Петь ощущениями, показывать профессионализм на сцене при любых обстоятельствах, делиться настоящими эмоциями со зрителями — именно этих правил придерживается артист-вокалист Эльдар Тетакаев. В интервью MagadanMedia он рассказал о любви к сцене, способах запоминания слов песен, секретах сохранения голоса и важности пережитых эмоций.
— Эльдар, расскажите, как началась ваша любовь к музыке и сцене? Где вы учились?
— У меня мама очень любила слушать классическую музыку. Моя старшая сестра пела в музыкальном коллективе, мне было года 3-4, и я постоянно ходил на ее репетиции, слушал и, не зная слов, открывал рот под музыку, подпевал. И вот эта мамина любовь к классике, увлечение сестры открыли во мне желание связать себя с музыкой.
Потом меня отдали в музыкальную школу, в класс скрипки, и я начал учиться. У меня хорошо получалось, но постоянно ходить на занятия было тяжело, ведь я ходил в школу, занимался в художественной школе.
После музыкальной школы было музыкальное училище, в котором я отучился два года. Дальше поступил в училище искусств на режиссерский факультет, учился на театрального режиссера. Само направлении мне нравилось, но было слишком много свободного времени, расслабленный график, поэтому я отчислился.
Поступил на автомеханика, отучился год и успешно выпустился. После выпуска родители отправили меня учиться во Владивосток в Дальневосточную Государственную Академию Искусств (прим. ред: Дальневосточный Государственный Институт Искусств). На академический вокал учился 7 лет. У нас были различные постановки, концертные программы. Я смог поработать с немцами, французами, итальянцами. Постоянно взаимодействовал с профессионалами.
Параллельно с учебой я пел в рок-группе, пел эстрадные песни в клубах.
После учебы я работал во Владивостоке, в Хабаровске, и по семейным обстоятельствам вернулся в Магадан.
Выступления Эльдара Тетакаева. Фото: Эльдар Тетакаев
— В чем особенность академического вокала?
— В академическом вокале ты поешь ощущениями. Ты уже автоматически примерно знаешь, как поешь, как попадаешь в ноты. Очень многое зависит от понимания своего голоса, как ты его чувствуешь... Профессор из академии учил меня пению в помещении, где не было никакой акустики.
Выступления Эльдара Тетакаева. Фото: Эльдар Тетакаев
— Помните, какие были чувства перед первым выходом на сцену?
— Я первый раз выходил со скрипкой, выходил в качестве вокалиста, и всегда было волнительно. Да и сейчас волнительно. Внутри возникает чувство недомогания, которое тревожит тебя перед выходом на сцену, но потом оно уходит, и ты уже чувствуешь удовольствие от того, что даешь зрителям прочувствовать твои переживания или радости.
Выступления Эльдара Тетакаева. Фото: Эльдар Тетакаев
— Вы служите в театре, развиваетесь как часть коллектива. А для сольного роста, какие площадки, проекты?
— Я работаю с Центром культуры, выступаю на филармонической сцене, на большой сцене. Выступаю на всех площадках, которые есть в городе. Также мы с нашим оркестром ездим по учебным заведениям, даем концерты для студентов и школьников.
Выступления Эльдара Тетакаева. Фото: Эльдар Тетакаев
— Есть ли у вас какие-то способы запоминания слов для роли?
— Только учить. Пешком идешь, берешь с собой текст, читаешь его, повторяешь. Так же с песнями. Я скачиваю "минус" и пою, всё делаю на ходу.
В самом начале я учу голый текст, скелет, не придавая ему смысла. Нужно, чтобы слова отскакивали, а потом уже можно погружаться в смысл, и, конечно, вкладывать в этот текст себя. После этого можно выходить на сцену и с этим работать.
Выступления Эльдара Тетакаева. Фото: Эльдар Тетакаев
— Можно ли заменять какие-то слова своими?
