Наш герой — многогранная личность, он умело совмещает режиссуру, актерское мастерство и музыку, а также успевает находить время для себя и своей семьи. Магаданец не только создаёт постановки, но и сам управляет куклами, оживляя их на сцене, а его музыкальный талант позволяет ему играть на множестве инструментов. О таланте и усердии, многогранности профессии, создании музыкальной группы и отдыхе с симптомами тревожности рассказал в интервью ИА MagadanMedia артист Магаданского областного театра кукол Дмитрий Мартынов.
— Что привело вас в театр кукол? В чём особенность работы в таком формате?
— Случай, наверное, меня привёл в театр, судьба. Все приходят в театр разными дорогами. У меня получилось всё спонтанно, вообще я даже не знал, что у нас в городе есть театр кукол, хотя я учился в училище искусств через дорогу, и ходил мимо чуть ли не каждый день.
После окончания училища я поработал в своем родном поселке — в Омсукчане, а потом узнал, что в Магаданский областной театр кукол требуются артисты. Мальчиков всегда не хватает в этой сфере, появилось вакантное место. Я пришел, и вот уже 12 лет здесь работаю.
Я никогда не думал становиться актёром. У меня не было такой тяги. У меня есть друзья, которые со мной учились, они очень хотели связать свою жизнь с театром, быть артистами. Я об этом никогда не думал. Получилось, как получилось.
Выступления Дмитрия Мартынова. Елизавета Жарова
— Какие сложности, радости вы испытываете при работе с куклами?
— Это потрясающая работа, не только для меня, но и для всех, кто работает у нас. Театр — это ежедневный праздник. Приходя в плохом настроении, если есть какие-то личные проблемы, трудности, в театре всё отходит на второй план. В театре очень хорошо, тепло, по-доброму.
Театр — это второй дом для всех нас, а иногда и первый, потому что тут проходит большая часть времени. Домой приходишь только поспать, а с утра возвращаешься в театр.
В этой работе очень много плюсов, есть, конечно, и минусы, но это особенности профессии. Есть какие-то наши профессиональные болячки, также усталость, которая копится от количества отработанных спектаклей. Но в целом это очень классная, позитивная, приятная работа, которая дарит только хорошие эмоции. Плюс целевой зритель нашего театра это, конечно же, маленькие дети, а от них энергетика бешеная.
Большую часть времени мы выступаем для детей. Посещение театра кукол рекомендовано детям с трех лет, чтобы они не уставали, а для совсем маленьких (начиная с двух лет) подойдут интерактивные беби-спектакли на подушках на малой сцене, где они могут прыгать, бегать.
Выступления Дмитрия Мартынова. Соцсети
— А что сложнее, играть для маленьких детей, для детей-подростков или для взрослых?
— Со взрослыми попроще, в том плане, что они знают, куда идут, они целенаправленно приходят, чтобы их обманывали. Они покупают билеты, зная, что это представление. С детьми немножечко посложнее, потому что они воспринимают происходящее на сцене за правду, для них мы — не актеры, а персонажи, для них это сказка. Они верят в этот мир.
И вот эта тоненькая грань, когда ты можешь переиграть или не доиграть, что ребенок просто не поверит в твоего персонажа, тогда разрушится сказка. Это очень важный момент в нашей работе, ему нужно уделять огромное внимание.
Я бы не сказал, что для кого-то сложнее, для кого-то легче играть, все зависит от спектакля.
Каждый спектакль сам по себе уникальный, в нем есть свои сложности, и самое главное нужно любую историю сделать так, чтобы зрители, неважно взрослые или маленькие, в нее поверили, от начала до конца сопереживали вашему персонажу.
Они не просто переживают историю, а прям вживаются и помогают персонажу. Постоянно подбадривают, говорят — туда не ходи, там тебя ждет плохой персонаж, сделай правильный выбор. Каждый новый спектакль — это вызов для артистов, для постановщиков.
— Как вы пришли к режиссуре? Это логичное течение жизни актера — попробовать себя в роли режиссера или, скорее, более точечное явление?
— В жизни нужно к чему-то стремиться и куда-то расти. Поэтому постепенно, работая актером, были попытки потихонечку пробовать себя в роли режиссера.
Я закончил училище искусств, у меня режиссерское образование.
Я знал эту профессию до прихода в театр. Я знал, как изнутри выглядят концертные программы, из чего делается спектакль. Всё это нарабатывалось с практикой. Сначала я предлагал какие-то идеи режиссеру, как можно обыграть ту или иную сцену, потом уже пробовал с другими актерами сам что-то делать.
