Уже два года в Магадане проводят фестиваль "Ягель" (0+), который объединяет креативных и талантливых handmade-мастеров. Что такое "Ягель-вайб", кто может стать участником фестиваля, какие товары ручной работы пользуются наибольшей популярностью, как соблюсти баланс между яркостью личного бренда и пастельным фоном маркета, растет ли спрос на уникальную продукцию на Колыме ИА MagadanMedia рассказали организаторы фестиваля Анна Белан и Валентина Вершинина.
— "Ягелю" недавно исполнилось 2 года. Давайте вспомним, как же все начиналось?
Анна Белан: У нас была идея — сделать крутое, творческое пространство, которое будет направлено на молодых, креативных людей. Мы выезжали в отпуск и видели, как проходят такого рода современные маркеты хенд-мейд мастеров, и хотели сделать так же у нас в городе.
Валентина Вершинина: Мы хотели, чтобы люди могли продвигать себя, показывать свое творчество, зарабатывать. У нас в городе были небольшие маркеты, там было ограниченное пространство, выставлялись не более 10 мастеров.
Анна Белан: На одном из таких маркетов я познакомилась с Валентиной Вершининой и Рогнедой Разумовской. В самом начале нас было трое. Сейчас Рогнеда помогает нам с продвижением нашего дела, занимается визуальной составляющей, оформлением, но уже за пределами Магадана.
Началось всё с идеи и постепенно переросло в ежегодное мероприятие, на котором люди могут что-то для себя посмотреть, отметить, приобрести и уйти воодушевленными и радостными.
Фестиваль "Ягель". Фото: Полина Гримм
Валентина Вершинина: Для мастеров "Ягель" — это шанс пообщаться со своей аудиторией напрямую. Живые отзывы, контакт, чувство, когда ты видишь лицо человека, который смотрит на твои работы… Это дает эмоциональную зарядку, поднимает значимость того, что он делает всё не зря.
Анна Белан: Ребята говорят, что есть уже такое понятие как "Ягель-вайб". И все ждут маркет, потому что он получается, как какой-то праздник. В целом на нем царит такая приятная атмосфера, и у мастеров, и у гостей. То чувство, когда вы долго готовились, а теперь можете отдохнуть и насладиться плодами своей деятельности.
— Фестиваль сразу получился масштабным?
Анна Белан: С самым первым маркетом мы подались на грантовый конкурс и получили поддержку. Хотели показать свое творчество, творчество других талантливых мастеров, а также создать сообщество креативных, талантливых ребят. "Ягель" — это не просто фестиваль, это большое творческое сообщество.
Валентина Вершинина: На первом маркете у нас было 33 мастера. Количество зависит от места, которое у нас всегда меняется, поэтому и количество плавающее. Мы сейчас в поиске хорошего пространства для проведения маркетов.
— Сколько мастеров сейчас в вашем сообществе? Какие присутствуют направления, техники?
Валентина Вершинина: У нас бывает так, что разные мастера участвуют на маркетах. К примеру, на летнем "Ягеле" был фуд-корт, мастер-классы, музыканты, киноклуб, лекторий — за 70 человек участников. Два года прошло, мастера меняются, кто-то уезжает. У нас был мужчина, который деревом занимался, женщина изделия из гипса делала. С каждым "Ягелем" мы находим все новых и новых людей.
— Кто стабильно участвует в каждом "Ягеле"?
Валентина Вершинина: Комар Анастасия с брендом украшений Nastya_jewelry, Арина Гребнева и её свечи с волшебными парфюмерными композициями The northern garden, косметика ручной работы Oda_spa_magadan от Дарьи Пожидаевой, много ребят уже стали нашими друзьями за восемь фестивалей.
— "Ягель" — это про коммерцию или больше про атмосферу?
Валентина Вершинина: Мы с Анной встретились в Москве, сходили на московский маркет "Четыре сезона", и ценник там ничуть не отличался от магаданского, может, даже больше.
Анна Белан: Мы специально пришли для "повышения квалификации", вдохновиться идеями. Но мне совсем не понравился тот формат, в котором все проходило. Они гонятся за коммерцией, там огромное количество разнообразных участников, которым нужны покупатели, им нужно срочно всё продать, там очень тесно, не хватает жизни. А мы стараемся больше атмосферу создать. Поэтому наши маркеты наполнены различными активностями, чтобы люди приходили и получали положительные эмоции от происходящего вокруг, чтобы они общались, слушали музыку, могли перекусить.
— Есть ли у "Ягеля" аналоги?
Анна Белан: Да, у нас в Магадане появились ребята, которые проводят собственные маркеты.
Анна Белан: У всех мероприятий есть две стороны медали. Если говорить о позитивной составляющей, то "Ягель" на слуху, его любят за качество, стиль, за постоянство и организацию. У нас есть определенные требования к участникам, с которыми не все согласны, но эти требования существуют для сохранности нашей индивидуальности и качества. Мы совершенно спокойно относимся к ребятам, которые решили создать свое дело.
