Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.
Уже больше двадцати лет по велению души и сердца путешествую по своей малой родине, отдавая дань красоте северной природы и неповторимому горному ландшафту. Вызывают у меня особый интерес и наследие времён Дальстроя — остатки посёлков, лагерей и лагерных командировок Севвостлага, рудники и их уцелевшая инфраструктура, лесозаготовки и другие объекты. Как потом выяснилось, нашлось и название моему увлечению — мемориальный туризм плюс экстрим.
Вид на озеро Верхнее. Фото: Из архива Андрея Лисицкого
Район, где мы с друзьями обычно путешествуем, — это бассейн реки Элик с её притоками. Река Элик — правый приток реки Аян-Юрях, который, в свою очередь, сливаясь с рекой Кулу, образуют нашу великую реку Колыма. Этот район во времена Дальстроя входил в состав ЗГПУ (Западное горнопромышленное управление) с центром в Сусумане. На большей части рудников в районе бассейна реки Элик велась добыча касситерита, из которого получали так необходимое для страны олово.
Стоит сказать, что в царской России добыча олова осуществлялась в небольших масштабах в Восточной Финляндии и Забайкалье, остальная потребность в этом металле покрывалась импортом из других стран. После Октябрьской революции страна лишилась источника олова в Восточной Финляндии и была вынуждена полностью импортировать из-за границы. И именно рудники и прииска Дальстроя сыграли существенную роль в обеспечении СССР оловом в военные годы. Ниже пойдёт речь о походах на один из таких рудников — рудник Отпорный.
Рудник стоит в предгорьях Халканского хребта, недалеко от моего родного поселка Адыгалах, который стоит на заброшенной трассе Кадыкчан — Хандыга. Из всех рудников в этом районе он самый крупный, поэтому представляет наибольший интерес для нас.
Маршрут на рудник Отпорный. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Рудник Отпорный стоит на почтительном расстоянии от основной трассы, и дороги, как таковой, к нему нет. Летом — колея для тракторов и лошадиных повозок. Зимой по зимнику осуществлялись все основные поставки оборудования и прочего тяжёлого и объёмного груза. По причине своей удалённости от основной трассы и жилых посёлков, рудник Отпорный неплохо сохранился.
Маршрут до рудника проходит через несколько рек и озёр в живописнейших местах, с непуганым зверем и великолепной рыбалкой. Красота этих мест не оставит никого равнодушным.
Озеро Отпорненское (Верхнее)
По пути на рудник мы всегда останавливаемся на Отпорненском озере, хотя на самом деле топонимическое название этого озера — Верхнее. Но местные его называют по рядом стоящему руднику — Отпорненское.
На берегу озера стоит хороший и уютный домик, готовый приютить усталых путешественников. Здесь мы отдыхаем, рыбачим, набираемся сил перед последним броском до намеченной цели.
Закат на озере. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Особенно красиво озеро по утрам, когда туман стелется по воде, подкрашенный розовыми тонами в лучах восходящего солнца. Впечатляющий вид и на закате, когда горизонт в лучах заходящего солнца высвечивает самые необычные цветовые инсталляции. В солнечную ясную погоду когда вода без ряби, отражение гор в озере создает зрительный эффект, где верх легко перепутать с низом…
Николай и мальма. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Днем начинается рыбалка. Порыбачить можно на озере возле берега, а лучше в озерной протоке между озерами. Там на перекатах и в ямах стоит хариус. В самом озере на живца из гальяна ловится мальма и крупный хариус.
Рыбаки отводят душу. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Если лень, то можно наловить хариуса прямо возле домика, он там хоть и не крупный, но на жарёху самый раз.
Удивительное в этом озере то, что несмотря на небольшой размер (около 2 км), его глубина больше 120 метров. Есть подозрение, что оно тектонического происхождения.
Если днём жарко, то можно и искупаться в озере. Чем не санаторий? Вечером вместе собираемся за столом, сегодня рыбный день: уха, пятиминутка (обдир), жареная рыба и еще немного огненной воды, для поднятия тонуса. И все это пиршество на фоне вечернего заката. Господи… что может быть лучше?
