Ежегодно в конце октября водители празднуют свой профессиональный праздник. В этом году День автомобилиста приходится на 29 октября. Раньше это был праздник профессиональных водителей, но с течением времени стало принято поздравлять всех, у кого есть водительские права и личный автомобиль.
Иван Плахутин работает в компании "Полиметалл" на Дукате кузнецом: кует для подземки крепежи, делает инструменты для удаления заколов и различные ковки. Когда в его работе в кузнице образуется окно, он берет путевку на УАЗ и выполняет функции водителя: едет с поручениями, к примеру, на Лунное месторождение или отправляется с приехавшей комиссией по различным точкам Дукатского хаба. Кузнечное дело для Ивана — основная профессия, а водительская ипостась — часть его самого, и потому День автомобилиста в календаре для него значим.
Ему было лет восемь, когда отец клал на сиденье подушку и учил сына водить сначала "Волгу", а потом небольшой автобус ПАЗ. Так и катались в окрестностях своего Змеиногорска. С той поры, пожалуй, вождение стало для Ивана серьезным хобби. Или даже больше.
![На Дукате Иван Плахутин работает с 2015 года](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/4006/4005946.jpg)
На Дукате Иван Плахутин работает с 2015 года. Фото: Полиметалл
Права Иван получил в 2009 году. Если считать с этого момента, то его стаж автомобилиста составляет 14 лет. Если же брать общий стаж, то почти четверть века. И все эти годы — без единой аварии. Ездит везде много и с удовольствием. Был период, когда трудился на местном элеваторе жестянщиком, мастером по установке вентиляционных систем, аппаратчиком. Некоторое время работал шофером в цехе по производству полуфабрикатов, сварщиком. Работы не гнушался никакой, но в итоге к уже имеющемуся диплому автомеханика добавил после прохождения курсов удостоверение кузнеца ручной ковки. И эта профессия ему интересна по сей день.
На Дукате Иван с 2015 года. Строго говоря, в "Полиметалле" он начал работать еще в родном Алтайском крае, но на Колыме ему нравится несопоставимо больше. Два месяца "горячей" работы кузнецом, а потом столько же на межвахте. Это время он посвящает семье, охоте и рыбалке. Добывает то дичь, то хариуса, то тайменя — с пустыми руками редко возвращается. И тут без автомобиля не обойтись. На восстановленном буквально из руин уазике возит дрова и уголь для дома, на нем же или на своей "Тойоте" чуть ли не ежедневно отправляется в лес. Чаще, конечно, идут с друзьями двумя машинами: местность глинистая, завязнуть по осени легче легкого, даже цепи на колеса не всегда помогают, и приходится выдергивать друг друга по очереди.
Небольшой личный автопарк, в котором, помимо двух легковых машин и верного уазика, имеются еще снегоход и квадроцикл, дает возможность испытать все радости вождения. Алтайский городок, где живет Иван, находится, как и Дукат, у подножия сопок, и потому есть где разгуляться на просторе. Кстати, Ивану очень нравится, что Алтай и Колыма столь схожи в своих пейзажах, сопках, красоте природы и даже морозах. И здесь, и там он чувствует себя как дома.
!["Коллектив в "Полиметалле" очень хороший, самый лучший. Люди открытые, с такими мне по дороге…"](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/4006/4005949.jpg)
"Коллектив в "Полиметалле" очень хороший, самый лучший. Люди открытые, с такими мне по дороге…". Фото: Полиметалл
В каждой машине, которой ему доводится управлять, Иван ценит свои достоинства. Например, грейдер, на котором он работает на Дукате, подменяя порой заболевшего водителя, побуждает продумывать весь процесс: как очистить дорогу от снега, сделать ровный отвал, правильно сдвинуть сугроб. "Трэкол" друга позволяет легко преодолевать все препятствия на сложной местности. Легковая иномарка — это уже из разряда "управлять мечтой". Неудивительно, что на вопрос, на какой машине ему нравится ездить больше всего, Иван улыбается: "Больше всего нравится ездить… на всем!" На старенькой, но "перспективной", как он говорит, "буханке", на вездеходе, грузовике, "Мерседесе", автокране, "Фольксвагене"... Привычнее, конечно, механика, нежели коробка-автомат, но не это самое главное. Главное — доверять своему автомобилю. И самому не подводить его.
Условия безаварийной езды Ивана Плахутина просты и понятны: безусловная трезвость за рулем и повышенная внимательность.
"Внимательное наблюдение не только за дорогой, своей машиной, но и за другими автомобилями, — поясняет Иван Юрьевич. — Постоянно смотрю по всем зеркалам за соседними машинами, кто как обгоняет, какие номера (их запоминаю, через неделю спокойно назову!), как выглядят водители. Однажды видел, как на пешеходном переходе водитель чуть не наехал на пешехода. Через несколько дней на улице встретил его (помню и номер машины, и лицо человека) и подошел поговорить, что он был неправ, так делать нельзя. Вроде понял меня".
День автомобилиста, который отмечается 29 октября, Иван считает и своим праздником, правда, уточняя, что сейчас редко кто не водит машину. В этот день он будет уже на вахте. Возвращается с желанием, говорит, что коллектив у них очень хороший, из всех, какие знал раньше, самый лучший. Люди открытые, камня за пазухой не держат. С такими ему по дороге…
Людмила КАРАВАЕВА