— Вы и сами представляете свои работы. Расскажите немного о вашем творчестве?
Валентина Вершинина: У меня гончарная мастерская "Тепло", я представляю различную керамику ручной работы. На Новый год — новогодние игрушки, светильники, ёлочки, и из постоянного — посуда (тарелки, чашки). Анна делает украшения из бисера с мехом нерпы, различными камешками, сумочки из экокожи с вышивкой.
Анна Белан: Я шью традиционные костюмы коренных малочисленных народов Севера, но делаю это только на заказ. Отдельно я делаю стилизованные, современные украшения. Когда я хотела надеть какие-то национальные украшениях, мне ничего не нравилось, и я решила делать свои. Но на данный момент для себя у меня нет ни одного своего украшения, всё раскупают, украшения долго не задерживаются. Получается, я сапожник без сапог.
— Чего за 2 года удалось добиться фестивалю?
Анна Балан: У нас есть количественные и качественные показатели. Охват аудитории, которая знает про "Ягель" и охват посетителей. Для меня, например, одним из качественных показателей является рост мастеров. У нас есть одна мастерица, которая несколько раз подавалась на "Ягель". В самом начале она приходила с разными изделиями, а в итоге остановилась на одном.
Она учла все наши комментарии и пришла к нам уже подготовленная. Мастер очень хорошо прокачалась и вошла в основной состав наших участников. Она стала продумывать упаковку, выставочную зону, даже общение с гостями.
Эта девушка создала свой бренд, для меня это очень качественный показатель.
Валентина Вершинина: Кто-то подает заявку без ничего — нет ни названия, ни соцсетей, ни визиток. Это, конечно, не дело. Если человек подал заявку заранее, мы даем ему время на то, чтобы он оформил свою продукцию, создал бренд, завел соцсети и показал активность. Иногда люди ждут этого напутствия со стороны, чтобы собрать воедино свое творчество и представить его должным образом.
Также общение с людьми помогает понять, что именно нужно выставлять на маркете. Ты принес 20 разных позиций, а у тебя покупают только одно, и вот ты начинаешь прокачивать именно это.
"Ягель" — это возможность роста. Ты можешь выставлять свою продукцию и ориентироваться на людей, на их вкусы, так растут продажи, появляются корпоративные клиенты. Всё это происходит за счет работы над собой. Мы стараемся всегда объяснять ребятам, что фестиваль продлится один день, но клиентов вы заберете с собой, они станут вашей базой.
Анна Белан: У нас есть правило, что мы стоИм на маркете от начала до конца. Мастера поддерживают друг друга, нет "эффекта пустоты", все остаются. А если столы совсем опустевают, мастера договариваются с покупателями, чтобы они оставили изделия до окончания маркета.
Валентина Вершинина: Мы поддерживаем и стимулируем ребят, чтобы они обменивались идеями. Многие мастера делали коллаборации после маркетов, взаимодействовали, что-то друг у друга брали. Опять же, проведение мастер-классов — это тоже способ показать себя, свое творчество.
— Возникали какие-то трудности при проведении фестиваля?
Анна Белан: Самая основная сложность — это поиск площадки. Мы сейчас питаем большие надежды на общественно-культурный центр "Премьер" и площадку в спорткомплексе "Президентский". Творческие молодежные инициативы должны поддерживаться.
Валентина Вершинина: Но помещения есть, нас с такой радостью встретили в Магаданском музыкальном и драматическом театре, в котором 16 декабря будет проходить "Ягель". Мы им за это безмерно благодарны.
Анна Белан: Если говорить о поддержке, то Министерство культуры и его подведомственные учреждения видят и понимают, для чего все это делается, какой эффект это приносит, поэтому они нам помогают с оборудованием, например. На грантовые средства мы купили себе колонки, мольберты, столы, музыкальное оснащение.
Валентина Вершинина: Хорошо еще, когда "Ягель" попадает на то время, когда ничего не происходит. В противном случае сложнее договориться, чтобы получить оборудование, столы, из-за этого приходится двигать даты. Это, наверное, самая масштабная трудность. Есть еще, конечно, моменты общения с творческими людьми. Не все легко идут на контакт.
— Участники платят организационные взносы?
Анна Белан: В начале мы все делали без взносов, пользовались своими ресурсами, поддержкой, но чтобы делать мероприятия крутыми, организационные взносы нужны. Поэтому сейчас взнос — 500 рублей. На каждый маркет мы заказываем фотографа, грузоперевозчика, рекламу, покупаем какой-то декор.
Ребята прекрасно к этому относятся, все понимают. И очень классно, что они не только делают взнос, но еще и помогают все организовывать. Есть те, кто специально приезжают пораньше, чтобы помочь всё настроить, разложить.