Посёлок Карбюляхский
Наледь ручья Озерный. Направо вдоль гор идёт дорога на рудник. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Все, отдохнули, пора в дорогу. До поселка Карбюляхский осталось около 7 километров. По сравнению с пройденными почти 40 км, просто мелочь. И к тому для отдохнувших и набравшихся сил путешественников — это уже не расстояние.
Тем более в гористой местности болотины гораздо меньше, а грунт под ногами тверже. Проходим вдоль озера, потом идем по наледи ручья Озерный, и выходим на хорошо сохранившийся участок дороги, которая нас приведет в поселок.
Немного информации об Отпорном из топонимического словаря Леонтьев В.В. и Новикова К.А. 1989
ОТПОРНЫЙ — ручей, правый приток ручья Озерный, впадающего в р. Эелик, бассейн реки Аян-Юрях верховье. Сусуманский район. Название дано в 1941 году геологами поисковой партии А.С. Лиференко. В долине ручья было найдено хорошее содержание касситерита, из которого добывали нужное фронту олово. Геологи верили в победу советского народа и дали ручью название Отпорный.
Ну и конечно на базе этого месторождения возникает рудник, лагерь и прочее. Как оно было повсеместно на Колыме во времена Дальстрое. Работал рудник с конца 40-х годов до середины 50-х годов ХХ-го века.
Вид на посёлок с соседней сопки. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Вот мы и на месте. Часть домов из посёлка Карбюляхский и все бараки из лагеря в 60-х годах ХХ-го века были разобраны и перевезены на строительство других поселков. Но часть посёлка уцелела и здесь можно увидеть много чего из истории дальстроевских времён.
Посёлок Карбюляхский одновременно являлся и центром рудника Отпорный. Здесь располагались дизельная электростанция, механический цех, гараж, какая-то мастерская или электроцех, технический и продовольственные склады, магазин.
От поселка на три горных участка рудника была проведена телефонная связь.
Вот такие дома в глухой и непроходимой тайге строили в посёлке Карбюляхский. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Дома построены из местной лиственницы, что позволило простоять им не один десяток лет. От наружней отделки уцелела обрешётка с остатками штукатурки — время взяло своё. Но во время жизни посёлка дом снаружи был оштукатурен и побелён. Высокая завалинка, помогающая сохранить тепло в доме в трескучие морозы. Резные деревянные наличники на окнах — всё делалось основательно и не на один десяток лет…
В доме завсклада. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
В этом доме жил заведующий складом. Окна дома со ставнями и наличниками, внутри отделка. И самое забавное — газеты тех времён "Советская Колыма", наклеенные вместо обоев. Сохранился и нехитрый домашний инвентарь. В печке вместо поддувала просверлено женское имя. Таких печей, с вырезанными женскими именами или просто каким-то годом, много в посёлке.
Рядом с домом завсклада находятся склады оборудования, ГСМ, продуктовый, баня.
Склад оборудования. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
На складе оборудования и сейчас можно найти много интересного, в основном относящегося к горному делу: запчасти к оборудованию, агрегаты и механизмы.
Одна из находок. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Уж не знаю название этого прибора. Но нет сомнений, что это устройство предназначено для обогащения или доводки касситеритового конгломерата. Сам прибор. когда мы его обнаружили, был упакован в деревянный ящик. Ящик мы разобрали. это не составило особого труда. доски были уже гнилые.
Через несколько лет, при очередном осмотре этого прибора на нем была обнаружена идентификационная табличка.
Табличка на найденном агрегате. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
С большим удивлением мы обнаружили на этой табличке надписи на немецком языке. Оказывается наш агрегат родом с Германии, изготовлен в 1950 году на заводе Круппа в городе Магдебург (ГДР). На тех самых заводах Круппа, где изготовлялись пушки и танки для войны с СССР, а после войны помогали поднимать страну из руин… Вот такие коллизии.
