Всего по одному ученику будет обучаться в двух школах Колымы. Образовательные учреждения отдаленных сёл Магаданской области готовы обеспечить ребят полноценной программой по всем необходимым предметам. Тем более, с этого учебного года регион перейдет на единую федеральную систему образования. О том, в чем плюсы общей системы обучения, а также о рейтинге школ, приезжих из других регионов учителях, курсе выпускников на техникумы и колледжи, введении новых профильных классов и самых популярных факультетах в СВГУ — в интервью MagadanMedia с министром образования Магаданской области Анжелой Шурхно.
Анжела Шурхно. Фото: Правительство Магаданской области
— Анжела Владимировна, с 1 сентября 2023 года образовательные учреждения перейдут на единую федеральную программу образования. Что это за система в нюансах?
— Это то, к чему мы так долго стремились, — к формированию единой системы образования. Для всех школ Российской Федерации разработаны и утверждены единые федеральные учебные планы, программы по всем предметам, планы внеурочной деятельности, календарные учебные графики и планы воспитательной работы. Я думаю, что это будет удобно и для учителей, и для обучающихся.
Смысл в том, что ребенок, прибывший из любого региона страны, без какой-либо адаптации может свободно включиться в учебный процесс. Потому что в стране создано единое учебное и воспитательное пространства. При этом сроки начала и окончания учебного года, сроки каникулярного времени также станут общими во всех школах.
Сегодня говорят и о едином учебнике истории, где трактовка современных событий так же будет подана в одном формате.
— На Колыме разрабатывают "рейтинг школ". Чем будет полезна для образования система мониторинга и по каким критериям будете оценивать образовательные учреждения?
— Совместно с нашим региональным оператором — Институтом развития образования и повышения квалификации педагогических кадров — мы разработали систему мониторинга успеваемости школьников. Этот рейтинг основан на принципах федерального мониторинга, но мы будем определять преимущественно муниципалитет. Основная цель проекта — повышение уровня успеваемости учащихся в регионе. Показатели охватят вопросы повышения качества подготовки педагогических и управленческих кадров, итоги образовательной деятельности обучающихся, состояние организации образовательных процессов, системы оценки качества образования по организациям конкретного муниципального округа.
Рейтинг мы планируем установить в предстоящем учебном году. Это не значит, что мы везде развесим плакаты с результатами. Но здоровая соревновательная нота должна присутствовать. Мы видим, что у нас лучшими по качеству сдачи экзаменов, по проценту успеваемости являются магаданские учреждения. Школы в колымских поселках очень активны, но хотелось, чтобы результат был выше. Возможности, доступ к качественному образованию должны быть равны у тех, кто обучается в гимназиях, и у тех, кто учится в небольшой малокомплектной школе.
— К слову о лидерах. По итогам экзаменационной кампании 2023 года, 100 баллов по ЕГЭ получили исключительно выпускники городских школ. Будет ли сделан упор на подготовку к единому экзамену в колымских поселках?
— В 2023 году школы региона закончили 720 выпускников. 48 выпускников подтвердили на ЕГЭ право получить медаль "За особые успехи в учении". Среди них 39 медалистов из школ города Магадана. 100 баллов по единому государственному экзамену получили 4 человека: это выпускники Английской гимназии, гимназии № 13, общеобразовательной школы с углубленным изучением математики № 15. Мария Свинцицкая, выпускница гимназии № 13, сдала сразу два предмета — историю и русский язык — на 100 баллов. Но в колымских поселках 100-балльников нет, над этим нам придется работать.
После открытия регионального Центра выявления, поддержки и развития способностей детей в Магаданской области у ребят из отдаленных колымских поселков появится возможность развивать свои таланты по различным учебным предметам через участие в профильных сменах центра, которые будут организовывать в течение всего года.
Отмечу, что процент тех, кто не преодолел минимальный порог по двум обязательным предметам, снизился по сравнению с прошлым годом. К сожалению, 27 человек не получили аттестаты об образовании в этом году, в резервный период им предоставится возможность еще раз попробовать свои силы. Высокобалльников в этом году — 182 человека, результат выше предыдущего года, в том числе это ребята, которые обучаются в колымских поселках. Увеличился средний тестовый балл по семи учебным предметам, наибольших успехов достигли по литературе, математике, физике. Впервые на территории региона зафиксирован максимальный балл по обществознанию.
