Глобальный процесс борьбы за человека — это главный тренд нашего времени. С этой задачей лучше всего справляется драматургия. И в этом смысле Дальний Восток как средоточие новых устремлений страны может стать местом, где появятся новые Чеховы и Горькие. Такая мысль прозвучала в ходе круглого стола "Театр и кино: дальневосточная драматургия" (12+), который прошел 6 сентября в онлайн-формате в рамках пятого, юбилейного сезона Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева (12+), сообщает ИА PrimaMedia.
— Темы, которые мы затронем сегодня, очень важны для современного единого драматургического пространства в Российской Федерации, хотя сегодня мы говорим о драматургии Дальнего Востока. Дело в том, что Дальний Восток становится одной из самых главных территорий России, и всё, что происходит здесь, в той или иной степени отражает то, что происходит по всей стране, — заметил модератор круглого стола куратор Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева Вячеслав Коновалов, начиная работу онлайн-конференции.
Тем не менее богатая на события жизнь Дальневосточных территорий пока что практически не находит своего воплощения на театральных подмостках.
Как рассказала завлит и пресс-секретарь Приморского академического краевого драматического театра имени М. Горького Мила Малахова, в репертуаре театра есть спектакли, имеющие отношение к Дальнему Востоку, — по пьесе "Арсеньев. Расхищению не подлежит" (12+) об В.К. Арсеньеве, написанной московским драматургом Еленой Исаевой, и по пьесе "Король. Ковбой. Великолепный" (16+) о Юле Бриннере, созданной приморским автором Юрием Гончаровым, программным директором кинофестиваля "Меридианы Тихого" (16+).
Непосредственно с Владивостоком связан спектакль "Крейсера" (16+) по одноименному роману (16+) Валентина Пикуля и спектакль "Фрегат "София" (16+), инсценировка рассказа Бориса Пильняка ""Рассказ о том, как создаются рассказы" (16+), предпринятая современным драматургом из Астрахани Романом Викуловым. Самое ценное в этих спектаклях — переосмысление эпохи. Хотя темы поднимаются серьезные, спектакли получились яркими, кинематографичными, наполненными проекционным экраном, который используется вместо задника.
И всё-таки дальневосточная тема на приморской сцене отражена эпизодически. Чем это вызвано, — невниманием дальневосточных театров к творчеству местных драматургов или нехваткой оных, сказать на самом деле трудно.
Академическому театру, каковым является Приморский драмтеатр имени Горького, по статусу положено быть хранителем классики, русской и зарубежной. Но если современные местные драматурги будут соответствовать этому уровню, то почему бы их произведениям не быть поставленными на дальневосточной сцене.
Рассуждая о сложившейся ситуации, художественный руководитель Государственного музея Сергея Есенина в Москве, театральный режиссер, актер, поэт Владислав Маленко оттолкнулся от двух краеугольных камней мирового театра — драматургии Шекспира и драматургии Чехова, заметив, что каждый из этих великих драматургов подводил черту в конце определенной эпохи в предчувствии начало эпохи новой.
— Сейчас важнейший вопрос драматургии заключается в том, что поэты и люди театра чувствуют не просто "стук топоров Лопахина". Мы чувствуем, как трещит время. Сейчас мы фактически предчувствуем появление нового Горького, нового Чехова в русской драматургии. И почему-то у меня есть ощущение, что Дальний Восток и конкретно Владивосток могут прийти на помощь России. Именно потому, что ощущение новой эпохи связано с Востоком, с теми людьми, которых долгое время считали жителями далекой провинции. А вот не так. Провинция сейчас — это мы, — пришел к неожиданному выводу Владислав Маленко и добавил: — Я думаю, новые драматурги должны прийти с Дальнего Востока.
Они уже появляются, откликнулся на призыв столичного режиссера и литератора заместитель директора Центра содействия развитию молодежи Приморского края Евгений Шевченко и рассказал о проекте "Школа молодых драматургов", реализуемом в регионе по инициативе губернатора Олега Кожемяко и министра культуры и архивного дела Елены Бронниковой.
В рамках проекта, стартовавшего в феврале 2023 года, с юношами и девушками, желающими стать драматургами, проводят бесплатные занятия.
— За 3 месяца было написано 10 пьес, оформлен сборник. По завершению проекта мы решили делать читки этих пьес. Они состоялись во Владивостоке на МедиаСаммите (12+), в других муниципалитетах, после чего на участие в проекте записалось еще 35 человек, — рассказал Евгений Шевченко. — Надеюсь, что в будущем мы увеличим количество участников, лекторов и кураторов.