Компрессор. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Одна из наших находок — воздушный компрессор. На цилиндре написано "ЦРММ ЮГПУ 1942", что значит Центральные ремонтные механические мастерские Южного Горнопромышленного Управления. ЮГПУ располагалось в районе современного Сеймчанского района с центром в посёлке Сеймчан. И получается, что этот компрессор был сделан на Колыме в суровые военные годы. Хотелось бы узнать, где он был выпущен.
Дверной замок. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Ещё одна находка, изготовленная на Колыме. Судя по надписи — этот дверной замок был выпущен на промкобинате СГПУ. СГПУ — Северное Горнопромышленное управление, базировалось в Ягоднинском районе с центром в посёлке Ягодное.
Конвейерный став. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Конвейерный став — несущая конструкция конвейера, по которому ходила транспортерная лента.
На руднике работали скруббера на промывке касситерита, породу от промывочного прибора удаляли по транспортеру. Таким же образом могли подавать на прибор и добытую руду. Рядом шкив, думаю от локомобиля и насос.
Продуктовый склад. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Довольно хорошо сохранилось и здание продуктового склада.
Как говорилось выше, от посёлка и рудника до Колымской трассы круглогодичной автомобильной дороги не было. Все основные перевозки осуществлялись тракторами и гужевым транспортом, который использовали и для доставки грузов, и для разъездов из точки А в точку Б.
Конюшня. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Соответственным было и отношение к одному из основных видов транспорта. В воспоминаниях заключённых Севвостлага можно найти упоминания о том, что жизнь коня в те времена была куда ценнее жизни заключённого. В посёлке Карбюляхский уцелело здание просторной конюшни, тут же и дом для конюхов.
Останки одноосных телег. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Рядом со зданием конюшни мы нашли остатки деревянных колёс и телег, на которых и перевозили грузы. Одноосные телеги — самый оптимальный транспорт для бездорожья в отдалённых местах. Присмотревшись к находкам, у нас возникло ощущение, что всё это было изготовлено на месте, в посёлке.
Жизнь берёт свое. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
А вот и сани для перевозки грузов по зимнику, брошенные здесь людьми. Через них уже успела прорости поросль деревьев и через какое-то время сани будут скрыты от пытливого взгляда молодой листвой.
Жизнь берёт свое и природа год за годом стирает следы человеческого присутствия в покинутых им местах.
На месте склада ГСМ. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Раскиданные пустые бочки из под топлива и солидола, ручной перекачивающий насос рассказали нам о том, что во время жизни посёлка и рудника здесь был склад ГСМ.
Наш лагерь в посёлке Карбюляхский. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
На входе в посёлок стоит обжитый дом, в котором мы останавливаемся уже много лет. Это один из уцелевших домов посёлка, который геологи привели в жилое состояние, перестелили крышу. От щедрот тех, кто здесь работал, осталась вполне в приличном состоянии баня. Так что путешественнику есть где остановиться, переночевать или пожить какое-то время. Можно помыться и постираться.
Обувь на чердаке дома. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
В центре посёлка стоит магазин, на чердаке лежит много старой обуви, в том числе и детской. Видать покупали новую обувь, обували её, а старую кидали тут же на чердак. Так она и лежит на чердаке последние 60 лет. Само здание магазина разделено на две части. Думаю, что в одной половине жил продавец магазина.
Предположительно дом директора рудника. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
А этот дом мы назвали домом директора рудника. Уж больно он выделялся из всех уцелевших домов.
Крыльцо дома. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Только у этого дома такое роскошное и необычное крыльцо, у остальных входа были как-то попроще и без изысков.
Брёвна на входе в дом директора. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
На брёвнах у двери в этот дома выжжены надписи. То ли "Коммунистическая партия 195…" то ли "Геологическая партия 195…". К сожалению, не разобрать…
Здание дизельной электростанции. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
В этом полуразваленном здании раньше была дизельная электростанция рудника. Дизелей уже нет, вывезли.
От дизельной электростанции шли трёхфазные линии электропередач в 380 вольт на всё три участка добычи касситерита. Что интересно, некоторые участки силовой линии были проложены стальным проводом, алюминий был в дефиците после войны.
