Новые жители острова: на Завьялова привезли 12 снежных баранов
16 сентября, 15:00
Даже 1% живших в СССР не знают смысл этих пословиц, а вы осилите 7/7? — ТЕСТ
19:00
В самом отдаленном районе Колымы поддержали неделю безопасности дорожного движения
18:47
Россиянам отключают свет, воду, газ и канализацию за небольшие долги по ЖКХ
18:35
Тихоокеанский театральный фестиваль состоится при поддержке ВТБ
18:00
Сбер заявил о росте количества звонков мошенников через мессенджеры до 60%
17:30
Яндекс.Учебник подготовил диагностику по информатике для учеников 5–11-х классов
17:16
Предпринимателям Магаданской области напомнили о рисках теневой занятости
17:05
Рост зарплат в России замедлится
17:00
В Магадане сотрудники МЧС поучаствовали в молебне в честь иконы Божией Матери
16:14
ЕР отправила команду Колымы на фестиваль детского дворового футбола
16:09
В Магадане строят тротуар на улице Октябрьской
15:59
Колымских предпринимателей просят пройти опрос о мерах господдержки
15:53
Жительница Магадана перевела кибермошенникам около 400 тысяч рублей
15:48
Все районы Магадана подключены к теплу
15:23
Магаданское издание стало финалистом всероссийского конкурса "Авторский знак"
14:10
Губернатор ЕАО: Бизнес в регионе получает все необходимые преференции 10:00
Тенденции в обновлении производственных процессов на российском рынке 13 сентября, 19:40
Юрий Трутнев представил Президенту России итоги ВЭФ-2024 12 сентября, 11:24
Итоги заседания Парламентской Ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье" 11 сентября, 18:28
ВАРПЭ и Правительство Магаданской договорились развивать рыбную отрасль региона вместе 11 сентября, 18:10
Магаданскую область посетил зампредседателя правительства Дмитрий Григоренко 11 сентября, 12:09
В Магадане должно жить столько людей, сколько нужно экономике региона 11 сентября, 10:00
Дмитрий Григоренко с рабочим визитом посетил Магаданскую область 10 сентября, 20:31
Российский малый бизнес почувствовал интерес к инвестициям 10 сентября, 13:40
Крупный алмаз ювелирного качества добыли в Якутии 10 сентября, 10:20
Интервью с Георгием Толорая о роли и месте России в Северо-Восточной Азии 9 сентября, 22:35
Жителя поселка Усть-Омчуг будут судить за перевозку промышленного золота 9 сентября, 22:19
Еврейская автономная область на ВЭФ-2024: как это было 9 сентября, 13:15
Сергей Абрамов примет участие в собрании ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье" 9 сентября, 10:57
Динамика онлайн-торговли в России: Артем Кумпель – о трендах и перспективах 8 сентября, 18:20

Валдис Пельш: О магаданской осени, привлекательности Севера и империи КВН

Интервью MagadanMedia с российским телеведущим
Валдис Пельш Из архива Валдиса Пельша
Валдис Пельш
Фото: Из архива Валдиса Пельша

В Магадане побывал известный российский телеведущий Валдис Пельш. Корреспондент ИА MagadanMedia поговорил с документалистом о красотах Колымы, важности страниц прошлого, особенностях жителей северных территорий, великих путешествиях и знаках судьбы, а также об империи КВН. 

— Валдис Евгеньевич, на Колыме висит много ярлыков. Чем Магаданская область запомнилась вам? 

— Мы в основном восторгались красотами острова Завьялова. Получили очень большое удовольствие. Но надо сказать, что осень на Колыме — настолько яркая, я даже не ожидал. Кажется, что здесь всегда пасмурная погода, холод. Но теплый период в Магаданской области длится порядка четырех месяцев. И за это время природа отрывается по полной программе. 

— Появилось ли желание перенести эмоции о Колыме на пленку и снять историю про наш регион?

— Мы ведем долгие переговоры, потому что за документальное кино кто-то должен заплатить. А сейчас, в связи с изменившейся ситуацией в стране, найти деньги на кино стало сложнее, мне кажется. Но мы бы сюда вернулись с огромным удовольствием. Поэтому дайте возможность, и будет кино — это мы умеем.

— Сейчас регион пытается изменить имидж, перейти от лагерного прошлого к Колыме развивающейся. Как вы считаете, можно ли рассказать о территории исключительно в рамках новой концепции?

— Прошлое вы никуда не денете, оно все равно останется. Мне очень понравился памятник "Маска скорби", он, действительно, очень эмоциональный и правдивый.

И это не исключает всего комплекса восприятия Магаданской области. Прошлого не надо стесняться. Это одна из важных страниц, но есть еще другие.

Из архива Валдиса Пельша

Валдис Пельш на Колыме. Из архива Валдиса Пельша

— В фильме "Русский север. Дорогами открытий" вы исследуете его красоты, архитектуру, традиции. С чем связан ваш интерес к Северу?

— Во-первых, я плохо переношу жару. Во-вторых, у северных территорий — спокойная и молчаливая красота. И люди другие, и архитектура другая, и истории другие. Потому что иногда выживать здесь — уже является подвигом. А люди здесь не просто выживают, они здесь живут и добиваются каких-то успехов.

— Можно ли сказать, что северные люди чем-то отличаются?

— На Севере никогда не было крепостного права. И это накладывало отпечаток на образ жизни людей, на то, как они существовали. Например, у них другой говор, мягкий, очень интересный, приятный. У них своеобразная кухня. Все это очень интересно — просто оказаться рядом и посмотреть на все.

— А как думаете, есть ли перспектива у Севера для привлечения жителей из других регионов? Видите ли потенциал у северных территорий?

