Подготовка квалифицированных молодых кадров для здравоохранения Дальнего Востока является одним из ключевых векторов стратегического развития Тихоокеанского Медицинского в рамках участия в программе стратегического академического лидерства "Приоритет-2030". А, как известно, хорошие молодые кадры получаются из хороших студентов, подготовку которых можно и нужно начинать еще до поступления в вуз. О том, как эту задачу решают в Тихоокеанском Медицинском, — в интервью с директором факультета довузовского образования (лицея) Еленой Павловной Огневой.
— Елена Павловна, расскажите немного о лицее Тихоокеанского Медицинского. Когда он был создан? С какой целью? Какую функцию выполняет сейчас?
— Лицей был создан в 1994 году. В 2024 году 25 марта мы отметим его 30-летие. Сначала это был факультет рабочей молодежи, созданный для подготовки к поступлению в вуз. Затем он стал факультетом с четырехлетним циклом обучения. По сути, это школа, которую все называют лицеем, однако официально мы именуемся факультетом довузовской подготовки Тихоокеанского медицинского.
У нас учатся дети с 6-го по 11-й класс. И если говорить в разрезе медицинских вузов, то наш факультет едва ли не единственный факультет такого плана в стране.
Тихоокеанский Медицинский, факультет довузовского образования. Фото: из архива Огневой Е.П.
— Насколько я понимаю, в лицее (давайте будем его так называть) преподаются общеобразовательные предметы, но на химию и биологию выделяется больше часов.
— Да, в нашей учебной программе есть своя специфика. Во-первых, самое главное заключается в том, что химия у нас преподается с 6-го класса. И количество часов, отводимых на изучение химии, в зависимости от класса увеличивается. То есть если в 6-ом классе — это один час, то в седьмом — уже два, и так далее по нарастающей. И в 10-11-х классах — это уже шесть часов в неделю.
Во-вторых, у нас очень маленькие классы, до 20 человек. При этом классы на уроках химии и биологии, поскольку это профильные предметы, делятся на подгруппы, как на уроках по английскому языку. Ну, а 10 человек в подгруппе — это, по сути, индивидуальное обучение. И если в 6-9-х классах химия и биология — это профильное обучение, то в 10-11-х классах предусмотрено углубленное изучение этих предметов.
Тихоокеанский Медицинский, факультет довузовского образования. Фото: из архива Огневой Е.П.
— То, что лицей находится в структуре медицинского университета, дает вам какие-нибудь дополнительные возможности?
— На заре существования факультета, конечно же, главной фишкой было то, что все предметы вели преподаватели вуза.
Честь и хвала преподавателям высшей школы, которые великолепно знают свои предметы, но именно те рамки, которые требуют от нас основной государственный экзамен в 9-м классе и единый государственный экзамен в 11-м классе, вынудили нас перейти на формат преподавания предметов опытными школьными учителями.
Впрочем, у нас есть предмет "Основы медицинских знаний" для 10-11-х классов, который ведет практикующий врач-реаниматолог тысячекоечной больницы, ассистент кафедры анестезиологии, реаниматологии, интенсивной терапии и скорой медицинской помощи Тихоокеанского Медицинского Брагина Марина Геннадьевна. До пандемии у нас была очень широкая профориентация: наши 10-классники проходили двухнедельную практику в различных медицинских организациях. Сейчас мы пытаемся выйти на прежний уровень, однако определенные ограничения для несовершеннолетних остаются.
Практика в медицинских организациях позволяет старшеклассникам познакомиться с тем, что собой представляет больница, какие там отделения, какие специальности. Ребята носят специальную медицинскую одежду. Организованная таким образом, профориентация проходит очень-очень глубоко, с тем чтобы старшеклассники понимали, кем они могут быть в будущей медицинской специальности.
— Скажите, а после этого определенный отток учащихся имеется? То есть находятся ребята, которые понимают, что эта профессия не для них? Это ведь нормально на самом деле?
— Конечно, это нормально. Кто-то, например, понимает, что хирургия — это не совсем то, чем ему на самом деле хотелось бы заниматься. Причины могут быть самые разные. Так что отток есть, но в пределах 7-8 человек на сотню, если брать такую пропорцию.
И это нормальная, как я считаю, ситуация. Не всем дается, например, химия, не всем дается биология. Это сложные науки. Та же химия по трудности школьных предметов тянет на все 10 баллов. Наравне с физикой. Хотя я считаю, что физика еще труднее.
Бывает и так, что подростки приходят к нам в 10-м классе, и кому-то сложно выдержать ту академическую среду, в которую он попал из школы — ежедневные проверки домашнего задания, постоянная готовность к уроку и так далее.
