Взрыв в нагаевской бухте 19 декабря 1947 года называют крупнейшей катастрофой дальневосточного пароходства. Тогда, морозным утром, на стоявшем в 300-х метрах от порта сухогрузе Генерал Ватутин начался пожар за которым последовали два взрыва с нарастающей мощностью, сообщает ИА MagadanMedia.
Вот как описывает взрыв руководитель поисковой группы Руслан Кауцман:
"В 10 часов 10 минут Генерал Ватутин подходит к кромке сплошного льда напротив причалов Нагаевского порта и, находясь на расстоянии не более 300 метров от них делает разворот кормой к порту. Во время разворота судно ударяется носом о кромку льда, после чего, по словам очевидцев, из его носовой части начинает идти густой черный дым. Через несколько минут на пароходе раздается незначительной силы взрыв. Левый борт в области третьего трюма отваливается и становятся видны шпангауты. Генерала Ватутина, объятого пламенем, начинает нести к пирсам, по направлению к танкеру Советская нефть. Капитан пытается развернуть пароход и вывести его за пределы порта. В 10 часов 25 минут на пароходе Генерал Ватутин происходит взрыв большой силы, от которого также взрываются находящиеся в носовой части парохода Выборг капсюли-детонаторы. В результате оба парохода вскоре и почти одновременно затонули. Из числа команды парохода Генерал Ватутин никто живым не обнаружен и не найдено тел убитых".
В результате взрыва все деревянные склады, навесы и другие постройки порта были разрушены. От раскаленных осколков и горящих деревянных частей, упавших в порту, образовалось 12 очагов пожаров и семь очагов торфяных пожаров возникло на сопке, расположенной рядом с портом, сгорело семь складов. Остальные склады и нефтебазу удалось отстоять. Пожар был ликвидирован к 16 часам 19 декабря. В результате трагедии погибло около 100 человек, материальный ущерб составил 116 млн рублей.
Сразу же после взрыва было создано множество комиссий, которые должны были установить причины катастрофы. Была сформирована специальная комиссия и в Москве. С 23 декабря 47-го по 13 января 48-го она находилась в Магадане. Заключения этой комиссии хранились в секретных папках Сталина.
По словам Руслана Кауцмана, взрыв был чудовищной силы. Через четыре дня после катастрофы военные водолазы обследовали дно бухты в том месте, где погиб "Ватутин". В результате взрыва на дне образовался котлован длиной до 100 метров, шириной 40 метров и глубиной семь метров. В котловане обнаружены отдельные части парохода, разбросанные на площади до 150-ти метров.
Три года назад в ноябре 2011-го магаданская журналистка Анастасия Якубек представила на всероссийском конкурсе "ТЭФИ-регион" документальный фильм "Последний поход генерала", в котором рассказала о гибели кораблей. Съемки фильма шли четыре года. Снимали под водой, проводили археологические раскопки, изучали когда-то засекреченные документы. Идея поднять историю с глубин принадлежала водолазу – подводнику Руслану Кауцману, который стал руководителем поисковой экспедиции.
Жюри по достоинству оценило проделанную работу. Анастасия Якубек стала лауреатом конкурса и привезла в Магадан восьмикилограмового Орфея.