Так совпало, что в этом году герой нашего материала отмечает четыре круглых даты: 40-летие трудовой деятельности в авиации, 15 из которых посвятил "Полиметаллу", 25-летие золотодобывающей компании и серебряную свадьбу. Начальник аэродромной службы ГОК "Кубака" Андрей Ломега о путешествиях, любимой профессии и воздушных воротах Омолонской золоторудной компании.
Андрей Николаевич родом из Красноярска. Вместе с родителями ещё ребёнком переехал в Магаданскую область, в Омсукчан. Здесь же окончил школу. Но уже со школьной скамьи мечтал об авиации.
"Мне нравятся самолёты. Тяготел к технической части: интересно было узнать, как обслуживаются и ремонтируются воздушные суда, — делится Андрей Ломега. — Учиться пошел в Иркутское авиационно-техническое училище гражданской авиации. Получил специальность "авиационный техник по планеру и двигателям".
Трудовой путь молодой специалист Ломега начал в родной Магаданской области. По распределению попал в Сеймчанский объединённый авиаотряд. Работал авиатехником. Спустя восемь лет его перевели в Омсукчанский аэропорт.
Сегодня Андрей Николаевич возглавляет аэродромную службу на производственном объекте Омолонской золоторудной компании. ГОК "Кубака" находится вдали от цивилизации, среди колымской тундры и сопок. Добраться сюда летом можно только самолётом. Местный аэродром — единственный в "Полиметалле". Подобных структурных подразделений нет больше ни на одном предприятии компании. Воздушные ворота Кубаки обслуживает вверенный Андрею Ломеге коллектив. Опыт, точность и аккуратность — залог безопасности, уверен начальник аэродромной службы.
"На Кубаке аэродром небольшой, принимаем четыре рейса в неделю. В основном это региональные перевозки самолётами АН-28, салон которых рассчитан на 14 человек, — рассказывает о работе Андрей. — В нашей службе всего шесть человек. Есть лицензии на метеообеспечение полётов и на топливное обеспечение воздушных перевозок. Одна из главных наших функций — прием авиационного топлива и подготовка его для заправки в самолёт. Это довольно сложный процесс. Мы ежедневно делаем анализ топлива. Также следим за взлётно-посадочной полосой, поддерживаем её состояние. Передаём данные о погоде в Магадан".
Взлётно-посадочная полоса на Кубаке небольшая, всего 1400 метров. Грунтовая. В период распутицы, когда идут интенсивные дожди или тает снег, бывает, что приём воздушных судов приостанавливается.
"Как только позволяют погодные условия, аккумулируем силы, приводим полосу в порядок, принимаем задержанные рейсы, — поясняет Андрей Николаевич. — Главная ценность в любой работе — люди. Коллектив у нас небольшой, но дружный. С такой командой я всегда спокоен и уверен в результате".
История знакомства с аэродромом Кубаки у Андрея Ломеги началась в 1998 году, тогда на объекте работали предшественники "Полиметалла". До 2002 года он трудился здесь авиатехником, затем несколько лет в Магадане.
"В 2008 году компания "Полиметалл" обратилась в региональное управление Росавиации, чтобы подобрать специалиста для работы на посадочной площадке Кубаки. Рекомендовали меня. Аэродром некоторое время не эксплуатировался. Начали его восстановление, — вспоминает Андрей Николаевич. — Взлётная полоса была в плачевном состоянии. Подсыпали, выровняли грейдером, установили необходимые знаки и разметку. Все работы выполнили за два месяца. Всего на участке в тот период было человек 20, и нас перевозили вертолётами. А первый самолётный рейс был уже позднее".
Когда аэродром был восстановлен, Андрею Ломеге поступило предложение перейти на Кубаку на постоянную работу авиатехником по горюче-смазочным материалам. Он согласился. Авиация для Андрея Ломеги по-настоящему дело всей жизни. Как звучит в песне: "Первым делом самолёты…", так и в реальности. Супругу Татьяну он встретил уже будучи опытным специалистом.
"Наша семейная ячейка общества сложилась, когда мне почти 30 лет было, — улыбается Андрей Николаевич. — Понравилась сеймчанская девушка, влюбился. У нас взрослый сын".
Татьяна поддерживала мужа и гордилась его профессией. И всегда терпеливо ждала с вахты. Андрей Ломега признаётся, что вахтовый метод работы сначала давался ему нелегко. Два месяца разлуки с семьёй, и жена переживала, и он скучал. Но постепенно привыкли. Плюсов в таком режиме работы больше. После вахты целых два месяца отдыха, которые полностью посвящаешь дому и близким людям. А зарплата позволяет много путешествовать.
"Мы объездили всю Европу, Скандинавию. Старались отдыхать не на курортах, а просто брали билеты и ехали дикарями, смотрели на страну изнутри, как всё устроено, как живут люди, — рассказывает Андрей Николаевич. — Очень много интересных мест и в России посетили. Ну и, как у истинных колымчан, у нас всегда есть время для выезда на рыбалку".
Любовь к авиации за годы работы не прошла, наоборот, стала только крепче. О выбранной профессии он никогда не жалел.
"Авиация для меня — это как раз тот случай, когда на работу как на праздник и с удовольствием", — резюмирует Андрей Ломега.
А на вопрос, не тянет ли в небо, философски отвечает, что для него важнее твердо стоять на земле, чем летать в облаках.
Евгения Казимирова
Ирина Озерова