Совещание "О ходе реализации инвестиционных проектов по строительству судов рыбопромыслового флота и рыбоперерабатывающих заводов" прошло во вторник, 20 декабря, в Совете Федерации, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на информацию пресс-службы СФ РФ. Участники совещания констатировали, что строительство судов в рамках первого этапа инвестквот идет с огромным отставанием от нормативно утвержденных государством сроков, а также обсудили непростое положение судостроительной отрасли в связи с санкциями и некоторые вопросы господдержки в программе инвестквот, на которые, в частности, обратил внимание президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
Совещание прошло под руководством первого заместителя председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Митина, который отметил, что мероприятие проводится в соответствии с поручением председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко в рамках осуществления Комитетом парламентского контроля.
Сергей Митин. Фото: пресс-служба Совета Федерации РФ
Как сообщает пресс-служба СФ, Сергей Митин информировал участников совещания, что в рамках реализации первого этапа программы инвестиционных квот заключено 64 договора под строительство рыбопромысловых судов (36 судов — для Дальневосточного и 28 — для Северного рыбохозяйственных бассейнов).
В настоящее время заказчикам сдано лишь семь (!) судов. В стадии реализации находятся 57 судостроительных проектов, из них 41 судно — в постройке, 23 — на стапелях , спущено на воду — 18, а сроки закладки еще по двум судам — просрочены.
В ходе совещания выступили представители Минсельхоза России, Росрыболовства, ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", верфей, рыбохозяйственных объединений и региональных органов государственной власти. Участники совещания обсудили проблемные вопросы строительства судов рыбопромыслового флота в рамках первого этапа инвестиционных квот и подтвердили значительное отставание фактического строительства от установленных нормативной базой сроков.
Представители верфей уже традиционно обращали внимание на существенное удорожание стоимости строительства судов из-за изменения цен на материалы и провалы поставок иностранного оборудования.
Между тем, как отметил принимавший участие в совещании президент ВАРПЭ Герман Зверев, к вопросу господдержки судостроителей и особенно заказчиков судов — а разговоры о некоей необходимости крупномасштабной поддержки инвесторов уже активно ведутся в публичном пространстве — необходимо сегодня подходить особо осмотрительно и взвешенно. В качестве примера руководитель крупнейшего объединения рыбной отрасли привел ситуацию, когда в одном из центров отечественного судостроения построили судно, за которое заказчик заплатил по контракту 6,5 млрд рублей, при этом затраты верфи на реализацию проекта составили свыше 11 млрд.
Учитывая, что судостроительное предприятие входит в государственную корпорацию, такие экономически абсурдные отношения заказчика и верфи можно расценить и как не предусмотренную нормативной базой господдержку инвестора, который, участвуя в программе инвестквот, и так безвозмездно получит от государства возможность добывать десятки тысяч тонн водных биоресурсов.
Герман Зверев. Фото: пресс-служба Совета Федерации РФ
Исходя из логики этого процесса, задался вопросом Зверев, не может ли случится так, что при крупномасштабной поддержке инвесторов — заказчиков судов государство просто будет компенсировать заказчикам практически полную стоимость судна как инвестиционного объекта? По мнению президента ВАРПЭ, вопрос дополнительного субсидирования строительства судов под инвестквоты требует тщательного анализа в экономическом, бюджетном и, возможно, в правоохранительном аспектах.