Потом были творческие капустники, которые мы периодически организовываем, поздравляем коллектив с праздниками. Это же тоже своего рода постановка, режиссерская работа. Нужно организовать всё это дело.
И вот мне представился случай — я несколько раз ставил концертные, праздничные программы, посвященные Дню кукольника, открытию и закрытию театрального сезона. После этого мне предложили поставить спектакль для маленьких на малой сцене. Это был тестовый вариант для меня. В принципе получилось достаточно хорошо, мы с этим спектаклем выезжали в детские сады, в поселки.
Я проходил курсы повышения квалификации, последний раз в ГИТИСе. На протяжении недели я созванивался с педагогами, с деканами факультетов, учился.
Выступления Дмитрия Мартынова. Елизавета Жарова
— В какой роли вам лучше/комфортнее/интереснее — актер, кукловод, режиссер?
— Хорошо, что есть возможность периодически менять перчатки, комбинировать. Это очень разгружает. Допустим, когда мы делаем какую-то постановку, и я выступаю в качестве режиссера, мне помимо того, что надо организовать актеров, еще нужно полностью отвечать за всё, что выходит за рамки сцены. Это всегда совместная работа со звукорежиссером, художником по свету, видеоинженером, бутафорскими цехами, художником-постановщиком.
И когда в этом напряжении тебе выпадает возможность поехать на выездной спектакль и отработать какой-нибудь "Мойдодыр" (0+) или "Три поросенка" (0+)— это просто очень расслабляет. А когда ты долго ездишь со спектаклями, это превращается в рутину, в быт. Это как в любой другой работе — ты привыкаешь и ежедневно выполняешь одну и ту же работу, и спектакль как праздник немножечко для тебя гаснет и становится просто работой. В такие моменты очень хорошо отойти и поработать в другой области. Поэтому я не могу выделить.
Мне нравится театр кукол, то, что он мне дает, и то, что я в нем могу сделать. Я могу реализовать себя с разных точек. Я могу и как актер поработать, и как режиссер-постановщик, и как до этого я работал руководителем литературно-драматической части, работал с авторами пьес, с драматургами. В свое время я также носил декорации, работал машинистом сцены, ставил спектакли, администратором работал, меня театр раскрывал с разных сторон. Кем я только здесь не был.
— Какие спектакли вы срежиссировали? Как выбирали темы, сценарии — по душе или по популярности или повестке?
— У нас есть производственный план, который обязывает определенное количество постановок в сезон. Мы должны сделать 4 спектакля. Каждый раз в квартал выпускается новый спектакль. Все это, конечно же, планируется заранее, то есть мы уже, допустим, в этом году знаем, какие спектакли мы будем ставить через год.
Собирается художественный совет театра, обсуждает варианты, что еще можно показать, какие постановки актуальны. Допустим, если мы ориентируемся на наших коллег из других городов России, какие спектакли ставят они, что у них в ходу, чего у нас еще не было, что бы понравилось нашему зрителю. Плюс мы также собираем обратную связь от зрителей, какие бы спектакли они хотели видеть в нашем репертуаре, и от этого мы уже отталкиваемся.
Спектакль "Рассказ о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове" (0+) был задуман достаточно давно. С началом специальной военной операции, тема была особенно актуальна, и мы, конечно, не могли пройти мимо и решили, что момент настал.
Мы заранее запланировали выпустить спектакль, но вот этот открытый нерв, который был в тот момент, позволил нам показать эту историю в переработанном под современность варианте. Основная задача — донести всё понятным языком до детей. Мы рассказали про историю нашей страны, про её участие в войнах, начиная с Гражданской войны, затрагивая темы Гражданской войны, Великой Отечественной войны и современные события, что тоже немаловажно. Таким образом появился этот спектакль.
В каждую новую постановку ты вкладываешь часть души, часть себя, работаешь руками, что-то мастеришь, строишь, придумываешь, рисуешь какие-то моменты, как актер исполняешь.
Потому что даже спектакли, которые в репертуаре много лет, их исполняли актеры определенным образом. Мы пришли, молодая труппа, мы вроде бы то же самое делаем, но вкладываем уже себя в эти спектакли, поэтому они уже другие.
Последний спектакль "Океан" (12+) мне очень нравится. Эта работа для меня, как для актера, оказалась очень важной, потому что этот спектакль показал, что я еще не весь свой актерский потенциал раскрыл, еще можно покопаться где-то. Этот спектакль многогранный, тут четыре актера, которые играют нескольких персонажей в открытом приеме, перевоплощаясь на ходу.
Спектакли — это как дети, как семья, нельзя выделить кого-то одного.
