Сегодня Северо-Восточное отделение Сбербанка совместно с УМВД России по Магаданской области провели брифинг "Как не стать жертвой мошенничества". На встрече рассмотрели новые виды посягательств на деньги, разобрали популярные способы финансового мошенничества и напомнили в очередной раз правила безопасности использования телефона, карты и мобильных приложений, сообщает ИА MagadanMedia.

Брифинг. Фото: Фото: Юлия Чухломина, ИА MagadanMedia
Начальник управления безопасности Северо-Восточное отделение № 8645 ПАО Сбербанк Николай Байбаков рассказал гостям брифинга о том, что под угрозой чаще всего находятся паспортные данные, Пин-код и CCV, контрольная информация по карте, одноразовые пароли, логин и пароль и ЭЦП клиента банка. Если беспечно обращаться с этими данными, то мошенники смогут в какой-либо форме воспользоваться информацией.
Николай Байбаков рассказал журналистам о самых популярных видах современного мошенничества.
Социальный инжиниринг (разводки) – манипулирование людьми с целью получить доступ в защищенные системы организации или потребителя, то есть выведение человека в состояние высокого эмоционального фона, будь то радость, страх или печаль.
Скимминг – кража персональных данных, обеспечивающих доступ к банковским счетам с использованием постороннего оборудования, считывающего данные карт.
Фишинг – кража персональных данных с использованием фальшивых сайтов, имитирующих реальные ресурсы банков, почты, социальных сетей.
Также популярными остаются кража сим-карт, фиктивная торговля в интернете и внедрение вирусов на мобильные телефоны.
Сейчас телефон не просто средство связи, он превращается в пульт управления счетами, предметами, машинами, сейфами, домами. В целях собственной безопасности и безопасности своего имущества, в том числе денежных средств, клиенты банков должны уделять особое внимание защите и сохранности своего мобильного телефона, сим-карты и банковской карты.