— Создайте здесь некую мечту, к которой потянется человек, и сюда поедут люди. Большой холодный период не отпугнет людей, если здесь они найдут свою жизнь, свое счастье и осознание, чего ты стоишь.

— Ваша семья много путешествовала. Можно ли сказать, что это стало фундаментом для ваших будущих документальных фильмов, ведь они тоже про путешествия, про исследователей, первооткрывателей и знакомство с территориями и жителями?

— Каждое лето мы ходили в походы, естественно. У меня и мама, и папа — байдарочники, и мы прошли Северский Донец, речку Малогу, Селигер, Гаую, Латгальские озера, пешком прошли Черноморские побережья Кавказа и пешком прошли Крым. Каждое лето мы на месяц уходили в поход. 

Сидя в комфортной обстановке, задаете себе вопрос: почему бы не пересечь Антарктиду? Ведь это же возможно! И это сделали Скотт, Амундсен, Шеклтон, Моусон. И если тебе это действительно интересно, то нужно продумать, как реализовать эту задачу.

Точно так же можно приехать к подножию Эвереста. И если не взойти, потому что нашей съемочной группе запрещено рисковать, за исключением высотных операторов, которые идут до вершины, то зайти в средний лагерь — это 7 тысяч метров, и это тоже достижимо.

Единственная вещь, когда понял, что это невозможно: в прошлом году в экспедиции на К2 мы дошли по леднику Балторо до подножия горы, мы поняли, что не сможем. И тем интереснее история людей, которые взошли вместе с нашими операторами. Гора пустила наших героев, но забрала одну жизнь. История этого фильма и его создание — это была самая тяжелая физически экспедиция. И неожиданная, с точки зрения того, что все было плохо, но чудо все-таки произошло: ребята поднялись на самую сложную гору на планете, и фильм получился.

—  Ваша съемочная команда вместе с экспедицией российских альпинистов покоряла Эверест. Произошло землетрясение, группа снимала в высокогорном монастыре. Никто не пострадал, но закончить документальный фильм, удалось не сразу. Не восприняли ли вы это как знак, что гора не пускает?

 — Нет. Мы попали под раздачу, и это нормально. В 2016 году, когда первая штурмовая группа пришла в третий лагерь (8 400 метров), где определяют: либо штурмуют вершину, либо идут вниз, нам передали по рации, что ветер рвет палатки. Я стал думать над тем, как найти деньги на третью экспедицию. И в 12 часов ночи, когда они должны были выходить, погода "легла", ветер стих, и они пошли на штурм. В этот момент я начал осторожно надеяться на то, что кино будет.

Так же мы уходили в Антарктиду. Нам полярники давали 15%, что у нас получится, потому что никто не ходил через три полюса в автономном режиме. Они отводили нас в уголок и говорили: "Ребят, 300 километров пройдете, потом вы сломаетесь, и мы вас будем эвакуировать. Чем раньше вы сломаетесь, тем быстрее мы вас вытащим оттуда". Мы уходили с круглыми от ужаса глазами. Мы не верили, что мы пройдем. Только после "Полюса недоступности" — это самое редко посещаемое место на планете — мы стали верить, что всё получится, что хотя бы один полюс мы "взяли". Даже после финишной черты, мы, честно, не верили, что прошли. Но было ощущение, что мы сделали что-то нереальное.

Из архива Валдиса Пельша

Валдис Пельш на Колыме. Из архива Валдиса Пельша

—  У вас внушительный опыт в индустрии. Есть роли в фильмах, вы выступаете автором, сценаристом, продюсером в документальных лентах. А в каком качестве вы себя ощущаете лучше всего?

— Наверно, автор идеи. Самое интересное — придумать себе историю. Когда ты понимаешь, что придумал идею, и никто до этого еще до нее не додумался. Я всегда рассказываю идеи людям, мнения которых мне очень интересно. И когда это откликается, ты понимаешь, что стоишь на пороге начала съемок. 

— Поговорим о КВН. Вы были и игроком, и сидели в жюри. Сложно ли оценивать чужой юмор? Юмор субъективен? Или есть некий стандарт, технологии, которые влияли на оценки?

— Юмор всегда субъективен, и ваша оценка всегда субъективна. И мнение членов жюри, оно абсолютно субъективное. Я могу сказать, что когда мы играли сезон 1987-1989 года, а это был самый длинный сезон, это было одно из самых неприятных ощущений. Ты понимаешь, что члены жюри не воспринимают юмор твоей команды, и ставят, как тебе кажется, совершенно некорректные, необъективные баллы. Но это правильно.

— Что оставил после себя Александр Васильевич Масляков?

—  Он оставил после себя огромную империю. КВН — это не только "Высшая лига", это и "Премьер-лига" и региональные лиги. Это огромное количество людей, которые прошли эту школу. Это история, которая осталась в жизни.

Меня часто спрашивают: "Как изменил КВН вашу жизнь?". Я говорю — никак. Мы отыграли свой сезон, стали вице-чемпионами и пошли заниматься своим делом. Но кто-то отыграл несколько сезонов, кто-то, благодаря КВН, состоялся на телевидении, в каких-то других сферах. Александр Васильевич оставил после себя империю, которая будет жить уже своей жизнью.

— Ваша жизнь вплотную связана с музыкой. Каких исполнителей или какие жанры слушаете сейчас?

— То, что сейчас происходит в нашей музыкальной сфере, это какой-то голод по хорошей музыке.

То, что происходит, с точки зрения создания музыкального контента, это "шняга". Люди перестали писать музыку, они стали писать "модные треки".

Я бы хотел в ближайшее время дождаться появления нового исполнителя, которые заявят о себе. Сейчас есть возможность для любого талантливого композитора и исполнителя записать песню и "выстрелить". Думаю, скоро появится много хорошей музыки.