С предложениями о поддержке рыбопромышленных предприятий, ставших в 2018-2019 годах участниками масштабной программы инвестиционных квот, выступили члены "рыбной" подкомиссии Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона во вторник, 19 марта, сообщает ИА PrimaMedia. Как сообщил участникам прошедшего во Владивостоке заседания член подкомиссии, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев, помимо очевидных успехов мер по стимулированию рыбаков к обновлению флота и строительству перерабатывающих заводов, реализация программы инвестквот выявила и ряд моментов, требующих внимания и доработки. Подкомиссия под председательством вице-премьера – полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева предложила ряду федеральных министерств и ведомств пути решения этих вопросов.
Напомним, что 19 марта в заседании подкомиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока приняли участие глава Минвостокразвития Александр Козлов, министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев, руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, глава Минприроды замглавы Минпромторга Олег Рязанцев, губернатор Приморского края Олег Кожемяко, губернатор Камчатского края Владимир Илюхин, губернатор Хабаровского края Сергей Фургал, глава Амурской области Василий Орлов, руководители институтов развития ДВ, представители госорганов и рыбопромышленного сообщества.
Одной из ключевых тем заседания стали вопросы о реализации законодательства об инвестквотах добычи (вылова) водных биоресурсов. На сегодняшний день на Дальнем Востоке по программе инвестиционных квот реализуется 14 проектов по строительству рыбоперерабатывающих заводов с общей суммой инвестиций в 15 млрд рублей. Также дальневосточными рыбаками реализуются инвестпроекты по строительству на отечественных верфях 15 крупнотоннажных и трех среднетоннажных промысловых судов (суммарный объем инвестиций – около 94 млрд рублей). После введения объектов инвестиций в эксплуатацию участники программы должны быть обеспечены Росрыболовством долями квот на добычу водных биоресурсов в ДВ-бассейне.
Президент ВАРПЭ Герман Зверев отметил в своем докладе, что при реализации инвестпроектов у предприятий возникает ряд вопросов, которые требуют обсуждения. В частности, по действующему законодательству вся ответственность за несоблюдение графика строительства рыбопромысловых судов "под инвестквоты" лежит на заказчике судна – то есть рыбодобывающем предприятии. Однако законодательством не учтены возможные обстоятельства, которые не зависят от заказчика, но могут повлиять на выполнение графика (например, применение экономических санкций к российским верфям). На сегодняшний день нет механизма принятия госорганами решения об изменении сроков строительства таких судов в связи с форс-мажорными обстоятельствами.
Также необходимо предусмотреть и возможность досрочного ввода инвестором объекта в эксплуатацию, продолжил Герман Зверев, и разработать порядок принятия таких объектов со стороны Росрыболовства и Минпромторга – для того, чтобы предприятие-инвестор могло быть наделено квотами именно по факту выполнения инвестиционного контракта, а не после истечения ранее заложенного в график срока.
Кроме того, рыбаки обратили внимание на необходимость решения вопроса о наделении судов, построенных по программе инвестквот, правами на промысел без ограничений в районе плавания. В таком случае эти суда могут быть использованы для развития российского рыболовства в различных районах Мирового океана, в частности, в районах действия международных договоров РФ, поскольку предвидеть, в каких районах будет происходить промысел через 5-15 лет, в связи с изменениями климата проблематично.
На заседании обсуждалась и ситуация с инвестиционными проектами камчатских компаний "Витязь-Авто" и "Укинский лиман", которые в 2018 году в оговоренный инвестконтрактом срок построили рыбоперерабатывающие заводы, однако положенными долями квот на 2019 год до сих пор не наделены.
Как выяснили участники заседания подкомиссии, причиной сбоя стало то, что государственная приемная комиссия прибыла на заводы лишь спустя 1,5 месяца после того, как инвесторы сообщили о выполнении условий контрактов. Затягивание же сроков приемки объекта привело к тому, что Федеральное агентство по рыболовству не смогло в установленный законодательством об инвестквотах срок (то есть до 1 октября 2018 года) закрепить за предприятиями положенные промысловые лимиты.
Комментируя ситуацию, Герман Зверев отметил, что, если предприятия не получат положенные им по закону лимиты на добычу сырья для завода, их убытки могут привести к консервации построенных заводов и сокращению сотрудников. Кроме того, сложившаяся ситуация может негативно сказаться на общем инвестклимате в рыбной отрасли и свести "на нет" желание бизнеса инвестировать в развитие глубокой переработки продукции.
По итогу обсуждения этих и других вопросов реализации программы инвестквот подкомиссией под председательством Юрия Трутнева были сформированы предложения ответственным федеральным министерствам и ведомствам по скорейшей разработке и внесению в правительство РФ проекта соответствующего нормативно-правового акта, устраняющего озвученные проблемы и недостатки в реализации программы инвестквот. Также подкомиссия рекомендовала Минсельхозу и Росрыболовству принять меры по наделению положенными квотами предприятия "Витязь-Авто" и "Укинский лиман".
Участники заседания обсудили и вопросы обновления рыбопромыслового флота и возможности судостроительных предприятий, расположенных на Дальнем Востоке, принять участие в этом процессе. Подкомиссия констатировала, что, несмотря на интерес дальневосточных рыбаков к строительству новых судов на местных верфях, пока судостроителям предложить им нечего.
"Сегодня во #Владивосток @YuryTrutnev скептически оценил доклад @minpromtorg_rus о развитии судостроения на #Дальнийвосток, — прокомментировал дискуссию Герман Зверев в своем твиттер-канале. — Из 24 млрд. инвестиций в судостроение #Россия на ДВ не пришло ни одного рубля. Готовность д/в верфей строить современный флот за разумные деньги близка к 0".
Напомним, что Правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также для координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона, при решении вопросов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона.