Во Владивостоке в рамках форума "УрбанВэй" (12+) состоялась сессия "Владивосток завтра и послезавтра — новый мастер-план как основа для развития города" (12+). Дискуссия вокруг стратегического документа развития дальневосточной столицы выдалась горячей и конструктивной, сообщает ИА PrimaMedia.
В обсуждении приняли участие первый заместитель главы Владивостока Сергей Дмитриенко, министр архитектуры Приморского края Антон Глушков и архитектор, основатель компании "ЯУЗА" Илья Заливухин.
Антон Глушков подчеркнул, что Приморье стало первым пилотным регионом, в котором происходила разработка сразу шести городских мастер-планов. Следующие регионы уже шли по стопам первопроходца. На следующий год в России городов с мастер-планам планируется стать около 200.

Антон Глушков. Фото: ИА PrimaMedia
"На данный момент мы погружаем термин мастер-планирование в нормативную базу", — отметил министр.
Национальный стандарт документа подготовил ВЭБ.РФ.
"Мы пришли к единому мнению, как создавать эти комплексные документы, чтобы охватить все области жизни городов", — сообщил Антон Глушков.
Что касается Владивостока, здесь важно эффективно реализовать перспективы города, не закрывая глаза на сложившуюся устойчивую экономику.
Министр тезисно выделил несколько концептуальных моментов мастер-плана. Во-первых, Владивосток стоит рассматривать сквозь оптику агломерации, с учетом Артема, как центра логистики, Большого Камня — как центра промышленности и, собственно, дальневосточной столицы, как будущего глобального города. Этого звания Владивосток должен достичь к 2050 году.
Еще один момент — создать воистину морской фасад, осуществить полноценный доступ человека к морю, проложить длинные набережные, по линиям которых сейчас находится много заброшенных территорий и складов.
Каждое действие должно идти в связке — для этого будет использоваться принцип комплексного развития территорий.
"Подготовлено более 20 площадок, где планируется создание комплексной застройки для решения проблем в социальной, транспортной, инженерной инфраструктурах", — отметил Антон Глушков.

Сергей Дмитриенко. Фото: ИА PrimaMedia
Сергей Дмитриенко в своем выступлении отметил, что мастер-план — это совместная работа края и города, которая потребовала много усилий с обеих сторон.
"Это не просто красивые картинки. Это векторы для нашего дальнейшего движения вперед, — сказал первый заместитель главы Владивостока. — Но я хочу особенно отметить, что он, помимо всего прочего, предполагает целый комплекс аналитики и прогнозов по экономике. Президент Владимир Путин дал экспертам задачу — посмотреть, как будет развиваться экономика городов и совместить это с планами их развития. Мы видим, что логистика — давлеющая отрасль Владивостока. Она будет точно расти. Но нужно заложить зерна для развития прикладной науки, технологий, реализовать весь потенциал ДВФУ, чтобы исследования не оставались фундаментальными".
Также большое внимание в мастер-плане уделено туризму. Как подчеркнул Сергей Дмитриенко, важно занять не только летний сегмент, но и межсезонье.
Что касается транспорта, то у Владивостока просто нет иного выхода, как развивать систему общественного пассажирского сообщения. Город исторически не строился под такое количество машин. Удлинились и ежедневные маршруты горожан. Такое метание по карте значительно влияет на загрузку дорог. Новыми развязками проблему не решить — это лишь увеличит количество машин, стоящих в пробке.
"В центр человек должен ехать на общественном транспорте", — подчеркнул вице-мэр.
Эти стратегические вещи и заложены в мастер-план. Речь, в частности, идет о проекте наземного метро. Понадобится стройка дополнительных станций и платформ, согласование прохода новых пассажирских поездов с РЖД и ряд других непростых, но вполне реализуемых действий. Естественно, речь идет и о закупке автобусов. Уже сейчас во Владивостоке один из самых молодых парков общественного транспорта. Средний возраст машин не превышает семи лет. Закуплено 16 современных троллейбусов.

Илья Заливухин. Фото: ИА PrimaMedia
Архитектор Илья Заливухин обратил внимание присутсвующих, что в мастер-плане требуется приоритетизация проектов. Чтобы точно знать, что надо построить в 2025, что — в 2026 и последующих годах. Особый акцент он сделал на транспортное сообщение и выразил мнение, что транспортная доступность территории должна опережать застройку.
Эксперт представил эскиз проекта возможного метро от острова Русский до аэропорта. По его словам, рельсовый транспорт способен доставить человека с острова до железнодорожного вокзала за 15 минут. За 20 минут — он уже на Первой речке.
Интересной оказалась полемика вокруг застройки центра. По словам архитектора, следуя современным градостроительным тенденциям, единственным местом, где стоит строить жилье во Владивостоке является как раз центр города, а не окраины, потому что именно такой способ позволяет человеку ходить на работу пешком.
"Многоэтажный пригород — это для меня удивительно", — сообщил Илья Заливухин.

Cессия "Владивосток завтра и послезавтра — новый мастер-план как основа для развития города". Фото: ИА PrimaMedia
Антон Глушков и Сергей Дмитриенко возразили эксперту в том плане, что для реализации таких идей центр должен также иметь всю социальную инфраструктуру. По словам министра архитектуры Приморья, за последние годы в дальневосточной столице было забраковано до 75 процентов всех проектов точечной застройки. Именно потому, что они, без комплексного подхода, только разорвут городскую ткань и приведут к дискомфорту жителей.
Напомним, организаторами фестиваля выступают: Правительство Приморского края, Администрация города Владивостока, дальневосточное бюро East Architects. При поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, ДОМ.РФ, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, Дальневосточного Федерального Университета, Владивостокского Государственного Университета, Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь), Президентской академии (РАНХиГС), ВЭБ.РФ.
Официальные партнеры форума: "ПИК", "Девелопмент-Юг", ГК Остов, Самолет, Concrete Jungle, BERKANO Дальний Восток, Стоунмикс.
Оператор форума "УрбанВэй": организатор смысловых событий PrimaMedia.events.
Информационные партнеры форума "УрбанВэй": ИА PrimaMedia (18+), Общественное телевидение Приморья (16+), журнал "OFF" (16+), ТаймКот (12+), ГТРК Владивосток (18+).