В прошлом году главный вуз полуострова — КамГУ имени Витуса Беринга — вошел в число победителей программы "Приоритет 2030. Дальний Восток" и получил солидное государственное финансирование.
Главная миссия этой большой программы — развитие дальневосточных регионов. Возможно ли это при постоянном оттоке молодежи? Безусловно, нет. Именно поэтому особая роль здесь отведена вузам. Местные университеты в перспективе должны составлять реальную конкуренцию центральным учебным заведения — открывать востребованные специальности, готовить настоящих профессионалов, разрабатывать передовые технологии для региона. Дальневосточные вузы — победители "Приоритета 2030" -— призваны стать точками притяжения — и для студентов, и для лучших педагогов со всей страны.
"Приоритет 2030" для КамГУ им. Витуса Беринга уже начинает обрастать реальными достижениями, среди которых, например, сотрудничество с ведущими вузами России и приток высококлассных кадров. Одно из заметных приобретений камчатского университета — Ольга Ребковец.
Ольга Ребковец. Фото: Архив О. Ребковец
Ольга Александровна Ребковец — личность известная в России и за ее пределами. Она — филолог, член Совета по русскому языку при Президенте России и основатель популярного образовательного проекта "Тотальный диктант", который объединяет сотни тысяч людей по всему свету в желании знать русский еще лучше.
В начале нынешнего года Ольга Александровна сменила Москву на Камчатку — теперь она трудится в КамГУ им. Витуса Беринга на должности проректора по стратегическому развитию.
О том, как физик стал лириком; почему "Тотальный диктант" — это не только про двойки и пятерки; как легко поменять столицу на Дальний восток; как сделать университет магнитом для молодежи и повернуть реки вспять — в интервью Ольги Ребковец корреспондентам ИА KamchatkaMedia.
— Ольга Александровна, вас знают, в том числе, и на Камчатке как руководителя "Тотального диктанта". А что предшествовало этой важной вехе в вашей биографии? Откуда вы родом? Где учились? Как полюбили русский язык до такой степени, что решились проверять грамотность целой страны?
— Я родилась в Чистоозерном, это поселок городского типа, примерно в 600 километрах от Новосибирска. Ходила в обычную школу. Как-то так получилась, что всегда была отличницей, спортсменкой… Ну и далее по тексту.
Юность. Фото: Архив О. Ребковец
Мне очень нравились точные науки. В старших классах я вовсю готовилась к поступлению на специальности, связанные с математикой и физикой. А вот с русским языком у меня как-то не очень складывалось… До тех пор, пока нашей классной руководительницей не стал филолог. И она какой-то ключик ко мне нашла, затронула нужные струны, где-то даже взяла меня на слабо, можно сказать.
— И вам, судя по всему, оказалось не слабо?
— Кажется, да (смеется). Первую же олимпиаду, на которую меня отправили, я выиграла. Но выиграла я ее с перевесом всего в один балл. "Ну что это за победа?" — подумала я. На следующий год готовилась больше и выиграла уже с лучшим результатом, прошла на областную олимпиаду и там тоже взяла первое место. Однако это казалось все еще неожиданным — для меня в первую очередь, но уже заставило задуматься: может, пойти поступать на филологию?
И самое главное — появилось желание постигать русский язык не на уровне "жи-ши пиши с буквой и", а погружаясь в детали прекрасной многоуровневой, многофункциональной системы, в которой очень интересно разбираться, понимать, откуда что произошло, как все устроено, работать с языковой игрой, образами, решать сложные задачки.
— То есть вы к пониманию русского подошли с позиций математики?
— По сути да, математическая подготовка помогала все это укладывать по полочкам. Было интересно еще и потому, что не давалось так легко, как раньше другие предметы. Это уже было преодоление! И при нужном стимуле и правильном педагогическом подходе это преодоление дало такой вот неплохой результат.
В справочнике абитуриента я обнаружила приятную для себя информацию — оказалось, что у победителей региональных олимпиад есть шанс поступить на специальность "филология" Новосибирского государственного университета без экзаменов. Это добавило мне решимости.
Я поехала в Академгородок, о котором была наслышана как о каком-то сказочном месте, где сосны-великаны, где белочки прыгают, а из людей почти каждый встречный — ученый… Это все оказалось правдой!
В приемной комиссии практически прямо с порога я оказалась в такой приятной атмосфере кипучей деятельности, в которую сразу влюбляешься. И как-то сразу поняла, что хочу жить и учиться в таком месте. Так я стала студенткой отделения "филология" гуманитарного факультета НГУ.
— И именно там вы придумали "Тотальный диктант"?
— Не я его придумала, но именно там (смеется).
