В Магаданской области осуждены убийцы двух человек
Читать
Денис Степанцов: Важно найти место, где тебе комфортно жить. Колыма — моё место
Читать
Закрыта ледовая переправа через Яну
Читать
К 80-летию Великой Победы в России запущен официальный сайт may9.ru
Читать
Даже школьник сможет ответить на 8 из 8 вопросов по географии. А вам слабо? — ТЕСТ
Читать
Ваша эрудиция галактического масштаба, если правильно ответите на 9/9
Читать
Лишь тот, кто родился и вырос в СССР, даст 8 верных ответов — ТЕСТ
Читать
Стройка магаданского морского порта началась 13 февраля 1933 года
07:30
Седьмой сезон общероссийской литературной премии им. В.К. Арсеньева начался в ДФО
18:58
Предложения рыбаков учтены в обновленном порядке контроля инвестпроектов
18:55
Колымчан просят пройти опрос о фестивале "Клевая Колыма"
17:57
Евгений Салтанов обеспечил рыбой семьи участников СВО и жителей Ольского округа
17:33
ВТБ спрогнозировал, какие страны будут больше всего импортировать еду из РФ
17:25
Т2 добавит 300 Гб обладателям новых смартфонов вне зависимости от места покупки девайса
17:20
Колымчане борются за II Муниципальную Премию "Служение"
17:14
Как провести выходные в Магадане с 14 по 16 января
17:12
В Магадане проходит конкурс игрушек-кормушек "Эколята – друзья пернатых"
17:07
На Колыме два должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности
17:02
Магаданцы осуждены за незаконный вылов горбуши в период нереста
16:58
В Магаданской области осуждены убийцы двух человек
16:54
Жителей Омсукчанского округа предупредили о лавинной опасности
16:53
Закрыта ледовая переправа через Яну
16:50
В Магадане учащиеся Центра "IT-куб" узнали, как можно собрать личный VR-комплект
16:35

Денис Степанцов: Важно найти место, где тебе комфортно жить. Колыма — моё место

Директор МОГКОУ "СОШ п.Ола" рассказал о профессии для проекта "Человек труда"
Степанцов Денис Александрович из архива Степанцова Дениса Александровича
Степанцов Денис Александрович
Фото: из архива Степанцова Дениса Александровича
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Если бы мне в 17 лет сказали, что я буду жить на Колыме, я бы рассмеялся. Но, как говорится, пути Господни неисповедимы.

 — Как вы оказались на Колыме?

— Если бы мне в 17-18 лет сказали, что я буду жить на Колыме, я бы не поверил. Но, как говорится, пути Господни неисповедимы. Парадокс в том, что я отучился в Воронеже и начал там свою трудовую деятельность. Затем знакомые пригласили меня поработать в Ставрополе. Я подумал, почему бы и нет? Пока молод, можно набраться опыта. Я поехал работать учителем истории и обществознания на протяжении трёх лет. Всё складывалось своим чередом, и, возможно, я бы остался там работать. Но потом произошёл переломный момент. К нам пришла учитель английского языка Наталья Георгиевна Галбен, и в процессе разговора она выяснилось, что она из Магаданской области, из посёлка Мяуджа. Она работала учителем английского и директором школы. Мы познакомились, поговорили о она рассказала мне о различных условиях жизни и работы в Магаданской области. Затем наступила весна, и у меня возникло желание попробовать уехать куда-нибудь. Материальные обстоятельства тоже подталкивали к этому. Я купил квартиру в ипотеку. Хотя процентная ставка тогда была ниже, при учительской зарплате в регионах страны было очень сложно её оплачивать, и оставалась лишь небольшая часть.

Я поговорил с Натальей Георгиевной, и она посоветовала написать резюме и отправить его в отделы образования, чтобы посмотреть, может быть кто-то ответит. Я послушал её и сел, посмотрел на карте. Парадокс в том, что я решил отправить своё резюме в два места: Олу и Сусуман. Со временем со мной связалась Ирина Владимировна Красноперова (по просьбе В. В. Ивченко — директора школы), которая является преподавателем музыки в Ольской школе и председателем законодательного собрания Ольского муниципального округа. Она спросила, как я узнал о вакансии, и я рассказал о той учительнице, которая приехала из Магадана. На что она удивилась и спросила, как её зовут. Я назвал имя, и оказалось, что они знакомы. Ирина Владимировна когда-то работала в Мяундже вместе с ней. В итоге меня пригласили на должность учителя истории и обществознания. Через некоторое время меня также пригласили в Сусуман. Я был очень доволен своим выбором. Открыв карту Магаданской области, я увидел, что край суровый и незнакомый. У меня не было здесь ни родни, ни знакомых.