Школьники. Фото: Freepic
— На Колыме особой популярностью пользуются профильные классы. Какие уже функционируют в образовательных учреждениях региона? И есть ли в планах создать новые направления?
— В регионе функционируют 10 профильных классов на базе восьми общеобразовательных организаций: два медицинских класса на базе Школы № 14, три гвардейских класса (Школа № 14 и Школа № 1 в Палатке), один класс МЧС (Школа № 14). один спортивный класс (Школа № 14), два класса с психолого-педагогической направленностью (Школа №1 5 и Школа в Оле), а также один класс с технологической направленностью (Лицей № 1 имени Крупской).
С 1 сентября запланировано открытие инженерного класса на базе Русской культурологической школы № 2, двух военно-спортивных классов в школе Олы и военно-инженерного класса на базе гимназии № 13 в Магадане. Гвардейские классы появятся в ольской школе, в школе поселка Усть-Омчуг и вновь в школе № 14. Классы "с казачьим компонентом" начнут работу на базе Магаданского промышленного техникума и школы Олы.
Кроме того, на подшефной территории — в городе Ждановка — мы организуем работу гвардейского класса и класса "с казачьим компонентом".
А в 2024 году планируется создание IT-класса в общеобразовательной школе с углублённым изучением математики № 15 в Магадане.
— С 1 сентября внедрят модуль профессиональной ориентации. Чем полезна эта программа?
— С начала этого учебного года министерство просвещения РФ вводит профориентационный минимум для обучающихся 6–11 классов общеобразовательных организаций, включая детей с ОВЗ и инвалидностью. В 2023–2024 учебном году профминимум будет реализован на базе 44 школ Колымы.
Ребенок должен быть ориентирован не только на получение знаний, но и на получение профессиональных навыков. Пока это только ориентация — знакомство с предприятиями, выбором профессий и так далее. Мы думаем, если это встанет на стабильную основу, мы сильнее углубимся в этот процесс.
Модуль профессиональной ориентации может быть исполнен различными форматами: классные уроки, дискуссии, мастер-классы и деловые игры или экскурсии на производство, посещение ярмарок профессий и дней открытых дверей компаний или выбор обучения в уже известных нам профильных классах, или специальное содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла, где будут рассматривать значимость предмета в профессиональной деятельности.
— В этом году будет сделан акцент не только на профессиональном, но на культурном и патриотическом воспитании школьников. В 29-ти образовательных организациях Колымы приступят к работе советники директора по воспитанию. Станет ли такой педагог обязательным специалистом во всех учреждениях?
— В современных образовательных организациях воспитание является приоритетом при осуществлении образовательной деятельности. Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями — это педагог, который будет вовлекать ребят в общественно полезную деятельность, будет заниматься с учащимися, чтобы мотивировать их на хорошие инициативы, выявлять среди них талантливых. Это достаточно коммуникабельная должность, думаю, что введение таких педагогов ускорит процесс нашего единения.
С 1 сентября в 21-й общеобразовательной организации и 8-ми организациях среднего профессионального образования приступят к работе советники. 1 января 2024 еще в 7 общеобразовательных организациях Магаданской области появятся такие специалисты.
Школьники. Фото: Freepic
— В прошлом году мы с вами говорили о дефиците учителей математики, русского и иностранного языков, а также педагогов-психологов в колымских школах. Как обстоят дела с кадрами в этом году? Откуда приглашаем и чем привлекаем?
— Работа по привлечению педагогов на имеющиеся вакансии продолжается. К началу учебного года необходимо максимально укомплектовать коллективы образовательных организаций региона.
В рамках учебного года 2023–2024 на Колыму приедут 39 педагогов из Белгородской области, города Новый Оскол, Хабаровска, Республики Алтай, Ростовской области, Республики Бурятия, Омска, Комсомольска-на-Амуре, Читинской области, Камчатского Края.
В целях снижения ротации молодых педагогических кадров в регионе внедрили целевую модель наставничества, которую реализуют в 100% общеобразовательных организаций Магаданской области. Ежегодно проводим региональный форум лучших наставнических практик, организуем методическую поддержку системы наставничества.
Также в регионе продолжается работа в рамках федерального проекта "Земский учитель". С 2020 года на Колыму уже прибыли 14 педагогов. В 2023-м учитель физики и математики к 1 сентября приедет в школу поселка Ягодное.