Тихоокеанский Медицинский, факультет довузовского образования. Фото: из архива Огневой Е.П.
— Скажите, как попадают ребята в лицей? Дети приходят по своей инициативе, или их приводят родители? Может быть, есть семьи, где профессия врача передается из поколения в поколение, и родители хотят, чтобы дети пошли по их стопам?
— Есть и такое, династийность никто не отменял. Например, в 8-м классе учится мальчик, старшая сестра которого тоже училась в нашем лицее, а еще раньше — мама, которая получила медицинское образование.
У нас очень много учеников, чьи родители работают врачами, именно они и приводят своих детей в лицей. Но это, в основном, на уровне 6-7-го класса. На уровне 10 класса ребята уже приходят сами.
— Обучение в лицее проходит с применением каких-нибудь особых методик, оборудования, в продвинутых лабораториях?
— Так как у нас профильное обучение, кабинеты оснащены по последнему слову современной науки. С самого начала мы учим детей работать, что называется, "с рук", то есть работать с химической посудой и приборами, которые необходимы в том или ином конкретном случае. Это очень важно, потому что лабораторные и практические занятия проходят буквально на каждом уроке. Тем самым у учеников возникает стопроцентное понимание того, что химия — прежде всего, наука практическая.
С биологией то же самое. Кабинеты биологии оснащены всем необходимым, как и все другие кабинеты.
— А какие учебники используете?
— Учебники по профильным предметам у нас отличаются от тех, что в школах. Они заказываются сетями книжных магазинов непосредственно с сайта Министерства просвещения РФ. Среди учебников есть специальная линейка для профильных школ, в том числе с углубленным изучением химии и биологии. Но, кстати, мы разрешаем детям использовать электронные учебники на планшетах, чтобы не носить с собой много книг.
— Так, может быть, у вас есть и дистанционное обучение?
— Нет, дистанционного обучения у нас не было даже в период пандемии и вызванных ею ограничений. Мы ведь, на самом деле, учим будущих врачей. Пропуски в занятиях тут недопустимы. Да и предметы у нас такие, в том числе и химия, что любой пропуск урока чреват пробелами в знаниях.
Тихоокеанский Медицинский, факультет довузовского образования. Фото: из архива Огневой Е.П.
— Насколько я знаю, перед Тихоокеанским Медицинским стоит задача повысить количество выпускников вуза — до 1500 человек в год. Причем это должны быть квалифицированные молодые кадры. Соответственно, задача лицея — подготовить абитуриентов, способных в будущем стать такими кадрами.
— А мы это и делаем.
Мы готовили, готовим и будем готовить абитуриентов, способных стать квалифицированными кадрами. Кстати, наш лицей занимает одно их первых мест в Приморье по уровню сдачи ЕГЭ по химии и биологии. У нас очень много стобалльников. И в прошлом году в общем потоке наш средний балл по ЕГЭ составил 76.
Конечно, не все наши выпускники проступают в Тихоокеанский Медицинский, потому что… есть еще Сеченовка и Павловка (Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова и Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова — ред.). Те, кто сдали ЕГЭ на 100 баллов, обычно едут туда. Хотя, конечно, есть и те, кто остаются в Тихоокеанском Медицинском.
— Тихоокеанский Медицинский славится самым широким участием студентов в жизни университета. А что можно сказать в этом плане о лицее?
— Как и в университете, у нас на факультете развито школьное самоуправление. У нас есть президент школьного совета. И многие мероприятия, которые проводятся на факультете, культурного, воспитательного и традиционного плана, — это инициатива детей.
— У вас есть традиции? Расскажите о них, пожалуйста.
— Охотно. У нас, например, есть традиционный "Осенний марафон знаний" (12+), который мы проводим на природе в сентябре, чтобы сплотить учащихся. Соревнования очень интересные. В парке "закладывается" несколько станций, на которых дежурят 11-классники.
Остальные классы, пользуясь картой, должны пройти весь маршрут от станции до станции, отвечая на вопросы, которые задают на станциях старшеклассники, набрать побольше баллов и быть первыми на финише.
Другая традиция — "Осенний бал" (12+), который мы проводим в День лицеиста, 19 октября (если помните, это дата открытия Царскосельского лицея, в котором учился Пушкин). В этот день проходит посвящение в лицеисты. Каждому выдается билет лицеиста, делается фото на память. А потом проводится большой бал, на котором дети танцуют вальс, полонез, падеграс и так далее.
Из традиционных мероприятий могу отметить большой "Фестиваль народов" (12+), который мы проводим 4 ноября, в День народного единства. Каждый класс выбирает определенную народность или национальность и готовит о ней культурное представление — блюдо, танец, костюм, сценку о каком-нибудь традиционном обычае. Это мероприятие тоже очень сближает учащихся, ведь у нас учатся дети разных национальностей.
