В отношении устроивших стрельбу в пригороде Магадана возбуждено уголовное дело 
14 января, 23:45
В поселке Ола в следующем году появится парк "Молодежный"
17:18
На Колыме подвели итоги реализации нацпроекта "Безопасные качественные дороги"
16:50
В поселке Снежный пожарные тушат хозпостройки
15:59
Житель поселка Синегорье пойдет под суд за незаконное проникновение в квартиру
15:36
Автокредиты дальневосточников выросли вдвое
15:30
На Колыме удовлетворено 45 исков прокуратуры в сфере здравоохранения
15:27
Ключевые приоритеты "Единой России" в весеннюю сессию касаются поддержки участников СВО
15:22
Рейс по маршруту Магадан — Сусуман — Магадан переносится на два дня
12:54
ВТБ посчитал: россияне в праздники увеличили траты на книги и цифровые развлечения
12:35
В Магадане 25 января назовут победителя городского конкурса "Студент года-2024"
12:20
Юрий Гришан: Главная наша задача - обеспечить безопасность горожан
12:17
Житель Магадана может получить срок за фиктивную регистрацию иностранцев
12:16
Колымчанин похитил 50 тысяч рублей со счета пенсионера
12:13
Вице-спикер Магаданской облдумы принял участие в открытии весенней сессии Госдумы
11:51
Магаданцев приглашают на службу по контракту
11:47

Александр Шафранов: Я ушел в творческое "свободное плавание" в 1991 году

Известный фотограф, художник и путешественник рассказал о себе в интервью
26 августа 2018, 11:00 Общество
Путешествия Александр Шафранов
Путешествия
Фото: Александр Шафранов
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Александр Шафранов – известный фотограф, художник, видеограф и альпинист не только в Магадане, но и в России, и даже за рубежом. Его работы хранятся в областном краеведческом музее Магадана, музее живописи поселка Диксон, национальном музее живописи поселка Лонгиер в Норвегии, в Русском музее, а также в частных коллекциях как в России, так и за рубежом. О своем становлении, выставках, восхождениях и любви к путешествиях он рассказал в интервью, сообщает ИА MagadanMedia со ссылкой на газету "Вечерний Магадан".

– Когда и почему вы начали заниматься фотографией?

– Заниматься светописью (фотографией) я начал параллельно с живописью. Мой школьный учитель географии Олег Сергеевич Головин постоянно водил нас в походы и очень хорошо снимал и рисовал, от него пошло это увлечение. После армии, во время учебы в художественном университете я стал путешествовать, ходить в горы и увлекся светописью (фотографией), ведь этюды я пишу с натуры, а носить этюдники в горы с собой тяжело. Фотокамера и кинокамера стали хорошим решением.

Путешествия

Путешествия. Фото: Александр Шафранов

– А дальше начали принимать участие в выставках и конкурсах?

– Сначала это было любительское занятие, а потом постепенно стал заниматься светописью более серьезно, провел несколько персональных выставок. Самый крупный конкурс, в котором я участвовал и победил – это "Лучшие фотографии России". Он проходил в Москве в 2009 году. А затем был Русский музей. В советское время музеи не очень обращали внимания на фотографию как вид искусства – в этом плане был большой пробел. Сейчас стали собирать коллекции. Русский музей, например, стал проводить фотобиеннале современной фотографии раз в два года. Искусствоведы делают отбор лучших работ со всей страны; сразу 7 моих работ попали на эту престижную выставку. После нее было, пожалуй, самое большое мое достижение – Русский музей прислал письмо с просьбой показать работу – фотографию на зимнюю тему. В то время я даже не знал, для чего нужна эта фотография. Позже оказалось, что в этой выставке музей решил объединить живопись и светопись в одной теме – русской зиме. Там были представлены художники XIX века и современности и фотографии. В одном зале экспонировались работы Серова, Шишкина, Куинджи и многих других и еще нескольких фотохудожников. Она называлась "Русская зима из Русского музея. Большое путешествие шедевров: Санкт-Петербург – Дели – Москва, Царицыно". В декабре пройдет пятая фотобиеннале, в которой тоже приму участие с работой, которую я снял во время съемки фильма о старателях Колымы. Всего в музее хранится 11 моих работ, которые я подарил музею после выставок. Директор Русского музея В. А. Гусев мне прислал даже благодарственное письмо. Эти выставки считаю своим высшим достижением и больше не стремлюсь выставлять светопись в каких-то еще конкурсах. Но есть одна мечта: хотелось бы провести свою персональную выставку в Русском музее и совместить в ней живопись и светопись (фотографию). В декабре буду вести переговоры с его руководством, надеюсь, что все получится.