Из архива Степанцова Дениса Александровича

Денис Александрович. Фото: Из архива Степанцова Дениса Александровича



Колыма сурова, но если сюда попадаешь, всегда найдёшь людей, работу и чем заняться.

— Почему в итоге выбрали Олу?

— Я задумался, что делать, если мне вдруг будет тяжело. Смотрю, аэропорт в Сусумане очень далеко, а в Оле — близко. Поэтому я выбрал Олу. Всё оказалось просто. Я купил билет и приехал. Меня встретила Валентина Васильевна, директор школы, со своим сыном. Они заселили меня в квартиру и предоставили всё необходимое. Колыма славится тем, что, когда люди приезжают, им всегда помогают с первыми необходимыми вещами — подушками, одеялами и всем, что нужно для начала новой жизни. Я прилетел в августе, когда была жара, в футболке и лёгких джинсах. Приехав сюда, я был рад, что взял куртку, так как погода была пасмурной и дождливой. Здесь начался мой творческий путь как учителя. Я стал учителем истории и обществознания, работал со старшими классами, и всё пошло своим чередом.

Я ехал сюда, чтобы закрыть ипотеку, а остался, потому что нашёл здесь дело своей жизни.

— С какими мыслями ехали на Колыму?

— Как историк, я понимал, что Магаданская область и Колыма всегда были местами, куда направляли за нарушения в адрес государства. У меня не было представления, что, приехав сюда, я увижу только тюрьмы и заключённых. Единственное, что меня поразило, — это некоторые особенности. Я помню, как интересовался информацией о Магадане, смотрел видео на YouTube (12+) о юбилее города и о том, как медведь бегает по улицам. Это было отчасти отталкивающе, но не стало решающим фактором для моего выбора. Честно говоря, я ехал сюда, чтобы закрыть ипотеку как можно быстрее, так как уровень заработной платы здесь гораздо выше. За год работы я смог полностью закрыть ипотеку, и с тех пор остаюсь здесь. Парадокс в том, что когда я лечу в отпуск к родственникам, мне становится жарко и некомфортно. Я привык к этому климату, атмосфере и воздуху, и уже не представляю, как смогу жить в жарких регионах.

Из архива Степанцова Дениса Александровича

Степанцов Денис Александрович с учениками в школе. Фото: Из архива Степанцова Дениса Александровича

Меня здесь задерживает человеческое отношение к окружающим.

— Что вас здесь задерживает?

— Даже если бы была возможность вернуться, я не мог бы бросить своих учеников. Каждый год, когда заканчивается учебный год, я не могу оставить их, мне нужно довести их до выпуска. У меня постоянно есть одиннадцатые классы, и я чувствую ответственность за их обучение. Кроме того, я возглавил уникальную школу в Магаданской области, и это тоже накладывает определённую ответственность. Я пригласил людей на работу, и у меня есть ответственность за их социальное благосостояние и душевный комфорт. Поэтому меня здесь больше задерживает человеческое отношение к окружающим. По своей натуре я, возможно, привязан к этому месту, и это становится частью меня. У меня есть сложность в том, что я очень не доверяю людям. Для меня существует определённая градация, и я очень редко подпускаю кого-то близко. Если проследить мой жизненный путь, то в школе у меня было всего один-два настоящих друга, с которыми я общался. В университете ситуация была похожей — тоже один-два человека, с которыми я до сих пор поддерживаю связь.

Я не конфликтую и не являюсь изгоем, но окружение у меня всегда было довольно узким. Здесь, в Оле, почему-то сложилось иначе. У меня появилось больше близких друзей, с которыми я могу общаться. Эти люди приходят на помощь в трудные моменты, как финансово, так и в других аспектах. Парадокс в том, что, когда я уже обосновался в Оле и купил квартиру в ипотеку, у меня был неплохой ремонт, который оставили предыдущие жильцы. Я заехал и подумал, что нужно сделать что-то для себя, обновить интерьер. Работа, работа, работа — и вот в вечер пятницы ко мне приезжает друг из Магадана. Он привёз обои и другие материалы, и благодаря ему у меня был сделан ремонт. Он не только сам работал, но и вдохновил меня на изменения. Поддержка и помощь друзей стали для меня важным фактором.

