Госдума планирует ужесточить правила для водителей, принимающих лекарства. Законопроект, направленный на борьбу с лекарственным опьянением, планируют рассмотреть в марте.
Комитет Госдумы по государственному строительству и конституционному законодательству поддержал концепцию законопроекта, направленного на регулирование вождения в состоянии лекарственного опьянения.
Законопроект был разработан в 2022 году по инициативе Конституционного суда, чтобы устранить пробел в законодательстве.
По действующим нормам, управление авто после приема лекарств, влияющих на поведение и реакцию водителя, формально запрещено, но фактически не считается правонарушением. Для устранения этого противоречия предлагается уточнить примечание к статье 12.8 КоАП, добавив пункт, который прямо запрещает вождение после приема определенных препаратов.
В Госдуме отмечают, что законопроект пока содержит много неясностей. Основная сложность заключается в определении перечня веществ, которые будут считаться опасными для водителей. Существующие классификации, такие как анатомо-терапевтически-химическая система ВОЗ, не подходят для этой задачи. Нужно учитывать индивидуальные особенности организма каждого водителя.
"Если с алкоголем все понятно — собственно, алкоголь он и есть алкоголь, неважно, в какой товарной форме он представлен, химическая формула у него все равно одна, — то в случае с препаратами необходима основательная и длительная фармакологическая экспертиза", — прокомментировал депутат ГД Юрий Синельщиков.
По словам вице-президента Национального автомобильного союза (НАС) Яна Хайцеэра, сегодня многие водители могут быть необоснованно признаны нарушителями.
"Сегодня водители, принимающие лекарства, — это люди, которые лечатся, а не ищут способы опьянения", — отметил Хайцеэр. Тем, кто покупал лекарства в аптеке для наркотического опьянения уже ввели ограничения. Так, кодеиносодержащие препараты, из которых получали наркотики, теперь не отпустят без рецепта.
Хайцеэр также уточнил, что потребуется провести массу исследований, которые точно установят, как то или иное вещество влияет на реакцию водителя, в какой дозировке оно должно содержаться в организме и т.п. Поэтому быстро принять законопроект точно не получится.