— Давайте поговорим о другой сфере вашего творчества — музыке. Занимаетесь с детства или это взрослый осознанный выбор?
— Осознанный, конечно. Я закончил детскую школу искусств по классу хореографии... один мальчик среди девочек, столько шуток было со стороны пацанов. Танцы? 90-е годы, в поселке, какие танцы? Дзюдо, борьба, футбол...
В школе были попытки заниматься музыкой, играли с друзьями, но осознанно я пришел к этому после 20 лет.
На гитаре я научился играть в школьные годы, на других инструментах также учился играть, вот недавно пришлось за короткое время для роли в "Океане" научиться играть на аккордеоне, хотя до этого я его никогда в руках не держал. Это была производственная необходимость. Люблю свою работу за такие вызовы мне, как актеру.
Группа "NO NAME". Соцсети
— На скольких инструментах вы умеете играть?
— На всех. Все зависит от задачи. У нас даже есть такой девиз в театре "Если надо — я могу!". Всему учился самостоятельно. И танцую, и пою. Это всё — творчество, искусство. Это приятно, всё это дарит радость.
Выступления Дмитрия Мартынова. Елизавета Жарова
— Как появилась группа "No name"?
— Спонтанно. Решил научиться играть на барабанах, собрал с ребятами группу на базе ДК "Автотэк", мы даже на концерте две песни сыграли, а потом мне позвонили ребята, которые были на этом концерте, и сказали, что тоже хотят собрать свой коллектив. Мы встретились, вместе что-то сыграли, и так и остались играть.
Мы так играли какое-то время, а потом нам предложили в концерте поучаствовать, попросили название группы, а у нас его не было. Мы всё тянули, а потом нужно было афишу делать, а мы так ничего и не придумали, ну и сказали, что будем без названия, ну так и остались. Этот "No name" прицепился, и мы не стали его менять. Вот так из ничего всё и появилось.
Группа "NO NAME". Соцсети
— Какую музыку вы играете, в каких направлениях? Есть ли у вас авторские песни?
— Сейчас мы пишем свою авторску музыку. Мы даже презентовали на летних фестивалях свой материл. А до этого мы выступали с каверами, начиная от музыки 90-х и заканчивая тяжелым роком. У нас была очень разнообразная музыка.
Я и пою, и играю на барабанах. А музыку мы все по-тихонечку пишем, но основное, конечно, придумывает гитарист. Текст придумываю я, аранжеровки тоже. Но у нас нет "Я", есть "МЫ", мы всё делаем вместе. Кто-то может принести идею, и мы вместе её развиваем, кто-то вообще может принести готовую песню и сказать, что мы её играем, и мы её играем. У нас много авторских песен в формате демо-записей. Материала много, он просто не записан, потому что на это нужно время, а работа занимает большую часть времени не только у меня, но и у ребят.
Группа — это такое занятие в отрыве от работы, она дает мне силы, выпускает всех "бесов".
— Насколько сложно совмещать сразу несколько творческих направлений? Как вы находите баланс?
— Иногда мозг закипает... иногда начинаешь болеть — это обратная сторона.
Я стараюсь гулять, проводить время с семьей. Занимаюсь тем, что вообще не связано с театром, таким мужицким делом — строгаю, пилю, делаю какие-то ремонтные работы по дому, машину чиню, плитку могу положить, электрику провести. Готовить люблю.
— Как вы отдыхаете, набираетесь сил?
— Отдых, в моём понимании, это когда ты вообще ничего не делаешь. Но так как мы, молодое поколение, люди тревожные, нам всё время нужно себя чем-то занимать. Я даже на отдыхе занимаюсь какой-то работой, что-то придумываю, пишу какой-нибудь материал и тому подобное.
Сил набираюсь на сцене. Сцена лечит.
— Как по-вашему, верно ли утверждение "талантливый человек — талантлив во всем"?
— Можно быть суперталантливым, но при этом смысла в этом будет меньше, чем в скорлупе от семечки. Как показывает мой жизненный опыт, решает не то, насколько ты талантлив, а сколько ты сил и времени прилагаешь.
Ты можешь быть не очень талантливым, но если ты усердный, не зациклен на чём-то одном и развиваешься, то всё получится.
Поэтому талант помогает, как инструмент в работе. Например, какие-то штуки использовать, нестандартные ходы, облегчает твою деятельность. У меня есть способность к игре на инструментах, способность слышать музыку, копировать какие-то повадки животных, людей, быстро ловить интонации, считывать мимику, запоминать текст.
Выступления Дмитрия Мартынова. Елизавета Жарова