Путешествия

Путешествия. Фото: Александр Шафранов

– А с живописью в каких выставках вы участвовали?

– Их не счесть. С 1983 года принимаю участие во многих выставках и являюсь членом Союза художников России. В городских и областных выставках я участвую постоянно. Множество и региональных, и всероссийских выставок. В сентябре откроется выставка в Петропавловске-Камчатском, оттуда работы будут отбираться на Россию. Тема в живописи такая же – горы и люди, природа.

– Знаю, что помимо живописи и фотографии вы занимаетесь и другими видами творчества…

– Сейчас занимаюсь цифровыми фантазиями – это абсолютно новый вид светописи (фотографии). Когда я только начал заниматься живописью, я все время писал на тему космоса. Сейчас вернулся к ней. Это искусство и техника исполнения называется мэтт-пейнтинг. Художник создает иллюзию реальной фотографии, но на самом деле это фантазия, выдумка. Хотя выглядит она настолько реально, что кажется, что это действительно снято, очень интересно. Открывается новый мир. Можно использовать, например, камень – фотографируешь агат, а внутри него целый космический мир. Ты его дорабатываешь, перерабатываешь, можно, например, людей туда вставить – получается нереальная картина, точнее другая реальность. Этот вид творчества встал в один ряд с другими видами искусства.

Сейчас я пишу фантастический рассказ про мир будущего – 2150 год, на очень интересную тему сложных взаимоотношений современного мира и людей с природой и его прошлого и оформляю его этими фотоработами, и думаю, тема ляжет в сценарий к художественному фильму. Сейчас занимаюсь оформлением каждой главы. Потом планирую сделать выставку с этими работами. Процесс этот, конечно, очень длительный, но я никуда не тороплюсь.

Фильмы это вообще отдельная тема. Об этом разговор может быть очень длинным. Скажу кратко. Уже снято первое видео серии "Живые мгновения природы". Всего будет 10 серий о самых красивых местах Колымы. Там используются подводные съемки, съемки с воздуха – с появлением квадрокоптеров открылись абсолютно новые возможности. И большой фильм о горах Аннгачак, где расположено озеро Джека Лондона. Этот сезон – последний из семи лет сьемок.

Путешествия

Путешествия. Фото: Александр Шафранов

– Что нравится снимать больше всего?

– Даже трудно сказать. Мне интересно все, что как-то трогает душевные струны. В Русском музее у меня всего два пейзажа, остальные – сценки с людьми, лошадьми, замороженный дом с окошком – социальный жанр, несколько характерных портретов.

– Что первично: желание посмотреть на природу или желание донести эту красоту людям?

