Бюро Чукотского окружкома ВКП(б) на основании сообщения командира перегоночной дивизии Ильи Мазурука 25 сентября 1942 года приняло постановление об открытии военной воздушной трассы АЛСИБ по перегону самолетов из Америки в СССР. Маршрут начинался на Аляске и пролегал через Чукотку, Колыму и Сибирь на фронт, сообщает ИА MagadanMedia.
Дуглас C-47 "Скайтрэйн" или "Дакота". Фото: сайт photo.ukamo.org
В приказе по ГУСДС № 064 "О строительстве аэродромов на территории деятельности Дальстроя" перечислены мероприятия по форсированию строительства и ускорениию ввода в эксплуатацию следующих аэродромов: Оймяконского, Берелёхского, Сеймчанского, Зырянского. Все мероприятия должны быть закончены не позднее 1 ноября 1942 года.
На аэродроме Сеймчан с одной стороны взлетно-посадочной полосы находилось два засыпных дома-общежития. Пока жилье не было готово, летный состав размещался в бараках лагеря, а заключенных на время куда-то выселили.
Американская часть трассы начиналась в городе Грейт-Фолс в штате Монтана, а заканчивалась в Фэрбенксe на Аляске.
Расстояние советской части трассы от города Фэрбенкса на Аляске до Красноярска составляло 6,4 тысячи км. А учитывая американский отрезок трассы в 3 тысячи миль над Канадой, плюс еще многие тысячи километров до фронтовых аэродромов, общий путь самолетов составлял порядка 14 тысяч км.
Кёртисс-Райт C-46 "Коммандо". Фото: сайт photo.ukamo.org
В качестве второстепенных задач на трассе выполнялась перевозка грузов, дипломатической почты, дипломатических работников.
Тысячи пилотов, штурманов, бортрадистов и механиков работали в невыносимых условиях Крайнего Севера, летали над самыми опасными районами планеты, включая зону вечной мерзлоты. Маршруты были неимоверно трудными. В случае отказа мотора летчика мог спасти только парашют. Но вызволить его из ледового плена гор или непроходимой тайги уже не могла никакая экспедиция.
За время почти трехлетней бесперебойной работы советско-американского воздушного моста было доставлено в Красноярск 7 тысяч 926 боевых самолетов.
Американский бомбардировщик B-25J-30 с советскими опознавательными знаками в полете над Аляской. Фото: kolymastory.ru
Совместный проект блогера Василия Образцова и MagadanMedia
Также в этот день:
25 сентября 1932 года установлена радиосвязь Магадана со строящимся посёлком на 87-м км (впоследствии — Палатка). Начался прием телеграмм.
В структуре Управления горнопромышленного строительства Дальстроя в поселке Усть-Утиная 25 сентября 1935 года организован проектно-изыскательский отдел, в задачу которого входило проектирование первых горнорудных предприятий, энергетических баз, линий передач и других объектов.
2-й межрайонный съезд колхозников-ударников Колымы открылся 25 сентября 1935 года. На съезде присутствовали 52 делегата с решающим голосом, из них 18 эвенов, 9 якутов, 11 камчадалов, 2 юкагира и 12 русских.
Газета "Советская Колыма" в номере от 25 сентября 1940 года сообщила о сдаче в эксплуатацию нового корпуса больничного городка, в котором разместились хирургическое, акушерское и гинекологическое отделения магаданской больницы. К этому времени для нормального функционирования больничный городок имел свою оборудованную кухню и самостоятельную котельную.
В соответствии с приказом по ГУСДС № 497 от 25 сентября 1941 года, чтобы обеспечить выполнение октябрьского плана, на каждого работающего на прииске независимо от занимаемой должности и выполняемой работы установлена норма намыва металла в сутки: в СГПУ — 4 г, в ЗГПУ — 5 г, в ЧУГПУ — 8 г, в ЮГПУ — 3 г, в ТГПУ — 5 г.
Газета "Советская Колыма" 25 сентября 1952 года сообщила о переименовании Колымского шоссе в проспект Ленина.
Решением Магаданского горисполкома 25 сентября 1954 года утверждён акт комиссии по приёму в эксплуатацию детского сада на 100 мест в Школьном переулке.
Неожиданно большой осенний паводок 25 сентября 1955 года подмыл опоры деревянного моста через речку Магаданку, построенного еще в 1933 году. Это привело к их прогибу и деформации почти на 1 метр. В связи со сложившимся аварийным положением движение через мост было закрыто на трое суток. Произведенные восстановительные работы ликвидировали разрушения. Однако в декабре 1955 года мост через речку Магаданку подвергся новым испытаниям в связи с сильными дождями. Принято решение о строительстве нового, теперь уже железобетонного моста.
"Магаданская правда" 25 сентября 1958 года сообщила о выходе на городские маршруты двух первых такси с комсомольско-молодежными экипажами.
Под промышленную нагрузку 25 сентября 1979 года поставлены высоковольтные ЛЭП-220 "Ягодное — Синегорье" и подстанция в поселке гидростроителей.
Работа магаданских конструкторов — транспортно-обогатительный комплекс ТОК-200 — 25 сентября 1988 года отмечена золотой медалью ВДНХ.
___________
18+. Информационное агентство MagadanMedia (МагаданМедиа), регистрационный номер ИА № ФС 77 — 76865 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 01.10.2019