Воздушная трасса экспедиции "АЛСИБ-2015" пролегла через Магадан. Несколько минут назад опытные пилоты совершили посадку в аэропорту поселка Сокол за штурвалами самолетов времен Второй мировой войны. "Дугласы" начали свой путь в штате Монтана, США, перелетели через Берингов пролив и уже побывали на Чукотке. Далее пилоты отправятся в Москву, останавливаясь в Якутске, Братске и Красноярске. Общая протяженность пути составит 14 тысяч км, сообщает ИА MagadanMedia.
АЛСИБ. Фото: Антон Афанасьев, ИА MagadanMedia
Напомним, "АЛСИБ", также известная как "Красноярская воздушная трасса", — легендарная воздушная трасса между Аляской и Красноярском, ставшая основным путем доставки около 8 тысяч ленд-лизной техники из США в Советский Союз. В конце 1941 года группа советских летчиков во главе с генералом-майором авиации Василием Молоковым вылетела в Сибирь для определения маршрута перевозки самолетов из США и Канады через Аляску в СССР.
Работу, на которую в мирное время ушло бы не менее 4 лет, выполнили в рекордные сроки. Решение о строительстве трассы было принято 9 октября 1941 года. Открыть маршрут планировали 30 декабря. К сожалению, прогнозы оказались чересчур оптимистичными: в большинстве промежуточных пунктов воздушного пути не было никакой инфраструктуры. Так, 29 сентября 1942 года трасса впервые была опробована группой из 12 бомбардировщиков Douglas A-20 Havoc, в СССР получивших название "Бостон". По территории США и Канады самолеты перегонялись американскими летчиками до города Фэрбенкс, Аляска, где советская военная комиссия осматривала машины и принимала их, а затем отправляла в путь по "АЛСИБу".
Бомбардировщики и транспортные самолеты летали поодиночке. Истребители, как правило, перегонялись "гусиным строем": группу вел опытный, хорошо знающий маршрут самолет, а замыкал отряд А-20. Бдительный бомбардировщик следил за отстающими и в случае поломки запоминал координаты крушения для последующего вызова помощи. Наиболее массовыми были поставки моделей Bell P-39 Airacobra, Bell P-63 Kingcobra, Douglas A-20 Havoc, B-25 Mitchell и Douglas C-47 Skytrain. За время существования программы ленд-лиза Советский Союз получил от США 7,923 тысячи боевых самолетов.
Значительная часть пути пролегала над малонаселенной местностью, и любая неполадка механизма могла привести к крушению самолета и гибели экипажа. Метеостанций на трассе было мало, суровые северные широты пилотов не жалели, а карты не отличались точностью. Из-за холода кабины леденели, а трубопроводы становились хрупкими и рвались. Испытания выдерживали не все: за все время до финального пункта назначения не долетело около 160 пилотов и почти 150 самолетов.
Кроме пассажиров, по воздушному пути доставлялись грузы не только военного назначения, но и продовольственные запасы, а также медицинское оборудование и различные канцелярские товары. В 1945 году из-за ухудшения в отношениях между двумя странами и окончания Второй мировой войны проект "АЛСИБ" был закрыт.
Спустя 70 лет легендарный маршрут ожил. В честь юбилея Победы во Второй мировой войне компания Wargaming совместно с BRAVO 369 Flight Foundation (США) и русским авиационным обществом "Русавиа" воссоздали исторический перелет по героической трассе.
19 июля 2015 года опытные летчики за штурвалом самолетов тех времен начали свой путь из США, штат Монтана, Грейт-Фоллс. Именно здесь, а не на Аляске была установлена точка сбора для самолетов, поставляемых по ленд-лизу в СССР.
Помимо участников перелета AT-6 Texan и Douglas C-47 Skytrain, проводить боевых героев прилетели P-51 Mustang, P-63 Kingcobra и другие "старички", каждый из которых — живая легенда.
Машины ведут смешанные экипажи. Первые пилоты – российские летчики Валентин Лаврентьев, Александр Рябинин, вторые пилоты – летчики США Алан Андерс и Марк Кандианис.
Кабина. Фото: Антон Афанасьев, ИА MagadanMedia
Далее экспедиция "АЛСИБ-2015" вылетела на Аляску, маршрут пролегал через территорию Канады, как это и было исторически. Остановку в Эдмонде можно считать технической: таможня, заправка, техническое обслуживание.
К сожалению, из-за сложных погодных условий группа оказалась разобщена: первый C-47 Skytrain, подгоняемый штормом прибыл в город Фэрбенкс (Аляска), где дожидался остальных. Второй Skytrain также остался на некоторое время в Канаде в ожидании запасного двигателя.
Затем российские и американские пилоты преодолели Берингов пролив за 12 часов, сменяя друг друга каждые четыре часа. Приземлились они в Анадыре. Там к ним на встречу приехал космонавт, дважды герой Советского Союза, первый человек, вышедший в открытый космос Алексей Леонов. Вместе с пилотами он вспомнил, как за годы войны по легендарной трассе "Аляска—Сибирь" в Советский Союз по американской программе ленд-лиза советские и американские летчики доставили на фронт почти 8 тысяч самолетов.
Аэропорт Сокол. Фото: Антон Афанасьев, ИА MagadanMedia
Сегодня, 30 июля, экипаж прибыл в Магадан. Участники встретились с генконсул США во Владивостоке Эриком Холм-Олсеном. Вместе с участниками "АЛСИБ 2015" он возложит венки к памятнику летчикам, погибшим на лендлизовском маршруте, а таких более 200 человек.
Впереди — остановки в Якутске, Братске, Красноярске и финиш исторического маршрута в Москве, на аэродроме "Жуковский". Там 25 августа машины будут выставлены на экспозиции Московского авиасалона (МАКС). Затем их передадут в музей Вооруженных сил РФ. Общая протяженность маршрута выйдет в 14 тысяч км.
Главная цель перелета "АЛСИБ-2015" – напомнить в год 70-летия окончания войны об практически позабытых сегодня героических перелетах из США в СССР.