Пять причин поехать с Drivee
28 ноября, 13:55
Дмитрий Патрушев посетил экопромышленный технопарк в Ленобласти
6 декабря, 14:36
Лучшие фотографии Магадана за неделю
6 декабря, 14:30
Дмитрий Патрушев: СЗФО переходит на циклическую экономику к 2030 году
6 декабря, 14:18
Дорога Герба — Омсукчан остаётся закрытой до завтра
6 декабря, 12:12
Ограничения на трассе Магадан — Талон продлены
6 декабря, 12:07
Гульноро Ризоева: Предвкушение заряжает тебя
6 декабря, 12:00
Магаданский пенсионер лишился денег, назвав код из СМС
6 декабря, 10:40
Выходные с книгой Аромат империй. "Шанель № 5" и "Красная Москва"
6 декабря, 10:40
В Магаданской области завершили строительство моста через реку Аган
6 декабря, 10:04
Итоги недели: техногенные россыпи, сельхоз рекорды и потери, стрельба на дороге
6 декабря, 08:30
Магаданский морской торговый порт вступил в эксплуатацию 6 декабря 1933 года
6 декабря, 08:15
Народный артист РСФСР Вадим Русланов прибыл в Магадан 6 декабря 1984
6 декабря, 07:30
В Магадане в субботу днем умеренный снег с метелью и до –6 градусов
6 декабря, 06:30
Победители масштабной литературной Премии им. Арсеньева оглашены в Москве
6 декабря, 04:25
На Колыме с нижегородской компании взыскано 8 млн рублей за экологический ущерб
5 декабря, 18:22

Эдгар Хачатрян: Украшение должно радовать глаз и быть прочным, как дом у строителя

Как рождаются украшения, зачем мастеру вкус, почему в каждом изделии живёт характер его владельца — в интервью с магаданским ювелиром
14 октября, 12:00 Общество
Эдгар Хачатрян Эдгар Хачатрян
Эдгар Хачатрян
Фото: Эдгар Хачатрян
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

МАГАДАН, 14 октября. MagadanMediaЮвелир Эдгар Хачатрян уже более 15 лет создаёт украшения в Магадане. В его мастерской рождаются кольца, кулоны, браслеты и уникальные изделия ручной работы. О пути в профессию, различии между ремеслом и искусством, работе с камнями и металлами, взаимодействии с клиентами, магии ручного труда и мечте создать собственный ювелирный бренд — в интервью с магаданским мастером.

— Как вы пришли в профессию ювелира? 

— У нас на ювелирном заводе в Ереване создавались группы из молодежи. Вот туда я и попал. Приняли — и началось. Это было примерно в 2003–2004 году, после армии. В 2002-м я вернулся со службы, а через год уже устроился.

Учился ювелирному делу я в Ереванской ювелирной школе, старой советской школе мастеров, где всё делалось вручную.

— С какого металла начинали работать? 

— Сначала учился на латуни, потом на серебре.

Эдгар Хачатрян

Серьги. Фото: Эдгар Хачатрян

— Когда вы переехали в Магадан?

— В 2010 году. Спустя какое-то время после переезда открыл мастерскую. Вот уже 15 лет здесь.

— Ювелирное дело для вас — это ремесло или искусство?

— Тут два аспекта. Если ты на заводе и выполняешь конкретный процесс — это ремесло. А если создаёшь изделие с нуля, с эскиза — это уже искусство.

Эдгар Хачатрян

Эдгар Хачатрян: Украшение должно радовать глаз и быть прочным, как дом у строителя. Фото: Эдгар Хачатрян

— С чего начинается создание украшения — с идеи, выбора камня или эскиза?

— По-разному. Если есть камни, под которые нужно сделать оправу, начинаю с камня. Но важно, чтобы всё было со вкусом. Иногда диктует сам камень, иногда идея.

— Часто ли заказчики приходят со своими задумками?

— Примерно 50 на 50. Бывает, приходят и говорят: "Не знаю, что хочу". Тогда я объясняю, рисую эскиз. Бывают клиенты, которые понимают задумку только когда видят готовое изделие из золота.

— Сколько времени занимает изготовление украшения?

— От трёх дней до бесконечности. Иногда можно работать над одним изделием полгода. Простые обручальные кольца — несколько часов, если без камня.

— С каким металлом вам нравится работать больше всего?

— С платиной почти не работаю — металл капризный, требует особых инструментов и высокой температуры. Больше всего люблю серебро: оно податливое, позволяет размахнуться в идеях. А золото — это капитал. В серебре можно экспериментировать, но и работать часто "вхолостую": люди не готовы платить столько же, сколько за золото.