.. Фото: Архив О. Ребковец
Тотальный диктант— ежегодное образовательное мероприятие, организуемое с целью популяризации грамотности. Представляет собой диктант для всех желающих проверить свои знания в русском языке. Авторами текстов являются известные поэты, писатели, драматурги, журналисты. Диктовать тексты приглашают известных певцов, музыкантов, актеров, педагогов и общественных деятелей. Мероприятие проводится Фондом поддержки языковой культуры граждан "Тотальный диктант".
Для участия в проекте приглашают знаменитостей. Фото: Архив О. Ребковец
— Первые пару лет я осваивалась, была погружена только в учебу, мне было не до общественной работы. А вот на третьем курсе я во внеучебную деятельность окунулась с головой. У каждого факультета в НГУ есть свой клуб, наш сначала назывался "Гумклуб" (от сокращения гуманитарного факультета), а потом (поскольку студенты — народ веселый) его переименовали в "Глумклуб".
Кипучая внеучебная деятельность в НГУ. Фото: Архив О. Ребковец
Мы проводили церемонии посвящения в студенты, устраивали капустники, играли в КВН. И вот однажды старшее поколение студентов поручило мне организовать "Дни гуманитарного факультета", в которые обязательно должен был входить и "Тотальный диктант" (это было мероприятие нашего факультета, его в рамках НГУ уже проводили с 2004 года). Я же присоединилась к нему в 2007 году.
Через пару лет захотелось сделать этот формат более живым, интересным и масштабным. "Что если диктант будет читать известный человек?" — подумали мы. И пригласили Псоя Короленко — музыканта-перфомансиста, автора и исполнителя песен и по совместительству кандидата филологических наук. Псой — действительно известная личность, но в узких кругах, его творчество — не для всех и каждого. Однако сам факт, что это музыкант и он из столицы, все же сыграл свою роль.
Псой Короленко на. Фото: Архив О. Ребковец
Для того чтобы об этом событии узнало как можно больше людей, мы разослали во все концы крутой, хорошо написанный (мы ли не филологи?!) пресс-релиз. Все это вкупе обернулось тем, что к нам на диктант проверить свою грамотность вместо обычных 150 человек пришло 600. И тогда стало понятно, что это все уже не остановить!
— Ольга Александровна, а вы сами радикальный борец за грамотность? Как вы реагируете на чужие ошибки? Говорите что-то в духе "Ложь — неприятнее всего, когда она глагол"? Цепляет вас что-то особенно?
— Бывает, что трудно не замечать какие-то ошибки. И на бытовом уровне, и иногда в общении с некоторыми чиновниками. Меня выводит, когда в слове "обеспЕчение" ставят ударение неправильно и говорят "обеспечЕние". Где-то год назад я принимала участие в круглом столе в Госдуме, он был посвящен сохранению языков народов Российской Федерации. Там, естественно, выступали чиновники из сферы образования и просвещения, и я просто загибала пальцы на каждое "обеспечЕние".
Это слово же как раз из чиновничьего словаря. И если ты чиновник, пожалуйста, говори его правильно!
Ольга Ребковец. Фото: Архив О. Ребковец
Есть еще триггеры. Словосочетание "иметь в виду" многие пишут неправильно — "иметь ввиду". "Что ты имела ввиду, Оля?" — вот так и пишут мне в сообщениях, например. Хотя признаюсь, когда-то давно сама писала так же. Однако с тех пор, как я сама пишу так, как надо, меня эта распространенная ошибка очень цепляет у других (смеется). Но я стараюсь, конечно, со своими негативными реакциями бороться. Есть в моем окружении такой замечательный человек — Владимир Маркович Пахомов, главный редактор "Грамоты.ру" и председатель филологического совета "Тотального диктанта". Он, на мой взгляд, сегодня один из самых авторитетных медийных просветителей и борцов за грамотность в нашей стране. При этом насколько он толерантно и мягко реагирует на чужие ошибки!.. Вот это тот пример, которому нужно следовать. И мне лично есть чему поучиться!
Ольга Ребковец и Владимир Пахомов (главный редактор портала. Фото: Архив О. Ребковец
Не буду скрывать, когда я только пришла в "Тотальный диктант", я стояла как раз на крайних позициях: "Мы тут филологи, мы знаем, как правильно, сейчас мы вас проверим и двоек наставим!" К счастью, это все быстро у меня прошло. И я поняла, что "Тотальный диктант" — это не про двойки и не про пятерки. Это про то, как классно, когда тысячи людей тянутся к знаниям, добровольно идут проверить себя, а потом многие прорабатывают свои ошибки.
Тотальный диктант. Фото: Елена Поддубная ИА KamchatkaMedia
Всякий раз за такую активность людей хочется обнять и поклониться им. "Тотальный диктант" собирает людей толерантных, которые признают чужое право на ошибку и возможности вариативности языка. Очень многое ведь зависит от ситуаций и интонаций.