Бывшая мастерская. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Это здание мы определили. как мастерскую. Рядом с ним валяются бочки от скруббер-бутары.
Развалины гаража. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
К сожалению, гараж уже завалился. В длину гараж был более 30-ти метров.
Если учесть, что рядом, по словам жительницы посёлка, стоял ещё один двухэтажный гараж, в котором на втором этаже были мастерские, то техники на руднике было много.
Двухэтажный гараж сгорел в 1951–1952 году…
Разобранный двигатель от "Студебеккера". Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Из интересных находок в посёлке можно отметить разобранный полноприводный автомобиль американского производства — "Студебеккер". На снимке — разобранный двигатель, на частях сохранилась заводская маркировка.
Интересный факт, подавляющая часть "Студебеккеров", как в прочем и другой техники, была поставлена на Колыму американцами по программе Ленд-лиза во время Великой Отечественной войны как союзникам, и в 50-х годах ХХ-го века США затребовали их обратно, отказавшись продавать их СССР. Они прекрасно понимали, как необходимы были нам такие машины в условиях бездорожья. Это были времена "Холодной" войны и СССР пришлось вернуть большую часть техники, поставленной по Ленд-лизу. А этот "Студебеккер" удивительным образом так и остался на Колыме.
Рама от "Студебеккера". Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
После того как машина пришла в негодность и не подлежала восстановлению, из его рамы с колёсами пытались сделать прицеп для перевозки бруса с разбираемых домов. Видимо, переделка не удалась и разобранный по частям "Студебеккер" так и остался в посёлке.
Кабина от "Студебеккера". Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Рядом раскиданы остальные части этого автомобиля, сохранился даже родной домкрат.
Ворота на склад ВВ. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Недалеко от посёлка располагается склад взрывчатых веществ (ВВ). Само помещение склада ВВ сгорело, остались только громоотводы. Уцелело здание, где просеивали и фасовали взрывчатку, ящики от взрывчатки и пожарный щит . Уцелел и периметр ограждения из колючей проволоки.
Эту колючку можно найти в тайге в самых непредсказуемых местах, сколько одежды и сапог было порвано в походах при встрече с ней…
Рудник "Отпорный"
Ствол шахты. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Недалеко от склада ВВ располагается шахта (на карте — 1. шахта) рудника Отпорный. От следов её работы остались отвалы пустой породы и откатная узкоколейная железная дорога.
Отвалы породы. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
А вот и сами отвалы пустой породы, вывезенной из недр сопки. С этого места открывается неповторимый вид на горный хребет и распадок. Интересно, замечали бедные зеки эту красоту?
Технологическая узкоколейная железная дорога. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
На другом участке рядом с лагерем ЗК, расположен ещё один горный участок добычи касситерита — одна шахта расположена вблизи лагеря и две штольни в горах.
Я уже писал, что, к сожалению, от самого лагеря практически ничего не осталось — все строения были разобраны и вывезены. Даже колючка вместе со столбами и вышками были убраны, а может, пошли на дрова, в долине лагеря нет леса.
По территории разбросано много самодельной посуды из жести и раскатанных консервных банок, два двухсот литровых чугунных котла, скорее всего, из кухонного арсенала. Есть остатки строений и всякий скарб, обычно сопутствующий таким местам.
Парогенератор. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
На входе в лагерь нашли парогенератор, такими обычно размораживали грунт для промывки. Но этот экземпляр стоял внутри здания. Скорее всего, что он служил в карантине для выпаривания вшей из одежды и постельного белья зеков.
Лагерный туалет. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Удивил нас лагерный туалет, высота которого около полутора метров. Зачем его было так высоко сооружать? Может, что бы удобней выгребать из под него было?
Кладбище. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Рядом с лагерем находится небольшое кладбище заключённых, около 20 захоронений. Некоторые из них были раскопаны медведем. Мы искали это кладбище несколько лет и не нашли, хоть каждый раз были рядом, обидно. А вот студентам-геологам, работавшим здесь во время разведки, повезло больше.