Новая школа — это не просто здание. Это место, которое становится центром жизни посёлка.

— Новая ольская школа была запущена в 2022 году. Как вам предложили стать её директором?

— На момент открытия школы я исполнял обязанности директора, но официальным директором была Валентина Васильевна Ивченко. Когда я впервые приехал в 2019 году, меня подвезли к школе, и Валентина Васильевна показала мне площадку, где будет новая школа. В то время, пока я работал в старом здании, действительно была построена новая современная школа. Я стал заместителем директора и активно участвовал в процессе стройки. Мы часто обсуждали, где будут расположены кабинеты, какие стены покрасить и какой пол сделать. Всё это происходило на моих глазах. Когда пришло время открытия, Валентина Васильевна срочно уехала по состоянию здоровья, и я стал директором в этот важный момент. Это было очень волнительно, так как такого грандиозного события в области давно не было.

На открытии было много гостей, детей и учителей. Это был день, когда дети впервые зашли в школу, и многие учителя увидели её в совершенно новом виде. С момента открытия жизнь школы изменилась. Переход с двух смен на одну, наличие большого количества спортзалов — всё это изменило образовательный процесс и взаимоотношения внутри коллектива. В марте 2023 года Валентина Васильевна приняла решение об окончательном уходе, и с этого момента я стал временно исполняющим обязанности директора, а затем меня назначили директором Ольской школы. С этого времени начался мой путь как директора. Каждый день приносит новые особенности, так как школа — это живой организм, который постоянно меняется.

Баланс — это наличие всех категорий.

— Сколько работает молодых педагогов?

— В настоящее время процент молодёжи в коллективе составляет около 48%. Молодые люди набираются опыта и разбираются во многом. Но я понимаю, что если бы у нас был полностью молодой коллектив, это могло бы привести к соперничеству, которое не всегда бывает здоровым. Баланс в коллективе состоит из опытных педагогов, у которых за плечами есть опыт работы в классах и административной деятельности, и молодёжи. Этот баланс у нас соблюдается. У нас есть педагоги, которые закончили ВУЗ и пришли работать в школу, где я был их учителем. Это создаёт взаимопонимание, и обсуждение многих проблемных моментов связано с этим вопросом. Баланс — это наличие всех категорий: молодых, перспективных, рвущихся в бой, и опытных, которые заняли свои позиции и пользуются ими. Кроме того, хочу отметить, что у нас в коллективе много учителей-мужчин. Не каждая школа может этим похвастаться. Из 63 человек педагогического коллектива 27 — это представители мужского пола. Это важно, так как в современной школе наблюдается тенденция, что профессия учителя становится преимущественно женской.

— Как новая школа влияет на жизнь в поселке?

— У нас есть особенность: мы единственная школа на этой территории. Вокруг нас находятся отдалённые поселки, такие как Гадля и Тахтоямск, где нет интернатов, и дети обучаются только в нашей школе. Поэтому у нас нет тенденции к оттоку учеников, все дети, которые есть здесь, идут в наши учреждения. Мы выдерживаем заявленное количество обучающихся. На сегодняшний день у нас 807 учеников, хотя цифра может колебаться из-за реабилитационного центра, который забирает и добавляет учеников. Школа стала центром притяжения для творческих занятий детей. Раньше у нас были две смены, и уроки начинались в восемь утра и заканчивались в девятнадцать тридцать. Теперь после уроков многие дети продолжают заниматься. Школа креативных индустрий предлагает большой спектр занятий: дети записывают музыку, пишут мультики, занимаются хореографией. У нас есть огромный зал, где дети могут заниматься хореографией, а также спортзалы и тренажёрный зал для баскетбола, волейбола и других мероприятий. У нас есть центр детских инициатив, где популярны киберспорт и другие направления. Также у нас есть огромная библиотека с выходом в интернет, где дети могут участвовать в различных проектах, создавать газеты и заниматься шахматами. Это всё даёт возможность для занятий.