Валентина Вершинина: Они видят, сколько труда занимает организация и поэтому всегда остаются помочь. К новогоднему "Ягелю" мы немножко увеличили взнос для того, чтобы украсить зал, повысить качество и прорекламировать маркет.
— Что нужно, чтобы выставлять свою продукцию на фестивале?
Валентина Вершинина: Нужно подать заявку, рассказать о своей продукции, показать, продемонстрировать себя. Также мы смотрим на соцсети. Нам нужны хорошие качественные фотографии изделий. Нужно быть уникальным, любить свой бренд, красиво оформить его, показать качество. Каждый должен выработать свой стиль. Нужно четко понимать, что ты делаешь, какая у этого тематика.
У нас определенный стиль, требования, довольно строгие правила. У нас запрещен плагиат, копирование лицензионных персонажей, должно быть соблюдено качество продукции, красивая упаковка.
Анна Белан: Самое основное требование — правильное оформление выставочной зоны, выкладка. Мы предпочитаем пастельные тона, однотонные, приглушенные. Мы очень критично относимся к резким цветам, совсем темным или слишком ярким. К каждому маркету ребята делают разную выкладку, оформляют ее так, как прописано в требованиях. Нужно, чтобы товар выглядел и был представлен красиво, гармонировал с выставочной зоной. Все ребята подходят очень креативно и ответственно к оформлению выкладки, добавляют новые товары, заранее все заготавливают.
Нужно заранее показывать выкладку, отправлять фото оформления. Так делают все мастера за несколько дней перед маркетом. Мы смотрим, потом можем что-то доработать.
Валентина Вершинина: Если не делать обновления, не подходить креативно к каждому маркету, то все будет очень монотонно, будет выглядеть, как обычный рынок. Нужно всегда развиваться, двигаться, расти.
— Какие работы мастеров пользуются большей популярностью? Что чаще всего покупают?
Анна Белан: Пряники, конфетки. Все это красиво, недорого. Также все, что связано с региональным компонентом, сувенирная продукция.
Валентина Вершинина: Если "Ягель" проводится в преддверии какого-то праздника, то будут популярны цветы, новогодние игрушки и так далее. Ну и еда, конечно, потому что ребята, которые выставляются с пряниками и конфетами, распродают все.
У нас был парень, который делал куксы — деревянные походные чашки, ложки… и у него раскупили всё. Потому что его продукция уникальна.
— Есть ли недооцененные мастера?
Анна Белан: Таких нет. У нас очень лояльная аудитория, посетители. Мы стараемся уделять внимание на основы коммуникации. Важно, чтобы мастера помогли правильно принимать похвалу, многие приходят еще и за этим — дать и получить положительную оценку.
Также мы стараемся собирать разные категории мастеров, чтобы не было перебора в том или ином направлении. Одно время мы не могли найти мастеров, которые делают товары для мужчин, но сейчас у нас и такие есть, очень талантливые и креативные.
Валентина Вершинина: Желание играет очень большую роль. Кто действительно хочет участвовать в маркете, будет стараться, пойдет навстречу, будет понимать и принимать все замечания.
— Как у вас формируется цена на продукцию?
Анна Белан: Мы всегда стараемся с мастерами на начальном этапе проговаривать, что у всех разные финансовые возможности, что нужно делать более доступные изделия, средние, дорогие, должен быть баланс. Бывает так, что люди не могут правильно оценить свой товар, тогда мы в этом им помогаем, потому что мастера иногда себя просто недооценивают.
Валентина Вершинина: На ярмарке-маскараде в Магаданском музыкальном и драматическом театре 16 декабря пройдет беспроигрышный розыгрыш, а также мы подарим скидку в 5% каждому, кто придет в новогоднем костюме. У нас будет фуд-корт, мастер-классы, живая музыка. Мы хотим создать максимально праздничную атмосферу.
Фестиваль "Ягель". Фото: Рогнеда Разумовская
— Какие у фестиваля дальнейшие планы по захвату внимания к творчеству мастеров в Магадане?
Валентина Вершинина: Мы каждый раз добавляем что-то новое. После каждого маркета приходит осознание, что можно сделать еще круче, еще больше. Коллаборации мастеров, развлекательная и познавательная программа, большое пространство для маркета, поддержка. Мы ищем тех, кто может нас поддержать, кого мы можем поддержать взамен. Очень ждем, когда откроется "Премьер", там, как раз, предполагается зона для таких больших выставочных мероприятий.
Думаю, развитие — это больше стихийная история, мы просто берем все шансы и стараемся их максимально реализовать.
Анна Белан: Радует, что в Магадане появляется все больше и больше ценителей ручного труда, да и мода на хенд-мейд набирает обороты. На каждом маркете мы замечаем огромное количество людей, которым это действительно нравится.