— Для этого нужен очень большой опыт. Если ты профессионал, ты вышел на сцену, то ты не должен подавать виду, что ты что-то забыл или что-то пошло не так. Зритель сразу тебя раскусит. Поэтому надо делать всё с полной уверенностью, нужно, чтобы слова были выстроены по смыслу. У меня было такое, и я делал это мастерски.
Выступления Эльдара Тетакаева. Фото: Эльдар Тетакаев
— По вашему мнению, гениальность в простом или всё-таки нужно постараться, чтобы сделать что-то уникальное?
— К примеру, есть песни, которые состоят из двух-трех аккордов и становятся хитами. Там всё очень просто, доступно, легко воспринимается. Но если говорить про какого-то гениального певца, художника, музыканта, актера, строителя, про любого специалиста — всё, что они делают, это никак непросто. Нужно пройти очень тяжелый и кропотливый путь, чтобы чего-то достичь, сохранить на века.
Выступления Эльдара Тетакаева. Фото: Эльдар Тетакаев
— Как вы работаете с голосом? Как его сохранить?
— Нужно тренировать связки, делать упражнения для голоса, соблюдать правильный режим, меньше кричать, выполнять дыхательные упражнения. Должно быть правильное пение, если голос постоянно болеет, значит, ты неправильно поешь. Это первый признак к тому, чтобы поменять учителя по вокалу.
Каждый день 10-15 минут я занимаюсь голосом.
Я склоняюсь всегда к тому, что также должны быть физические нагрузки. Спорт хорошо влияет на укрепление внутренних органов, придает определенный тонус.
Вокалисты разрабатывают и развивают голос всю жизнь. Если ты остановился, сделал паузу и перестал петь на долгое время, голос отдохнул, но потом, чтобы вернуть его в певческое состояние, нужно очень много времени и работы.
Эльдар Тетакаев. Фото: Эльдар Тетакаев
— Сколько языков вы знаете? И на скольких можете петь? Можно ли без знания языка выучить арию, к примеру, на итальянском?
— Знаю русский, разговорный английский. Могу петь на многих языках.
На итальянском много пел, знаю какие-то фразы. Я бы не сказал, что это сложно, нужно учить текст, учить под музыку, находить перевод, чтобы понимать смысл. Многие вокалисты учат текст, не зная языка.
Выступления Эльдара Тетакаева. Фото: Эльдар Тетакаев
— Как вы считаете, возможно ли актеру изобразить на сцене чувства, которые в реальной жизни он сам не испытывал?
— Я помню до сих пор, что все актеры, которые учились со мной в академии, они постоянно практиковались на улице, общались с людьми, придумывали какие-то ситуации. Все это они делали для того, чтобы испытать какие-то чувства, эмоции и потом ими пользоваться на сцене.
Чтобы актер смог сыграть какую-то эмоцию, ему нужно понимать, как она работает.
Когда я показываю на сцене какие-то эмоции, я не делаю их искусственными. Все эмоции я прогоняю через себя. Нельзя зрителю продать фальшивку.
Выступления Эльдара Тетакаева. Фото: Эльдар Тетакаев
— Есть ли у вас любимый музыкальный исполнитель?
— Я не могу предпочтение отдать кому-то конкретному. Я знаю и слушаю многих исполнителей. Мне очень нравится Брайан Адамс, Джош Гробан, Андреа Бочелли, и так я могу долго перечислять.
— В чем/ком ваш источник вдохновения?
— Меня вдохновляет мысль о том, что я сейчас буду петь перед зрителями и разделять с ними свои чувства и эмоции. Меня вдохновляет, когда ко мне после выступления подходят зрители и говорят добрые слова. В такие моменты хочется делать ещё больше.
Выступления Эльдара Тетакаева. Фото: Эльдар Тетакаев
— Расскажите о творческих планах на ближайшее время?
— Продолжать работать в нашем театре, филармонии, участвовать в различных проектах, фестивалях, ну и хотел бы начать участвовать в конкурсах за пределами Магаданской области.