Я вижу, как некоторые дети приходят к первому уроку и остаются до вечера, занимаясь тем, что им интересно. Я говорю: "Ты только уходишь?" Он отвечает: "Да, я только ухожу домой." Я удивляюсь: "Какой парадокс!" У нас есть комплекс, где родители могут работать, а дети находиться. В посёлке есть разные учреждения, спортивные школы и так далее. Но если ребёнку интересно, мы поможем ему, и дети могут оставаться здесь. Многие родители просят, например, по лицензии у нас есть понятие "дом образования". Мы организуем его как для детей, так и для взрослых, и даём возможность заниматься в тренажёрном зале. В нашем спортивном зале проходит фитнес, на который ходят как учителя, так и некоторые представители родительской общественности, в основном женщины. Это действительно живой организм, который постоянно находится в движении. Я читал о дизайнерских решениях в школе, и они очень интересные. Например, там есть карта Магаданской области с подсвечивающими элементами, изображающими путь Билибинской экспедиции, и указаны даты основания поселков. Это огромный атриум, где проходят торжественные линейки, и звучат впечатляющие песни. Комфорт заключается в том, что, входя в учреждение, ты видишь широкие коридоры и кабинеты, где можно заниматься без ограничений. У нас всё очень удобно и комфортно, и каждый может заниматься сколько угодно и где угодно.


Павел Жданов

Писатель Алексей Варламов (второй слева) в гостях в ольской школе. Фото: Павел Жданов

Главное в управлении — видеть не только проблему, но и пути её решения. А проблемы в школе есть всегда.

— Денис Александрович, за период управления таким большим организмом, какие проблемы и трудности удалось решить, с какими до сих пор сталкиваетесь?

— Когда ты становишься руководителем, ты отвечаешь практически за всё: за ребёнка, работника, оборудование и так далее. Тяготы здесь действительно огромные. Если посмотреть на это с другой стороны, можно задать вопрос: "Зачем тебе это нужно?" Ты можешь работать кем-то другим, занимать уважаемую должность и зарабатывать, но обязанности здесь гораздо шире. Каждый день может принести что-то новое: сломался туалет, потекла батарея, что-то упало или разбилось, потому что дети находятся в учреждении. В столовой могут возникнуть проблемы, например, с холодным чаем. И поэтому одно из моих нововведений это передача задача на аутсорсинг, то есть выполнение услуг другими компаниями. Огромный блок — это блок питания и клининга. Раньше, когда я стал директором, этого не было. Например, если заболевал повар, это была моя головная боль.

Теперь это социальная компания, и я не всегда знаю, кто у них работает. Они выполняют только наши требования, и я знаю, что процесс будет выполнен. Также у нас есть клининговая служба. Мы заключили контракт, и они должны мыть полы, протирать туалеты и фасад здания. Фирма закупила необходимое оборудование, и моя задача — следить за качеством работы. Если возникают замечания, я их озвучиваю. Школа современная, оснащена видеокамерами, системами противопожарной безопасности и другим оборудованием. Если что-то происходит, я обращаюсь к специалистам, и моя задача остаётся в рамках образовательного процесса с детьми, педагогами и родителями. Нас посещают библиотеки, театры и другие организации с предложениями о взаимодействии. Это отчасти облегчает работу. Все остальные трудности мы стараемся решать по мере их возникновения. Иногда это может казаться трудностью, но когда вопрос решается, он уходит в прошлое, и не возникает мыслей о том, как трудно было. Это уже пройденные этапы, и опыт помогает предотвратить повторные ситуации.

Люди говорят, что на Севере нечего делать. Но здесь можно жить, творить и приносить пользу.

— Ваши пожелания для читателей.

— Хочется пожелать, чтобы каждый человек в этой жизни нашёл себя в профессиональном и личном отношении. И самое главное — выбрал то место, где ему комфортно жить. Если это действительно Колыма, пусть люди, которые здесь живут, с гордостью и пиететом относятся к этому месту. В дальнейшем важно стараться принести как можно больше вклада и оставить свой след для блага этой территории, потому что она огромная и требует вложений ресурсов для освоения и памяти. Если Магадан будет развиваться, это станет огромным плюсом для всей России. Хочется пожелать, чтобы те, кто сюда приезжает, и те, кто здесь родился, жили комфортно и понимали, что они несут определённую роль созидателя. Общество — это сложная динамическая система, и основным элементом является каждый человек. Поэтому желаю быть этим элементом, который приводит в движение общественную систему в Магаданской области, чтобы это всё шло на пользу. Тем, кто будет читать и, возможно, не из нашего края, хочется пожелать: если есть желание и рвение попробовать приехать, то это стоит сделать. Магадан суров, но если сюда попадаешь, то всегда найдёшь людей, работу и чем заняться. Главное, здесь можно состояться и быть благодарным судьбе и окружающим за этот жизненный этап.

Беседовал Дмитрий Андреев

233807
31
60