Заседание 16 мая комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по рыбному хозяйству и аквакультуре было посвящено тщательному и системному формированию позиции ведущего бизнес-объединения страны по двум самым актуальным для рыбной отрасли вопросам — новому механизму уплаты "природной ренты" и регулированию второго этапа программы инвестквот, сообщает ИА PrimaMedia. О важности работы "рыбной" комиссии в этом направлении, а также о высоком уровне профессиональной дискуссии на ее площадке говорило и участие в заседании представителей руководства РСПП, властей рыбацких регионов, предприятий рыбохозяйственного комплекса России, отраслевых и общественно-политических СМИ.
Первую часть заседания члены комиссии посвятили работе по "настройке" нового механизма уплаты ставок сборов за пользование водными биоресурсами, который был введен в декабре 2022 года изменениями в Налоговый кодекс РФ.
"Рыбная" комиссия крупнейшего бизнес-объединения России стала площадкой для прямого диалога рыбаков, ФНС, Минсельхоза и Росрыболовства
Напомним, что 15 марта этого года на рассмотрении комиссии поступил ряд предложений члена комиссии, президента Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексея Осинцева, касающихся реализации новых подходов к регулированию уплаты ставок сборов за ВБР. Одно из них — лишить поселко— и градообразующие предприятия рыбной отрасли, относящиеся к крупному бизнесу, льготы в виде уплаты 15% от полных ставок сборов.
— Это предложение было разослано всем членам комиссии, а также направлено в региональные отделения РСПП и в органы государственной власти прибрежных регионов, — информировал участников заседания 16 мая председатель "рыбной" комиссии РСПП Герман Зверев. — К сегодняшнему заседанию поступили отзывы и предложения и от членов комиссии, и от реготделений, и от органов госвласти.
Принявшая участие в заседании председатель Законодательного собрания Камчатского края Ирина Унтилова заявила, что Камчатский край, семь предприятий которого включены в перечень градообразующих, не поддерживает инициативу президента АСРФ.
— Это не просто ведущие рыбодобывающие и рыбоперерабьатывающие организации и крупнейшие налогоплательщики, это еще и социально ответственные предприятия, они охватывают рабочими местами более 50% жителей поселков, с которыми у нас только авиа— и морское сообщение, они обеспечивают социально-экономическую стабильность, — отметила Унтилова, аргументируя позицию региона, являющегося флагманом рыбной отрасли Дальнего Востока.
Член комиссии, президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак заметил, что согласно законодательству 80% от ставки сборов за ВБР идут именно в региональные бюджеты, и поэтому позиция властей рыбацких регионов в вопросе льгот для градообразующих предприятий — наиболее показательна.
— Сегодня мы видим, что ключевые рыбацкие регионы не поддерживают эту инициативу. И если регионы видят социально-экономическую пользу от градо— и поселкообразующих предприятий, то, мне кажется, это о многом говорит, — сказал Буглак, напомнив, что до недавнего времени градообразующие предприятия, несущие большую социальную нагрузку и финансирующие социальные проекты, не имели никаких преференций в части уплаты ставок сборов, поскольку ранее все предприятия рыбной отрасли пользовались 15%-ной льготой, которую теперь решено оставить лишь для нескольких категорий компаний.
В ходе письменного голосования кворум из 18 членов комиссии большинством голосов (15 против трех) отклонил предложение о лишении ряда градообразующих предприятий льготы по уплате "природной ренты". Не поддержало большинство и другое предложение АСРФ — предоставить налоговую льготу предприятиям, добывающим водные биоресурсы на судах, построенных по программе инвестиционных квот.
Следующим вопросом повестки члены комиссии рассмотрели проект постановления правительства, который утверждает требования к объектам инвестиций и инвестпроектам второго этапа программы инвестквот, а также порядок расчета обеспечения их реализации. Как отметил председатель комиссии Герман Зверев, детально проработанная позиция профильной отраслевой комиссии необходима по этому вопросу для того, чтобы Российский союз промышленников и предпринимателей мог своевременно направить в правительство РФ свою официальную позицию по документу.
— Проект постановления был направлен в нашу комиссию, — сообщил Зверев. — От членов комиссии поступили 11 предложений, со всеми ними мы ознакомлены. Предлагаю перейти к голосованию по каждому из 11 поступивших предложений.
После детального рассмотрения всех предложений председатель информировал, что таблица поправок будет оформлена в виде протокола, который вместе с позицией комиссии по поправкам, поддержанным большинством, будет направлен президенту РСПП Александру Шохину для участия ведущего бизнес-объединения в процедуре рассмотрения НПА к закону о втором этапе инвестквот.
В продолжение заседания Герман Зверев информировал членов комиссии, что в апреле этого года обратился с письмом к президенту РСПП Александру Шохину, в котором обратил внимание руководителя объединения на то, что из 17 необходимых для исполнения закона о втором этапе инвестквот НПА только одно направлено на рассмотрение в профильную рабочую группу механизма "регуляторной гильотины".
— Обратился с просьбой направить от Российского союза промышленников и предпринимателей обращение в Правительство Российской Федерации о необходимости рассмотрения на указанной рабочей группе иных проектов постановлений, предусмотренных законопроектом о втором этапе инвестиционных квот, — отметил Зверев.
По информации выступающего, 25 апреля соответствующее обращение Александра Шохина было направлено в правительство (от редакции отметим, что информация об этом была опубликована в тот же день в официальном ТГ-канале Всероссийской ассоциации рыбопромышленников).
— Обращаю ваше внимание на то, что в указанном обращении не содержалась позиция РСПП ни по одному из проектов постановлений, поскольку профильная комиссия не рассматривала указанные проекты, и содержались только предложение и просьба рассмотреть указанные документы на заседаниях рабочей группы по контрольно-надзорной деятельности, — отметил Зверев.
В ходе обсуждения вопроса ряд членов комиссии отметили, что отраслевое сообщество заинтересовано в максимально широком и публичном рассмотрении проектов НПА, касающихся всей рыбной отрасли, поэтому инициативу Зверева, который, как и любой член РСПП, имеет право обратиться к руководителю бизнес-объединения, следует рассматривать как безусловно полезную.
Арбитром в рассмотрении ситуации также выступил исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев, который курирует работу отраслевых комиссий объединения.
— Я как заместитель Александра Николаевича (Шохина — ред.) хотел бы прокомментировать позицию руководства РСПП. Наши структуры тщательно отслеживают все процедуры, связанные с рассмотрением в том числе и нормативно-правовых актов. И президент РСПП, направляя свое письмо безо всякой позиции по конкретным НПА в Правительство, обратил внимание на то, что ряд проектов НПА по такому важному закону, который касается всей рыбной отрасли, согласно законодательству действительно могут быть вынесены на рассмотрение рабочей группы "регуляторной гильотины", — сообщил Мурычев. — Это далеко не первый случай, мы во многие федеральные органы исполнительной власти обращаемся подобным образом. Письмо направлено, и никто отзывать его не будет.
Как куратор отраслевых комиссий, вице-президент РСПП также отметил, что "рыбная" комиссия всегда очень тщательно подходит к организации своей работы и комиссионному принятию решений, что, в том числе, отчетливо показало заседание 16 мая.
В ходе голосования по этому пункту повести комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре подавляющим большинством голосов одобрила рассматриваемую инициативу своего председателя.