Эдгар Хачатрян

Крестик. Фото: Эдгар Хачатрян

— Как различаются сплавы золота и от чего зависит цвет?

— Чистое золото — это отдельный элемент таблицы Менделеева, ярко-жёлтый металл. Но украшения делают не из чистого золота, а из сплава — добавляют серебро, медь, никель, цинк или палладий. От этого и зависит цвет.

Если в сплаве больше меди, золото получается красным; если серебра — жёлтым; если никеля и цинка — белым. Например, белое золото раньше делали, смешивая серебро и палладий. Сейчас используют готовые лигатуры — специальные добавки, которые задают оттенок.

Эдгар Хачатрян

Эдгар Хачатрян: Украшение должно радовать глаз и быть прочным, как дом у строителя. Фото: Эдгар Хачатрян

— То есть содержание золота в любом цвете одинаковое?

— Да. В 585-й пробе всегда одно и то же количество чистого золота — 58,5%. Меняется только состав добавок. Поэтому белое, жёлтое или красное золото стоят примерно одинаково.

— Почему бриллианты часто ставят именно в белое золото?

— Чтобы не искажать блеск камня. Красное или жёлтое золото придают бриллианту оттенок, а белое сохраняет чистый свет. Поэтому под бриллианты делают оправу из белого золота.

— Есть ли разница между пробами золота?

— Да. Чем выше проба, тем мягче металл. Из 958-й пробы, например, не делают кольца, потому что она слишком мягкая для этих цепей. 585-я — оптимальная по твердости.

Эдгар Хачатрян

Браслет. Фото: Эдгар Хачатрян

— Часто ли вам приносят старые украшения для переплавки?

— Бывает. Сначала всё проверяю, потому что если переплавить вместе золото разной пробы — получится низкопробный сплав. Обязательно тестирую реагентами.

— Можно ли отличить настоящее золото и камни на глаз?

— На глаз — примерно. Есть специальные реагенты и приборы, которые показывают содержание металла. А вот драгоценные камни сейчас подделывают очень умело. Настоящий бриллиант от искусственного можно отличить только в лаборатории.

Эдгар Хачатрян

Медальон. Фото: Эдгар Хачатрян

— Бывают ли у вас сложные заказы?

— Самые сложные — с трудными клиентами. Энергетика человека влияет на работу. Иногда всё идёт легко, а бывает, что одно и то же простое изделие не получается неделями.

— Помните самое запоминающееся украшение?

— Да, кулон с Николаем Чудотворцем, украшенный бриллиантами, изумрудами, рубинами и сапфирами. Человек хотел не просто кулон, а рыцарский орден. Я делал его вручную — эмаль, рисунок, обработка, всё. Работа длилась три–четыре месяца.

Эдгар Хачатрян

Кулон с Николаем Чудотворцем. Фото: Эдгар Хачатрян

— Было такое изделие, в которое вы вложили особый смысл?

— "Золотые сопки Магадана". Кольцо для женщины, уезжавшей из города. Она хотела, чтобы украшение напоминало о Магадане. Так и сделали — кольцо с золотым рельефом сопок. 

Эдгар Хачатрян

"Золотые сопки Магадана". Фото: Эдгар Хачатрян

— Как определяете цену украшения?

— Есть изделия, где цена складывается по грамму, плюс работа и потери. А есть вещи, как "Золотые сопки Магадана" — идея, эскиз, смысл. Это не по граммам, а по вложенной в изделие душе оценивается.

Эдгар Хачатрян

Эдгар Хачатрян: Украшение должно радовать глаз и быть прочным, как дом у строителя. Фото: Эдгар Хачатрян

— Что важно для мастера кроме техники?

— Вкус. Надо уметь сочетать камни и металл, цвет и форму.

Украшение должно радовать глаз и быть прочным, как дом у строителя.

Эдгар Хачатрян

Перстень. Фото: Эдгар Хачатрян

— Случалось ли, что клиенты не ухаживают за изделиями?

— Постоянно. Приносят кольца или цепи, забитые кремами, потом и грязью. Перед ремонтом всё приходится очищать. Украшения — как одежда: их нужно чистить.

— Есть ли мечта или проект, который хотите воплотить?

— Да, мечта есть — открыть собственный бренд ювелирных изделий ручной работы. Не массовое производство, а именно авторские изделия по эскизам.

Когда человек доволен — это как аплодисменты музыканту. Довольное лицо клиента — это аплодисменты для мастера.

Эдгар Хачатрян

Серьги. Фото: Эдгар Хачатрян

231442
31
60