В нашей новой рубрике "То, о чем вы задумывались, но стеснялись спросить у священника" мы обсудим тему жизни после смерти. Иерей Даниил Омуралиев, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора рассказал ИА MagadanMedia о том, какой ответ дает на этот вопрос христианство, основываясь на Священном Писании и учении Церкви.
Вера в жизнь после смерти является центральной в христианстве и подтверждается многочисленными текстами Библии. Например, в Евангелии от Иоанна Иисус говорит: "Я смесь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек". Эти слова свидетельствуют о том, что для христиан смерть не является концом, но становится переходом в новую жизнь.
"В разговоре на данную тему может возникнуть непонимание со стороны человека строго научных взглядов, но естественные науки занимаются изучением лишь материального мира, мы же в данном вопросе отходим в сферу сугубо духовной стороны.
Также важно помнить, что мы не можем решать за Бога, кому жить, а кому умереть, или кому вечно пребывать в блаженстве, а кому нет. Христианское учение о загробной жизни сформировано на том, что Бог сам открыл людям, и на том, как это откровение воспринимали Его ученики и последователи — святые апостолы, учители и отцы Церкви.
Состояние, когда человек после смерти соединяется с Творцом, мы в христианстве называем Царством Небесным. Очень часто называем еще и Раем (хотя более точно Раем называлась жизнь людей до грехопадения).
Это состояние было для человека естественным. Однако, согласно христианскому учению, люди утратили такую непосредственную связь с Творцом после того, как в их жизнь вошло зло. Это стало преградой для человечества, ведь рядом с Богом “не может быть никакой тьмы”.
Возникшее состояние, при котором человек остается в отдалении от Бога, мы называем адом. Также оно иногда именуется “духовной смертью” (отметим, что ад — это не какое-то место, это состояние. Мы привыкли рассуждать об этом в материальном отношении, но это не значит, что ад или рай находятся где-то в этом мире).
Таким образом после смерти физического тела душа уже не могла соединиться с Богом, так как была грешна. Проще говоря, праведники Ветхого завета тоже были лишены такой возможности.
Однако Бог не оставил свое творение и в определенный момент человеческой истории разрушил возникшую преграду. Он сам стал человеком и совершил все необходимое для исправления ситуации. Хочу отметить, что и в этот раз Он не лишил человека свободной воли — свободы выбора.
Если человек в своей жизни выстраивает правильные отношения с Богом и людьми (то есть он принял Бога и живет по Его божественным нормам — заповедям), то его душа после смерти тела идет к Творцу — в Царство Небесное.
Если же нет, то он сам для себя вновь закрывает этот путь. Причины этому могут быть разные: от нежелания вести добродетельную жизнь до прямого противления Богу. За тех ушедших из земной жизни людей, о ком мы не можем с уверенностью говорить, что они пребывают в Царстве Небесном, мы молимся в заупокойных молитвах, просим у Бога для них милости и прощения. Так совершается “частный” суд над человеком", — рассказал отец Даниил.