В туристической среде бытует миф: якобы пассажиры, сидящие в хвосте самолета, имеют больше шансов выжить в случае крушения. Стереотип настолько укоренился, что многие туристы специально выбирают места в задней части салона. Разбираемся с экспертами, правда это или миф, и какие места в самолете лучше все-таки не выбирать.
Исследования авиационных происшествий показывают: выживаемость зависит не от места, а от конкретных обстоятельств катастрофы. К примеру, история с катастрофой борта "Азербайджанских авиалиний" в Казахстане в декабре прошлого года, укладывается в "парадигму": выжить удалось только тем, кто находился в хвосте. Однако, например, в катастрофе с российским "Суперджетом" в Шереметьево погибли все пассажиры в задней части салона.
Эксперты советуют при выборе кресел ориентироваться не на мифическую безопасность, а на степень комфорта (удобство места, вид из окна и т.п.). В этом отношении хвост самолета — не лучший выбор: у последнего ряда кресел спинки не откидываются, даже если это не лоукостер; рядом, как правило, туалет; еду приносят последним, выбора блюд уже не будет. Один плюс: никто не будет толкать сиденье в спину.
Сиденья около около аварийного выхода считаются самыми "козырными". В больших самолетах вроде Boeing 777, перед такими местами будет много свободного пространства для ног. Но на эти места сажают только физически крепких пассажиров, которые должны будут помочь открыть дверь при аварийной посадке. В маленьких самолетах, типа Airbus A320 и Boeing 737, Superjet 100 есть только аварийные люки, а свободного пространства перед сиденьями нет. Спинки кресел около люков не откидываются.
Любые сиденья над крылом заставят испытать разочарование тех, кто рассчитывал любоваться видом из иллюминаторов. Вид будет только на крыло. При покупке мест сразу за крылом история аналогичная. Тем, кто хочет видеть кусочек крыла и небо, советуют брать места сразу перед двигателем. А пассажирам, для которых важен полноценный пейзаж, нужно покупать места ближе к носу или хвосту лайнера.
Нужно знать, что не все сиденья "у окна" расположены рядом с иллюминатором. Эконом-перевозчики в погоне часто сдвигают ряды сидений плотнее, так что место "у окна" может оказаться у глухой стены.
Кресла в середине ряда считаются самыми неудобными. Если у иллюминатора можно надеяться на хороший вид и комфорт, а у прохода удобно быстро отстегнуть ремень и покинуть кресло, то у кресел в середине одни недостатки: пассажиры и справа, и слева, притом оба норовят занять подлокотники.
Места на первом ряду входят в число одних из самых удобных: пассажир спереди не опустит спинку кресла и есть возможность покинуть самолет сразу после приземления.