И добавил, что одна из главных целей проекта, помимо написания новых пьес, — помочь разобраться молодому человеку, а способен ли он заниматься драматургией, интересно ему это или нет, укрепить его желание раскрыть свой талант, если окажется, что он есть.
— Это очень хорошее начинание. Замечательно, что так всё совпало: Владислав Маленко ожидает, что придет волна новых драматургов с Дальнего Востока, и именно в Приморье, на самом краю нашей необъятной страны, происходит это. Я думаю, этому кораблю предстоит большое плавание. Дальневосточный драматург — это звучит гордо, — заметил Вячеслав Коновалов.
И тут возникает вопрос, а достаточно ли сейчас современных сюжетов, которые могут быть представлены на сцене приморских театров, таких, как театр имени Горького, например.
Тем местных много, высказала свое мнение Мила Малахова. Это могут быть темы, связанные с жизнью малых народностей, или социальные темы. Что касается темы СВО, то здесь, по словам Владислава Маленко, ближе всего к сути происходящего подошла поэзия. Драматургическое освоение темы — процесс достаточно долгий, глубокий и кропотливый. Ведь, по сути, речь идет о борьбе за человеческое в человеке.
— И мне кажется, что именно в этом смысле драматургия — невероятно важный инструмент. Надо успеть за два часа в театре прожить вместе с актерами жизнь человеческого духа. По счастью, нам, русским, есть чем ответить миру. У нас лучший театр благодаря встрече в одном времени и одном пространстве таких людей, как Владимир Немирович-Данченко, Михаил Чехов, Константин Станиславский, Антон Павлович Чехов, Евгений Багратионович Вахтангов. И сейчас у меня есть ожидание, что уже скоро новые Чеховы и Горькие постучатся в наши двери, — сказал Маленко.
Разговор о возможностях появления на Дальнем Востоке современной качественной драматургии (пока с приставкой "кино") продолжил Георгий Саенко, сценарист и режиссер сериала "Осенние визиты" (16+), поставленного по одноименному роману (16+) писателя-фантаста Сергея Лукьяненко во Владивостоке.
Как отметил Вячеслав Коновалов, передавая слово Саенко, Сергей Лукьяненко при каждом удобном случае говорит, что единственный фильм, к которому у него нет претензий, — это "Осенние визиты", что, конечно, дорогого стоит. Сейчас готовится новый проект — Саенко будет снимать фильм по еще одному роману Лукьяненко.
Коновалов обратил внимание на то, как здорово ложатся события фантастической истории на реальные картинки современного Владивостока.
— Я не видел другого такого фильма, где так бы красиво показывался Дальний Восток. А есть ли другие произведения, которые можно так же перенести на дальневосточную почву? — спросил он у режиссера "Осенних визитов".
— Можно и нужно. На самом деле тут ничего сложного как бы нет, если произведение географически не привязано какому-то конкретному месту и если такой перенос не ломает хребет произведения. Сейчас мы попробуем сделать то же самое с "Черновиком" (16+), там будет гораздо больше улиц, потому что в "Визитах" Владивостока всё-таки маловато, на мой взгляд. И, кстати, были претензии, что Владивосток показан мало. Поэтому сейчас стоит задача показать его больше, — сказал Георгий Саенко.
Что касается местных сюжетов, то их еще предстоит найти. Идеи есть. Набралось на 8-10 проектов, добавил Саенко.
— Готов ли ты поучаствовать в тренде слома 200-летней традиции унылого действа и превращения современного русского человека, жителя современной России в человека труда, в человека позитива, в человека создающего? — спросил Коновалов у Саенко.
— Я не вижу ничего странного в том, чтобы привязать это к тому, что мы делаем. Тем более что мы не планируем только фантастикой заниматься, — ответил Георгий. — Но мне не нравится слово "слом", мне нравится слово "развитие". Я считаю, что развиваться всегда есть куда. Позитивное всегда найдет свое место. Менять нужно всё к лучшему, — ответил Георгий.
Напомним, что Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках комплекса воспитательно-патриотических мероприятий "Дни регионов Дальнего Востока в Москве" в здании Российского Фонда культуры.
Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.
Сайт Премии — премияарсеньева.рф, группа Вконтакте https://vk.com/premiyaarsenyeva.