На заднем плане видно вскрытое захоронение. По нормам ГУЛАГа заключённых хоронили на небольшой глубине, вот косолапый и откапывал бедняг. Ребята собрали останки и захоронили, спасибо им за это!
Фото предоставили студенты-геологи, работавшие в 2009 году на Отпорном.
Вид на рудник со стороны лагеря. Видны места разработок, штольни, линии ЛЭП и связи. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
В километрах двух от лагеря на ручье Геодезический в горе расположены две штольни (на карте 2. штольни).
От лагеря по распадку уходит в сторону разработок линия связи и электропередачи.
В центральной складке горы расположены штольни, где велась добыча касситерита. Все окрестные сопки изрезаны разведочными канавами, в поисках олова. Сколько же здесь труда?
На плато перед подъемом в гору склад рельсов, труб и шахтных рукавов. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
На плато перед подъёмом в гору во время жизни рудника находился склад. Здесь остались лежать невостребованные узкоколейные рельсы, трубы и шахтные рукава. Именно на них и растёт этот ярко-зелёный мох. Может, ржавчину любит?
Подъемник для волокуши с остатками троса. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Для доставки грузов и спуска руды на Отпорном был смонтирован подъёмник. Но не привычный бремсберг, с тачками на рельсах, которые часто встречаются на других рудниках, а волокуша на тросах. Трос до сих пор находится в отличном состоянии, нет ни одной лопнувшей проволочки, вот это качество!
При подъёме в гору, к штольням, мы с благодарностью принимаем его помощь.
Компрессора "ЗИФ" завод имени Фрунзе выпуска 1951 года. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
На полпути к штольням лежат два сгоревших воздушных компрессора, которые в своё время обеспечивали сжатым воздухом шахты для работы отбойных молотков и вентиляции.
Компрессора на автомобильном шасси с приводом от электродвигателя.
Как они оказались здесь? Скорее всего, они располагались в строении где-то рядом со штольнями. В результате попадания молнии или поджога, строение было уничтожено пожаром и обгоревшие компрессора скатились вниз…
У верхней штольни. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Сами штольни уже обвалились, и из завалов видны рельсы откатной узкоколейки и трубы для подачи сжатого воздуха в шахту.
Рядом со входом в штольню, как всегда, много брошенного оборудования и запчастей к горной технике.
И последний горный участок добычи касситерита, где расположены ещё три штольни, находится в другом распадке от гражданского посёлка (на карте 3. штольни).
Развалины лесопилки с циркулярной пилой. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
В наш первый поход мы были очень удивлены, увидев рядом со штольней под навесом большую циркулярную пилу, практически готовую к работе, с большим запасом пил разных размеров.
Заготовленный пиломатериал и собранные части шахтной крепи. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
На циркулярке изготовляли шахтную крепь, в виде сруба.
Эти конструкции изготавливались рядом с пилорамой, затем разбирались, переносились на место и монтировались снова, внутри горных разработок.
Остатки ЛЭП на фоне горного пейзажа. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
И вот, конечная точка нашего путешествия — подъём завершён. Здесь нас встречают уцелевшие столбы электропередач, по которым к шахтам подавалась электроэнергия.
На вершине сопки. Фото: Из архива Андрея Лисицкого.
Вот и достигнута последняя штольня рудника Отпорный. Привал, отдых, обмен мнениями и догадками. Нас ждёт обратный путь в сторону дома.
На этом я хочу поставить финальную точку в своём рассказе. Я постарался рассказать о наших походах на рудник Отпорный, поделиться с вами своими впечатлениями о местах, где мы побывали. Поведать о наших находках дальстроевской эпохи и показать красоту и неповторимость нашей суровой, но такой очаровательной природы.
__________________________
Автор статьи: Андрей Лисицкий.
Моё искреннее спасибо и благодарность Михееву Андрею, Куликову Александру, Котову Александру, Шевченко Владимиру, Дедловских Василию, Моторову Владимиру, Иванову Николаю за то, что были рядом со мной в этих путешествиях и разделили радость познаний, тяготы переходов и всё, чем щедро делилась с нами наша колымская природа.
Моя признательность Образцову Василию за помощь в подготовке материала.