Два раза в год проводятся ярмарки (12+) — новогодняя и масленичная. До коронавирусных времен все средства, которые собирались на ярмарке, мы отдавали в Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи города Владивостока. По просьбе Центра мы закупали специальные игрушки для развития детей, страдающих аутизмом. Передавали средства, полученные за счет ярмарок, и в Приморский краевой онко-гематологический центр.
Еще одна традиция — "Весенний бал" (12+), посвященный булгаковским произведениям. Дети готовят различные постановки в зависимости от того, какую тематику мы объявляем. Мероприятий много, всего и не перечислишь.
Тихоокеанский Медицинский, факультет довузовского образования. Фото: из архива Огневой Е.П.
— А есть мероприятия научного плана?
— Конечно. Мы являемся инициаторами проведения многих олимпиад. Например, это Всесибирская открытая олимпиада школьников по химии для школьников Приморья, которая проводится на площадке лицея по соглашению с Новосибирским государственным университетом. Мы проводим и отборочный, и заключительный этап.
Сейчас наш факультет разработал открытую олимпиаду для медицинских вузов Дальнего Востока под названием "Будущее медицины ДВ" (12+). Ее результаты учитываются при поступлении в Тихоокеанский Медицинский. Задания олимпиады готовят преподаватели нашего факультета.
Мы позиционируем себя как методический центр профильного образования по химии и биологии. И не просто позиционируем, мы это делаем. Так, в 2018 году на базе нашего факультета была проведена профильная методическая школа учителей химии и биологии Дальнего Востока. Приезжали коллеги из Сахалинской и Амурской областей, Камчатского края, Республики Саха (Якутия). Конечно же, были учителя из Приморского края и Владивостока.
Много говорилось об образовательных программах, учебниках, содержании образования. Как раз именно тогда зашла речь о создании медицинских классов, которые сейчас широко внедряются. Так, ежегодно осенью мы проводим семинар (12+) для преподавателей медицинских классов по химии и биологии, существующих в Приморье.
Тихоокеанский Медицинский, факультет довузовского образования. Фото: из архива Огневой Е.П.
— В настоящее время Тихоокеанский Медицинский проводит большую работу по реализации программы стратегического развития университета в рамках участия в программе стратегического академического лидерства "Приоритет-2030". Надо полагать, факультет довузовского образования не остается в стороне?
— Более чем. "Приоритет"— позволил нашим учителям и ребятам развить свои компетенции и обновить материальную базу.
Мы свозили большую группу ребят в Москву, в Российский государственный химико-технологический университет имени Менделеева. Вместе с детьми мы общались с авторами учебников и разработчиками пособий. Были на химфаке МГУ имени Ломоносова, в его лабораториях. Нам показывали, что такое современная химия. И детей, естественно, обучали и готовили к дальнейшим олимпиадам по химии.
Мы побывали в Москве на большой научной конференции, где наша ученица заняла первое место в одной из номинаций и получила за свой проект медаль "Достояние России".
Учителя факультета по профильным предметам поехали в Сочи, в "Сириус", на курсы.
Мы обновили всю компьютерную технику на факультете. А это, между прочим, большие деньги. И это не только компьютеры, это и видео-, и медиаоборудование. Теперь у нас каждый класс с экраном и медиапроектором.
Мы готовы дальше развиваться, учить ребят, воспитывать у них любовь к знаниям, к химии и биологии, помогать им определиться с будущей профессией, в общем — растить таких абитуриентов, которые станут замечательными специалистами в своем деле.
Университет — участник "Приоритета 2030" провел насыщенную программу для будущих абитуриентов и их родителей
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, трансформация и образовательной, и профориентационной деятельности — одна их ключевых задач, которую Тихоокеанский Медицинский реализует в рамках своего участия в программе стратегического академического лидерства "Приоритет 2030". Охват профориентационными мероприятиями вуза около 5 тысяч потенциальных абитуриентов по всем регионам Дальнего Востока (такие показатели вуз демонстрировал к началу учебного 2023-2024 года) — это только начало пути по достижению целей участия в программе "Приоритет-2030". Впереди — расширение географии мастер-классов и других профориентационных мероприятий за пределы ДФО и даже на ближайшее зарубежье. Также в планах университета — развитие ежегодной олимпиады "Будущее медицины Дальнего Востока" (12+) с ее масштабированием на все регионы ДФО, организация во Владивостоке летней и зимней школ, развитие единой сети медико-биологических классов в учреждениях среднего образования регионов Дальнего Востока.