Брифинг. Фото: Фото: Юлия Чухломина, ИА MagadanMedia
Сбербанк регулярно проводит курсы финансовой грамотности, где сотрудники банка рассказывают о том, как защититься от мошенников.
Основные правила безопасности использования карты:
– Не передавайте банковскую карту третьим лицам.
– Храните Пин-код отдельно от карты.
– Никому не сообщайте Пин-код и CVV.
– При оплате услуг не оставляйте карту вне поля зрения.
– Подключите услугу "Мобильный банк".
Правила использования "Мобильный банк":
– если ваш мобильный телефон потерян (похищен), а к нему подключена услуга "Мобильный банк" или приложение "Сбербанк Онлайн", — срочно обратитесь к своему оператору сотовой связи для блокировки сим-карты, а затем — в Контактный центр банка (Контактный центр Сбербанка 8-800-5555550) для блокировки подключенных услуг.
– при смене номера телефона, на который подключена услуга "Мобильный банк", необходимо обратиться в Контактный центр или посетить ближайший офис банка и оформить заявление на ее отключение.
– помните, если номер телефона неактивен долгое время, оператор связи может передать его другому абоненту. При этом услуга "Мобильный банк", ранее подключенная к вашему номеру, присваивается мобильным оператором другому лицу, что может повлечь за собой неправомерное завладение денежными средствами с вашей карты.
– установите на телефон антивирус и своевременно его обновляйте — это позволит защитить ваши данные от мошенников. Для владельцев Android Сбербанк выпустил уникальное приложение "Сбербанк Онлайн" со встроенным антивирусом, который защищает не только приложение, но и сам телефон. Скачать приложение можно в Play Market.
– Вовремя отключайте Bluetooth и не переходите по ссылкам от незнакомых людей. Будьте осторожны, когда устанавливаете сомнительные приложения на телефоне. Они могут выполнять почти все функции, не исключая хищение средств с вашей карты. Поэтому устанавливайте только приложения из доверенного источника (для iOS – в AppStore, Android – в Play Market).
– не храните пароли и другую конфиденциальную информацию на телефоне. Если он потеряется, ваши персональные данные могут попасть к злоумышленникам.
– установите пароль на вход в телефон — этим вы исключите возможность свободного доступа в ваш телефон со стороны третьих лиц в случае утери или кражи телефона. К тому же, как показывает статистика правонарушений, зачастую родственники и близкие (чаще всего дети) хозяина телефона совершают операции с его денежными средствами без ведома владельца.
– не отвечайте и не реагируйте на смс — сообщения о блокировке вашей карты. В случае сомнения — обратитесь в ближайший офис банка.
– не сообщайте в телефонном разговоре с незнакомыми людьми ваши персональные данные и конфиденциальные сведения. Помните: сотрудники банка не звонят клиентам с вопросами об их личных данных, а сотрудники "службы безопасности" не общаются с клиентами по телефону по поводу действий с личным счетом или пластиковой картой.
Правила безопасности при использовании системы "Сбербанк Онлайн" и других мобильных приложений:
– Для входа в Личный кабинет "Сбербанк Онлайн" требуется только идентификатор и пароль. Если у вас запрашивают личные данные (номер паспорта, телефона и т.д.), -немедленно прекратите работу с сервисом и обратитесь в банк.
– Сервис "Сбербанк Онлайн" не предусматривает отмену произведенных операций. При запросе системой пароля для отмены операции немедленно прекратите работу и свяжитесь с банком по телефону службы помощи 8 (800) 5555550 (бесплатный, круглосуточный).
– Внимательно изучайте sms-сообщения с разовыми паролями, убедитесь в правильности указанных реквизитов получателя. Используйте пароль только в том случае, если вы запрашивали данную операцию. Не вводите пароль для отмены или аннулирования операций. Пароли на отмену или аннулирование операций могут запрашивать только мошенники. Сотрудники Сбербанка никогда не звонят клиентам и не просят отменить/аннулировать операции.
– Проверяйте, что установлено защищенное ssl-соединение с официальными сайтами услуги (https://online.sberbank.ru).
– На сайте "Сбербанк Онлайн" всегда указаны официальные контактные телефоны: +7 (495) 500 5550 и 8 (800) 555 5550.
– При работе с системой "Сбербанк Онлайн" в адресной строке Вашего браузера высвечивается значок безопасного соединения.
– Регистрационные данные для пользования сервисом "Личный кабинет Сбербанк Онлайн" и одноразовые пароли являются строго конфиденциальной информацией и не подлежат разглашению, в том числе специалистам банка.
– При утере или выходе из строя сим-карты, к которой подключен "Мобильный банк", необходимо в кратчайшие сроки произвести замену сим-карты или блокировку номера.
– Установите пароль для входа в телефон, чтобы исключить несанкционированный доступ третьих лиц к сервису "Сбербанк Онлайн", например, при утере телефона.
– Не входите в "Сбербанк Онлайн" через интернет-обозреватель мобильного устройства (телефона, планшета и пр.), на который приходят sms-сообщения с подтверждающим одноразовым паролем. Для мобильных устройств существуют собственные версии системы. Мобильные приложения "Сбербанк Онлайн" вы можете скачать для iOS – в AppStore, Android – в Play Market.
– Для устройств, работающих на платформе Android, Сбербанк выпустил мобильное приложение "Сбербанк Онлайн" со встроенным антивирусом. Антивирусное программное обеспечение защищает не только приложение "Сбербанк Онлайн", но и сам телефон. Скачать приложение вы можете в Play Market.
– Для повышения безопасности использования системы воспользуйтесь дополнительными возможностями сервиса (например, настройте sms-оповещения о произведенных операциях, установите лимиты сумм при совершении операций и т.д.). Для настройки используйте меню "Настройки", далее пункт "Настройки безопасности".
– Не производите на мобильном устройстве, которое используете для sms-оповещений, установку программного обеспечения неизвестных или сомнительных издателей. Такие программы могут являться вирусными и, получая доступ к вашим данным в платежной системе, могут совершать любые операции. Помните, банк не рассылает своим клиентам ссылки или указания на установку приложений через SMS/MMS/Email-сообщения. Мобильные приложения "Сбербанк Онлайн" вы можете скачать для iOS – в AppStore, Android – в Play Market.
– Для повышения безопасности работы в Личном кабинете "Сбербанк Онлайн" можно получить информацию о времени последнего входа и IP-адрес, с которого был произведен вход.
– При окончании работы с сервисом необходимо использовать кнопку "Выход" для сохранения всех данных корректного завершения приложений.
– Требования к хранению одноразовых паролей, напечатанных на чеке банкомата, аналогичны требованиям к хранению пин-кодов банковских карт: никто, кроме вас не должен иметь доступ к чеку с одноразовыми паролями. Не храните пароли в местах, доступных посторонним людям, а также в кошельках, паспортах, на оборотной стороне карт. В случае утери паролей или их кражи вам следует незамедлительно обратиться в банк или запросить новый список паролей на банкомате.
– Уничтожайте чеки с паролями от систем интернет-банка, если Вы не планируете их дальнейшее использование. Не передавайте пароли третьим лицам, в том числе сотрудникам банка.
Если вы все-таки попались на уловки мошенника, вам следует:
– Незамедлительно заблокируйте карту.
– Составьте заявление о спорной транзакции с обязательным указанием на факт мошенничества.
– Подайте заявление о преступлении в правоохранительные органы.

Артур Устименко. Фото: Фото: Юлия Чухломина, ИА MagadanMedia
На встрече присутствовал и начальник Управления уголовного розыска УМВД России по Магаданской области, полковник полиции Артур Устименко.
"За последнее время участились мошеннические действия в отношении клиентов кредитных организаций. Все это становится возможным из-за ненадлежащего поведения жителей, заключающегося в разглашении своей конфиденциальной информации: Пин-кодов, CVV и иных персональных данных, связанных с банковскими продуктами. Жители игнорируют общепризнанные элементарные требования безопасности, в том числе – неиспользование антивирусного программного обеспечения.
Отмечается некоторое снижение преступных деяний, совершенных в результате покупок через интернет на фальшивых сайт. Мы стараемся предупредить колымчан. Мы не стоим на месте и делаем все возможное, чтобы оградить жителей Магаданской области от мошенничества", – заявил Артур Устименко.
Отметим, что сложность в работе правоохранительных органов заключается в том, что большинство мошенников – жители других регионов.

Брифинг. Фото: Фото: Юлия Чухломина, ИА MagadanMedia