И вариативность в "Тотальном диктанте" — это то, обо что столько копий сломано! Филологический совет "Тотального диктанта" полгода (!) работает над одним текстом, чтобы описать все возможные варианты правильного написания и ни в коем случае не посчитать за ошибку то, что ошибкой не является. Или, наоборот, найти научное обоснование тому или иному единственно верному написанию, чтобы потом объяснить человеку, почему там была ошибка. А апелляции, конечно, случаются. Чем больше участников, тем больше вариантов написания, тем больше вопросов…
— Сколько времени прошло с тех пор, как в "Тотальном диктанте" принимало участие 150 человек до того, как его стала писать вся страна?
— Уже в 2010 году мы вышли за рамки университета, и в диктанте приняли участие различные учебные и культурные организации Новосибирска. С того же года мы стали использовать не отрывки из произведений классиков, а новые тексты, которые просили написать специально для "Тотального диктанта" известных авторов. Первым нашим автором стал Борис Стругацкий. С 2011 года диктант начал проходить по разным городам России. Еще через год стали присоединяться и участники из зарубежных стран. Затем мы организовали возможность писать диктант онлайн.
Ольга Ребковец. Фото: Архив О. Ребковец
А в этом году проводился уже юбилейный, 20-й "Тотальный диктант", и его писало более 450 тысяч человек в 43 странах мира.
Для меня было крайне важно показывать, что университетский региональный проект может вырасти в федеральный, и даже всемирный. Я переехала в Москву, потому что этим большим проектом было удобнее оттуда руководить. С точки зрения логистики, мне из Москвы было проще работать, не тратя уйму времени на долгие перелеты. У нас уже образовалась большая команда организаторов из разных городов. "Тотальный диктант" вырос! И еще вырастет, нет сомнений!
— И вот на таком взлете вы покинули "Тотальный диктант". Как человеку, возглавляющему интересный и такой популярный международный проект, живущему уже несколько лет в столице, пришло в голову решение переехать на самый-самый Дальний Восток?
— Легко! Я впервые попала во Владивосток в 2017 году, и уже тогда поняла, что у меня к этим краям лежит душа. В 2021 меня во Владивосток позвали на медиасаммит.
И вот мы выходим из кампуса ДВФУ с Владимиром Пахомовым, и я ему говорю: "Как же здесь хорошо, вот бы приезжать сюда почаще!". А Владимир как великий просветитель мне и отвечает: "Поступи учиться в ДВФУ и будешь приезжать почаще". Я так и сделала, поступила в аспирантуру ДВФУ. Так и связала себя с Дальним Востоком.
На Камчатке я тоже бывала ранее, приезжала открывать здесь "Центр грамотности". Понимала, что регион стоит на пороге важных позитивных изменений, что здесь будет много всего строиться и развиваться. И в декабре прошлого года мне позвонил и.о. ректора КамГУ им. Витуса Беринга Евгений Сергеевич Меркулов и предложил работу в университете.
КамГУ им. Беринга. Фото: Елена Поддубная ИА KamchatkaMedia
Я считаю, что человек сам делает свою историю, сам выбирает путь. Но я не могла не заметить, что на моем пути было уже много знаков, которые так или иначе сигнализировали, что мне надо на Восток. На самый-самый Дальний! Я принимала это решение, полагаясь на свои чувства. Именно поэтому делать это было легко!
Что касается "Тотального диктанта", я передала его в надежные руки. Теперь директором фонда поддержки языковой культуры граждан "Тотальный диктант" стал Вячеслав Беляков. Кстати, он из Владивостока! Я же насовсем с этим проектом тоже не расстаюсь, обязательно буду принимать участие в дальнейшей его жизни. Но теперь у меня есть и другие важные задачи здесь, на Камчатке.
Когда я рассматривала вопрос о своем трудоустройстве, КамГУ им. Витуса Беринга только-только вошел в программу "Приоритет 2030". Я заглянула в стратегический проект вуза, который называется "Университет первооткрывателей".
Ольга Ребковец. Фото: Архив О. Ребковец
Миссия университета — готовить специалистов с такой авантюрной жилкой (в хорошем смысле), то есть таких же, как я, — готовых сорваться из Москвы на край земли для того, чтобы делать что-то классное, важное, интересное и полезное.
И то, что внутри, за этим красивым названием, меня тоже привлекло. Развитие человеческого капитала, развитие Дальнего Востока, экологическое мышление — это то, за что я готова бороться. Не было долгих раздумий, согласилась и поехала.
— Уже удалось оценить масштаб работы здесь, на месте — сколько придется сломать, сколько построить и перестроить? Есть ли уже какие-то конкретные продвижения по "Приоритету 2030"?