– Путешествия – это моя жизнь. Хотя сейчас притормозил, и, наверное, наступило время "собирать камни". С тех пор, как я ушел в творческое "свободное плавание" в 1991 году, я начал путешествовать: Камчатка, Чукотка, Памир, Арктика и Кавказ – десятки экспедиций, более двухсот восхождений, сложные вершины и не очень – Эльбрус, Казбек, разные Памирские вершины… Множество походных тягот делит со мной хороший друг Сергей Шевцов, с которым мы вместе начинали ходить в горы еще много лет назад. Он здорово помогает в экспедициях. В наших горах и горах Черского мы с командой сделали много открытий – первовосхождений на вершины, где еще никто не был. Все это пытался запечатлеть и в живописи, и в светописи (фотографии), и в фильмах. Я не думаю, что специально для кого-то что-то делаю. Просто мне это нравится, есть в этом потребность, но если в результате от моих работ к зрителю перекинулся душевный мостик, значит, все не зря. Для художника ведь важна обратная связь, это оправдывает его существование. Вообще, у нас один из красивейших в мире регионов. Такого разнообразия нет нигде. В области есть каньоны с сложными сплавными реками, есть высокие труднодоступные горы (для альпинистов это рай), есть море с островами – тихоокеанское побережье, тундра, лесотундра, тайга, и все это в одном регионе. Для сравнения, Алтай тоже красивый, но моря нет. Здесь на лодке я могу уходить куда-нибудь на острова и снимать совершенно другой мир или уехать на озеро Джека Лондона – это вообще другая, чудная планета.

Путешествия

Путешествия. Фото: Александр Шафранов

– Какое из восхождений было самым сложным?

– Пик Победы в Якутии – это был очень сложный комбинированный поход. Мы шли месяц огромное расстояние – более 300 километров и восхождение на высшую точку Северо-Востока, затем был сплав по реке. Вообще-то их было множество. А из альпинистских восхождений самым сложным было, наверное, восхождение пятой категории сложности – пик Джайлак на Кавказе со стеной высотой больше километра. А на спуске мы попали в грозу и ураганный ветер – было очень экстремально.

– Не страшно?

– Тогда все были уставшие и не думали об этом – главное было спуститься. Нас чудом пронесло – были молнии, а ведь за несколько лет до нашего восхождения из-за этого же там погибла группа.

Путешествия

Путешествия. Фото: Александр Шафранов

– Когда поднимаетесь на вершину, флаг ставите?

– Нет, это очень редко. А так только складываем из камней туры и оставляем потомкам записки в капсулах. Бывало и сами находили подобные записи.

– Есть любимое место, куда хочется постоянно возвращаться?

– Озеро Джека Лондона, езжу туда почти каждый год уже 30 лет. Я вырос в тех местах, все там обходил. Это озеро уникально – 5 островов, чистейшая вода, которую можно просто пить из кружки. Где еще есть такое? А горы там как в Йосемитском национальном парке – заходишь в центральную часть и видишь километровые отвесные стены, водопады, горные озера на разных высотах. Есть долина, в начале лета она полностью покрывается рододендронами. К слову, у множества озер и некоторых вершин еще нет официальных названий, поэтому мы называли их сами как, например, "Озеро белых ночей" и пик Челленджер. Этот район гор Аннгачак надо обязательно брать под природную охрану наследия ЮНЕСКО. Он уникален. Но наши власти не понимают этого.

Путешествия

Путешествия. Фото: Александр Шафранов

– Есть мечта съездить куда-то, где еще не были?

– Да много куда. Много лет у меня была мечта попасть на норвежский Шпицберген. И когда я туда приехал и провел там 4 месяца, это было незабываемое путешествие. В итоге мы сделали шикарный альбом – Ледниковое Эльдорадо. Там я умудрился подняться на две нехоженые вершины. На одну из них, которую назвал "Русский помор", ходил в одиночку, заняло это двое суток. Как раз был полярный день, светло, и можно было ходить сколько угодно.

– Какие планы на ближайшее будущее?

– Хочется съездить в Якутию, совершить сплав по реке Синей – это еще одна моя мечта. С воздуха эту реку мало кто снимал. Еще хочу побывать в Чарской долине, которая находится в центральной Сибири. Там есть пустыня прямо перед горами. Пустыня в Сибири – это уникальное место километров 12-15. Лиственница растет, природа северная и дюны, песчаные барханы по 10-12 метров в высоту, а за ними горы.

Путешествия

Путешествия. Фото: Александр Шафранов

196697
31
60