Кроме того, приглашенных педагогов во всех муниципальных округах обеспечивают жильем. 100% возмещается оплата коммунальных услуг. Ежегодно повышается уровень заработных плат учителей, в этом году повышение достигнет 10,1%.
— В 2022 году в двух населенных пунктах Колымы совсем не было учеников. Сколько школ в регионе остались без учащихся в этот раз?
— В этом году ситуация не повторилась. Но есть минимальные показатели. Так, в начальной общеобразовательной школе в Ямске планируется обучение 1 ребенка в 4 классе, в начальной школе-детском саду села Балаганное" — двух детей во 2 и 4 классах, в начальной школе-детском саду села Верхний Парень — 1 ребенок во 2 классе и в начальной школе-детском саду села Гарманда" — двух детей во 2 и 4 классах.
Абитуриенты. Фото: Freepic
— Итоги вступительной кампании показывают, что магаданские выпускники предпочитают поступать в училища и техникумы. Почему, как вы думаете, жизненный компас ребят ведет их в среднее профессиональное образование?
— Действительно, по предварительным данным приемных комиссий порядка 70% выпускников школ 2023 года выбрали учреждения профессионального образования. Лидерами стали Колледж сервиса и технологий, Магаданский политехнический техникум и Колледж искусств. В данных учреждениях конкурс составляет 2–3 человека на место.
Отмечу, на 2023–2024 учебный год выделено 1424 бюджетных места. Набор ведется по 58 программам. Наиболее востребованные у абитуриентов: "информационные системы и программирование", "геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых", "повар-кондитер", "графический дизайнер", "техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей", "маркшейдерское дело", "лаборант-эколог", "мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей", "лечебное дело" и "обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем".
Думаю, выбор обусловлен повышением качества подготовки и выполнением основной задачи профессионального образования — трудоустройством выпускников. По данным Роструда, Магаданская область занимает 2 место в России по количеству трудоустроенных выпускников.
Кроме того, за последние 3 года полностью переоборудованы 36 современных мастерских. Это полноценные мини-производства, позволяющие готовить квалифицированных конкурентоспособных специалистов.
— И совсем недавно, пройдя отбор, Магаданская область получила 100 млн рублей на развитие профобразования в следующем году. Деньги направят на продолжение модернизации колледжей и техникумов?
— Средства пойдут на реализацию федерального проекта "Профессионалитет". Плюсом к 100 млн рублям еще 20 млн рублей дают наши социальные партнеры.
Уже определены 17 учебно-производственных площадок, лабораторий, мастерских и кабинетов для приобретения и монтажа современного оборудования.
Также в рамках проекта проведут капитальный ремонт помещений Магаданского политехнического техникума, в котором будет базироваться учебно-производственный центр "Горнодобывающая отрасль". В центре планируется готовить специалистов по 13-ти образовательным программам, что позволит к 2026 году привлечь и подготовить до 775 специалистов для предприятий региона.
В проекте участвуют 4 образовательных организации системы профессионального образования и 6 лидеров горнодобывающего и энергетического комплекса области.
Абитуриенты. Фото: Freepic
— 243 бюджетных места на факультетах Северо-восточного государственного университета все еще вакантны для поступления. Ребята предпочитают уезжать для поступления в высшие учебные заведения в другие регионы?
— Конечно, в настоящее время в нашем регионе сохраняется тенденция оттока населения, и это наблюдается не только среди выпускников школ, но и среди других слоев населения. Тем не менее, направления подготовки, реализуемые в СВГУ, соответствуют текущему запросу экономики и социальной сферы Колымы. Контрольные цифры приема нашего университета выполнены на 70%. По очной форме из 291 бюджетного места выполнено 61,5%, по очно-заочной форме выполнение на 100%, по заочной форме выполнено 90,7%.
Напомню, набор на бюджетные места по направлениям магистратуры продолжается по очной форме до 30 августа, по заочной — до 29 сентября.
— Топ-5 факультетов СВГУ, которые популярны для поступления?
— Самые популярные факультеты — "Менеджмент", "Прикладная Информатика", "Юриспруденция", "Педагогическое образование с 2 профилями (китайский и японский") и "Горное дело (профиль Маркшейдерской дело)".
О тех, кто будет на одной волне с молодежью, рассказала региональный координатор проекта "Навигаторы детства" Елена Таченко