— Очень надеюсь, что ломать ничего не придется, у меня нет такого видения и таких планов. Я понимаю, что много предстоит развивать и строить.
Ольга Ребковец на Камчатке. Фото: Елена Поддубная ИА KamchatkaMedia
Первые итоги работы по программе уже есть. КамГУ им. Витуса Беринга победил в конкурсе на создание зеркальной лаборатории. Зеркальная лаборатория — это когда один научный проект реализуется сразу двумя коллективами ученых. В нашем случае это КамГУ им. Витуса Беринга и Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ).
Перед профессионалами вузов стоит очень важная задача — определение эффективных инструментов развития человеческого потенциала на территории со сложными климатическими и географическими условиями. Специалисты в области педагогики и психологии нашего университета, я уверена, отлично справятся со своей частью работы.
А сотрудничество с НИУ ВШЭ позволит нам фундаментально подойти к решению этой задачи и качественно решить ее с учетом задач развития КамГУ им. Витуса Беринга, запроса работодателей и ключевых векторов социально-экономического развития Камчатского края.
Также в университете уже открылась новая современная лаборатория антропогенной динамики экосистем. Она сконцентрирует свою работу на изучении антропогенной нагрузки и рациональном использовании природных объектов. Во взаимодействии с министерством туризма Камчатского края и туристическим бизнесом будет определена оптимальная антропогенная нагрузка на туристические объекты и маршруты, чтобы минимизировать вред природе. Также лабораторией будут проводиться исследования биоразнообразия региона. КамГУ им. Витуса Беринга заключило соглашение с Институтом мирового океана ДВФУ, и мы надеемся на плодотворное сотрудничество с учеными.
— У Университета уже есть опыт работы с нашими камчатскими учеными-вулканологами?
— В КамГУ им. Витуса Беринга открыт уже второй набор в магистратуру по направлению "Геология" по профилю "Вулканология и сейсмология". Эта сетевая образовательная программа реализуется при участии специалистов кафедры петрологии и вулканологии МГУ, а также специалистов Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН и Камчатского филиала "Единой геофизической службы Российской академии наук". Магистранты получают уникальную возможность работать с учеными мирового уровня на действующих вулканах Камчатки.
На вулкане Горелый. Фото: Елена Поддубная ИА KamchatkaMedia
Студенты могут проводить научно-исследовательские изыскания с применением современных методов, собирая собственные коллекции вулканических пород, получат доступ к базам ведущих отраслевых организаций и данным многолетних инструментальных наблюдений.
Авачинский вулкан. Фото: Елена Поддубная ИА KamchatkaMedia
Недавно мы договорились на совместную программу дополнительного образования и с Кроноцким заповедником. А впоследствии мы, возможно, выйдем и на создание магистратуры по направлению "Заповедное дело, где будут готовить кадры не только для нашего региона, но и для всей России. Потому что Кроноцкий заповедник — это во многом ориентир для других российских организаций, которые работают в сфере особо охраняемых территорий.
— Перед вами стоит задача увеличивать количество студентов. Вы уже знаете, какими ресурсами? Реально ли это?
— В том числе, и такими уникальными программами, о которых я сказала раньше. Камчатка также может быть классным местом для проведения краткосрочных образовательных программ для жителей других регионов, может быть и центром компетенций, и центром сборки.
Курильское озеро и вулкан Ильинский. Фото: Елена Поддубная ИА KamchatkaMedia
Уникальная природа и привлекательность Камчатки как туристического объекта может сочетаться с образовательной функцией очень легко.
— Ну а если говорить о таком простом, но важном условии, как предоставление общежития… Это ведь для многих является одним из решающих факторов, чтобы сделать выбор в пользу того или иного университета. Строительство кампуса в столице Камчатки было анонсировано губернатором, это радостно, но это все же перспектива не самая близкая. А студентов нужно привлекать сегодня. Как с этим быть?
— Да, перспектива с кампусом, безусловно, нас радует. Но мы пытаемся решать эту проблему уже здесь и сейчас. На ученом совете принято решение, что университет будем предоставлять меры поддержки по обеспечению жильем тех, кто к нам приезжает из других регионов или из районов края. Если они выбрали наш вуз, мы им поможем с жильем. Это будет либо субаренда общежития, либо содействие в найме жилья. Никого на улице не оставим, будем рады видеть всех!
Программа "Приоритет 2030" — это старт для того, чтобы в регионе закипела научная жизнь, чтобы молодежи было интересно здесь учиться и работать, развивать свой край. По сути, нам предстоит глобальная задача: повернуть на Камчатке и на всем Дальнем Востоке "реки" вспять — остановить отток людей с этих территорий, показать, что это настоящее место силы!