Если профессия становится забавой, приносит удовольствие, значит, выбор сделан правильно. Так считает литературовед, доктор филологических наук, профессор кафедры русской филологии и журналистики Северо-восточного государственного университета Виталий Пинковский. В интервью ИА MagadanMedia филолог рассказал о том, как любовь к русской классике определила его жизненный путь, почему он ставит студентам оценки "на вырост", делится воспоминаниями о студенческих годах, говорит о системе образования и раскрывает свои методы преподавания.
— Каким студентом вы были? Думали ли вы, что станете преподавателем и свяжете жизнь с университетом?
— Я был хорошистом. Отличником не был ни в школе, ни в университете, диплом у меня синий. Так получилось не потому, что нельзя было освоить все на высокие оценки, а просто что-то было интересно, другое изучалось просто по необходимости, чтобы была стипендия.
Я никогда не думал, что буду преподавателем. В юности мечтал быть морским офицером, так как я из военной семьи. Окружение отца, красивая форма и прочее — все это здорово влияло. Но по здоровью я не прошел в военное училище.
Как я стал преподавателем? Я просто любил читать. Дело в том, что ничего не бывает случайно. Если в 10 лет читаешь литературу, которую обычно дети не читают, значит это в какой-то степени знак будущего выбора. Именно в 10 лет на меня произвела огромное впечатление повесть Льва Толстого "Казаки".
— Какие еще книги произвели на вас впечатление?
— Всю русскую классику я прочитал еще в школе. Но самое сильное впечатление было и остается от произведений Толстого. Но я не все его книги люблю. К примеру, мне не нравится "Воскресенье", я довольно равнодушен к "Анне Карениной", а вот такие произведения как "Война и мир", "Севастопольские рассказы" и так далее я перечитываю в течение всей жизни.
Хочу отметить, что и мой научный руководитель тоже любил Толстого. Хотя мы оба зарубежники, занимаемся иностранными авторами, но при этом любим русскую классику. Это тоже какое-то совпадение, которое, наверное, не случайно.
— Какие пары вы ведете у студентов? Как к ним готовитесь?
— Я специализируюсь на зарубежной литературе и теории литературы.
Я люблю эти дисциплины. Слава Богу, мне не часто достаётся вести то, что я не очень люблю.
К предметам, которые читаешь давно, готовишься меньше, а к новым, конечно, больше, они труднее, это естественно.
— Есть ли какие-то нестандартные методы преподавания, которые вы используете, чтобы заинтересовать студентов?
— Ничего нестандартного нет. Сейчас появилась возможность использовать различные методы, облегчающие работу, например, в аудиториях есть интерактивные доски на которых можно презентовать материал. Некоторые наши дисциплины трудно представить без этого вспомогательного инструмента. Магистранты изучают семиотику — науку о знаках и знаковых системах. Некоторые материалы этой науки лучше показывать наглядно.
Я видел на протяжении всей своей жизни очень много экспериментов в педагогике, и понял, что самый проверенный и надежный метод — это хорошо продуманная информация, донесенная более-менее несложно, это знакомство с материалом, то есть с текстами, если брать нашу дисциплину.
— Насколько вы лояльны по отношению к студентам?
— Когда я учился сам, ко мне большинство преподавателей были очень снисходительны. Например, чтобы не портить мне аттестат, учитель по химии поставила мне четыре, хотя я знаю этот предмет не больше чем на тройку.
Та же система в институте. Кто-то из студентов работает, у кого-то семья, они могут не успевать что-то... Если есть возможность поставить оценку побольше, то я ставлю, чтобы не лишать студента стипендии.
Студент редко может соответствовать тому уровню, который преподаватель считает для себя пятерочным, идеальным, поэтому нужно быть мягче, смотреть насколько человек старается, прилежен и так далее.
Многим студентам ставлю оценки "на вырост", и студенты потом вырастают до хорошего уровня. Кто-то из них не становится лучше, но это их проблемы. То есть эти люди не захотели стать профессионалами. Я ставлю оценку "три", когда понимаю, что человек вообще никаких усилий не прикладывает для своего образования.
— Изменился ли "студент" с того времени, как вы начинали?
— Мне кажется, что количество людей способных к обучению, мыслительной деятельности из поколения в поколение не меняется. Это всегда очень небольшое количество, поэтому я считаю, что студенты в своем большинстве такие же, как они были двадцать, тридцать лет назад.
То, что другие были студенты, это очевидно. Они немного по-другому учились, у них были другие программы, но способности студентов не поменялись.
— Как вы думаете, современные возможности для развития студента — онлайн-обучения, мастер-классы, выездные школы — идет ли это на пользу в образовании?
— Да, это очень удобно. Общее качество образования, конечно, не улучшают, преподавание и освоение материала тоже, это просто удобный инструмент.
— Есть ли у вас любимая цитата, которая стала вашим жизненным девизом?
— Мне нравятся две цитаты, одна из них принадлежит римскому императору Марку Аврелию "Везде, где можно жить, можно жить хорошо". Не место делает тебя кем-то, а ты сам. И то, что ты не можешь существовать там, где ты находишься, то, что мешает тебе жить — в самом тебе, а не в том, что вокруг.
Вторую фразу я встретил в одном из писем А. С. Пушкина. Она, видимо, тоже ему нравилась. Это фраза французского писателя Франсуа Рене Шатобриана "Счастье лежит только на проторенных путях". То есть, не нужно оригинальничать, нужно жить как все.
— Что бы вы пожелали современным студентам?
— Ничего оригинального. Прямо по тому высказыванию, которое я уже процитировал. Если поступили учиться, учитесь. Нужно выполнять все свои обязательства, будь то перед семьей или университетом и так далее.
Живите в пределах норм, которые существуют в обществе.
— Что бы вы посоветовали себе-студенту, если бы могли вернуться в прошлое?
— Наверное, я бы себе студенту ничего не посоветовал. Просто порадовался бы, что вовремя определился с направлением будущей профессии. Как выяснилось, не прогадал. Профессия должна доставлять удовольствие.
Раз уж мы говорим о цитатах, то приведу еще одну из книги академика Аверинцева. Он цитирует кого-то из античных мыслителей: "Нужное — легко, трудное — не нужно". Если что-то вам трудно дается, возможно, это просто не ваше.
И еще одна цитата античного автора: "Бездельем мы как делом занимаемся и делом как бездельем забавляемся". Если дело доставляет такое же удовольствие как отдых, значит вы верно определились с той профессией, которой занимаетесь.