После полета над Аляской с остановкой в Уэлькале на Чукотском полуострове 23 мая 1944 года на Колыму прибыл самолет с членами делегации, возглавляемой вице-президентом США Генри Уоллесом. По докладу начальника Дальстроя Ивана Никишова в Москву, во время своего 3-дневного визита Уоллес осмотрел в Магадане порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, столовую, склад пушнины, свиносовхоз в 23 км от города и Дом культуры. Также американские гости были пролетом в Нижнем Сеймчане, где посетили поселок Южного горнопромышленного управления, а также школу, столовую, детский сад, парткабинет. В местном клубе Генри Уоллес посмотрел фильм "Два бойца"; в Западном горнопромышленном управлении посетил хозяйство Сусуманского совхоза, участок прииска имени Фрунзе и осмотрел промприбор на прииске "Комсомолец", сообщает ИА MagadanMedia.
Один из приисков, показанных американской делегации. Фото: Из личной коллекции Генри Э. Уоллеса
В Магадане на Уоллеса произвел впечатление авторемонтный завод:
Самое большое предприятие Магадана — авторемонтный и автосборочный завод... обслуживает парк из 1,8 тысячи грузовиков, в основном, русского производства. Завод обладает полным набором станков и в состоянии изготовить на месте многие запасные части, такие же, как мы можем заказать из Детройта.
Вице-президент не понимал, что завод был построен и обслуживается главным образом заключенными.
Помимо завода Уоллеса впечатлили фермы, на которых выращивали овощи:
На Колыме, в зоне вечной мерзлоты, есть сельское хозяйство, под стеклом выращиваются свежие продукты для горняков. Среди посадок есть помидоры, опыляемые импортными пчелами. Это предприятие находится в составе Дальстроя. Здесь сотни парников и теплиц, в которых выращиваются помидоры и огурцы. Огурцы, кажется, занимают в русском меню то же место, что салат — в американском.
Правда же заключалась в том, что на овощной ферме работали женщины-заключенные, и выращенные ими овощи предназначались для верхушки НКВД, а не для горняков, тем более не з/к.
Герой Советского Союза, летчик Илья Мазурук и Генри Уоллес. Фото: Из личной коллекции Генри Э. Уоллеса
В телеграмме наркому Лаврентию Берии начальник "Дальстроя" Иван Никишов писал:
27 мая 1944 года на аэродроме в Нижнем Сеймчане перед посадкой в самолет Уоллес на прощанье, пожимая мне руку, благодарил меня за то, что я ему показал в Дальстрое. Все, что он видел, ему понравилось, а также благодарил за теплый прием его и его спутников и снова заявил многократно, что мы в Америке знаем Дальстрой, много о нем слышали, но то, что я увидел лично сам, это превзошло все наши представления о Дальстрое. На это я ему ответил, что в Советском Союзе такая мощная и крупная хозяйственная организация, как Дальстрой, не единична. На это Уоллес сказал следующее: "Я надеюсь, что после войны Дальстрой будет еще больше развиваться, а это еще больше укрепит дружбу США и Советского Союза.
Вице-президент США Генри Уоллес простился с Магаданом и отправился в дальнейший путь, следуя через Сеймчан и Якутск в Иркутск.
Также в этот день:
23 мая 1932 года вышло Постановление Совета Труда и Обороны № 572/186 "Об установлении регулярного воздушного сообщения с приисками "Дальстроя", в котором предусматривалось "…установить в 1932 году на линии Владивосток или Хабаровск — Николаевск — Нагаево вполне отвечающую данному району по своим качествам почтово-пассажирскую линию. Организовать воздухолинию Якутск — Крест — Хольджай — Оймякон — Среднекан и приступить к эксплуатации этой линии не позднее октября 1932 года".
Исполком Магаданского горсовета 23 мая 1950 года принял решение "Об отводе земельного участка под строительство жилого барака Управлению Маглага в поселке Веселая".
Исполком Магаданского горсовета 23 мая 1952 года принял решение "О разрешении временного использования построек склада мелкой техники гостреста "Колымснаб" под лагерь.
Газета "Магаданская правда", № 107, 23 мая 1954 года сообщает о состоявшихся в Магадане торжествах, посвященных 300-летию воссоединения Украины с Россией.
Газета "Красная звезда" с 23 мая 1954 года выходит под названием "Северная правда" — орган Ягоднинского районного комитета КПСС и районного Совета депутатов трудящихся.
Газета "Магаданская правда" 23 мая 1959 года сообщила, что молочный цех Магаданского пищекомбината, освоивший производство кефира, стал выпускать его не в пол-литровых банках, а в стандартных бутылках с широким горлышком. Ежедневный выпуск — 1100 бутылок кефира.
Магаданские авиаторы 23 мая 1986 года открыли новые авиалинии: Магадан — Новокузнецк (3800 км) и Певек — Хабаровск. Полеты выполнялись на Ту-154.
___________
18+. Информационное агентство MagadanMedia (МагаданМедиа), регистрационный номер ИА № ФС 77 — 76865 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 01.10.2019