11,3 до 10,1% – на срок свыше 1 года. В прошлом году малым и средним предпринимателям было выдано кредитов на общую сумму 6,8 трлн рублей, что на 11,4% больше, чем в 2017-ом. Также в 2018 году доля просроченной задолженности впервые за долгое время сократилась и составила чуть более 12%, а портфель кредитов субъектам МСП вырос до 4,2 трлн рублей на конец прошлого года. Следует учитывать, что реестр МСП ежегодно пересматривают, показатель кредитного портфеля существенно меняется.
Подведем промежуточный итог:
Вы определились с тем, что и как вы будете производить или какую услугу оказывать. Вы поняли, кто ваш потенциальный клиент и сколько будет стоить ваш продукт. Вы составили бизнес-план и выяснили, на какие средства начнёте своё дело.
Остались важные формальности. Нужно зарегистрировать бизнес, определиться с системой налогообложения, выбрать банк и изучить законодательство. Но об этом мы поговорим в следующем материале.
Источники: www.fincult.info и пресс-служба Отделения Магадан Дальневосточного ГУ Банка России