На Колыме готовятся расширить Магаданский морской торговый порт под создание мощного рыбопромышленного кластера и построить современный терминал для аэропорта. Несмотря на влияние санкций, местный бизнес планирует увеличить производство глубокой рыбопереработки и, как минимум, сохранить добычу золота. Ключевые бизнес-события 2022 года в регионе — в итоговом обзоре ИА MagadanMedia.
Топливный коллапс не состоялся
На фоне логистических проблем в портах Приморья под конец года ожидаемо возникли проблемы с топливом в Магаданской области. В октябре на фоне дефицита поставок местные АЗС ввели ограничения на отпуск дизельного топлива, однако власти отменили его для легковых автомобилей, оставив только для грузовых. При этом большегрузы, доставляющие уголь в поселки региона и работающие на золотодобывающих рудниках, используют исключительно дизтопливо.
"Оптовая цена на дизтопливо сегодня выше, чем в рознице на колымских заправках. Часть большегрузов начали заправляться на городских АЗС, образовались очереди. Сотрудники станций допустили большую ошибку, пытаясь сдержать неоправданный ажиотаж объявлениями об ограничениях. Я переговорил с собственниками и руководителями организаций, поставляющих топливо в регион. Объявления сняли. Личный транспорт будут заправлять в полном объеме", — отреагировал на ситуацию губернатор Магаданской области Сергей Носов.
Основным поставщиком нефтепродуктов в область является ООО "Колыманефтепродукт". Основной вид деятельности — оптовая торговля твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами. "Колыманефтепродукт" также является головной компанией и владеет контрольным пакетом акций золотодобывающего ОАО "Горно-добывающая компания "Берелех".
На фоне дефицита губернатор подписал указ, обязывающий все предприятия Колымы создать неснижаемый месячный запас топлива. "В течение двух месяцев все хозяйствующие субъекты Магаданской области, независимо от формы собственности, обеспечивают приобретение и хранение неснижаемого запаса топлива для своей производственной деятельности в потребности на месяц", — написал Сергей Носов на своей странице в telegram (16+).
Перед декабрьским совещанием, посвященном прохождению отопительного сезона в Магаданской области, губернатор передал полпреду президента РФ в ДФО Юрию Трутневу телеграмму РЖД, согласно которой рекомендуется не принимать нефтеналивные грузы из-за логистических проблем.
"Я поговорил со всеми коллегами, мне не все ответы понравились. Мне кажется, не все люди в полной мере ощущают ответственность за жизнеобеспечение граждан. Я буду вынужден обратиться к заместителю генпрокурора по Дальнему Востоку Дмитрию Демешину. Попрошу его вместе с нами проверить деятельность всех должностных лиц, всю ли они необходимую работу выполняют", — сказал Юрий Трутнев после совещания.
Полпред отметил, что руководству Магаданской области пришлось в ручном режиме принимать ряд мер для обеспечения региона топливом.
Крупные компании Колымы обязали создавать собственный запас нефтепродуктов, чтобы избежать ажиотажа на АЗС
Строить новый аэровокзальный комплекс будет российско-турецкая компания
ООО "АБС Магадан" (оператор аэропорта Магадан, СП "Новапорта" и "Аэропортов регионов") определилось с подрядчиком строительства нового аэровокзального комплекса внутренних авиалиний в аэропорту Магадана (Сокол), сделав выбор в пользу российско-турецкой компании "ЛимакМаращСтрой". Стоимость работ оценивается в 9,999 млрд рублей.
Проект предполагает строительство к концу 2024 года трехэтажного здания аэровокзала пропускной способностью 800 пассажиров в час, а также пункта охраны и модульного здания КПП.
Новый терминал будет оснащен двумя телескопическими трапами и автоматической системой обработки багажа.
В рамках проекта также предусмотрено строительство новой привокзальной площади, распределительной электрической подстанции 10кВ, очистных сооружений и других вспомогательных объектов.
Особенность реализации проекта обусловлена климатическими условиями региона, так строительно-монтажные работы будут проходить в условиях вечной мерзлоты. Для поиска оптимальных проектных решений были привлечены научные институты, специализирующиеся на строительстве объектов в условиях Крайнего Севера, проработаны специальные решения по фундаментной части и по конструктивным элементам здания.
Об этапах стройки, сроках, деньгах и расписании — в материале MagadanMedia
"ЛимакМаращСтрой" — совместное предприятие российской компании "Маращстрой" и турецкой Limak Group. Компания выступает подрядчиком по ряду проектов в РФ: аэропорты Кемерово, Ростова-на-Дону, Волгограда, Хабаровска, Челябинска, а также торговые центры и другие объекты.
ООО "Новапорт холдинг" и АО "УК "Аэропорты регионов" для строительства нового пассажирского терминала в аэропорту Магадана учредили в ноябре 2020 года на паритетных началах ООО "АБС Магадан" (Москва). Эта компания выиграла соответствующий конкурс и подписала инвестиционное соглашение о реконструкции аэропорта с Корпорацией развития Магаданской области. Победитель конкурса в обмен на инвестиции получит 75% минус 1 акцию АО "Аэропорт Магадан", блокпакет останется за регионом.
Аэропорт Магадан (Сокол), расположенный в 38 км от Магадана, имеет одну взлетно-посадочную полосу. Эксплуатантом выступает АО "Аэропорт Магадан". В 2021 году аэропорт обслужил 471,2 тысячи пассажиров.
Колыма распробовала облигации
Правительство Магаданской области в турбулентном 2022 году решилось на привлечение средств путем уже опробованного на практике размещения облигаций. В настоящее время в обращении с учетом амортизации находится выпуск облигаций области на 400 млн рублей с погашением 25 декабря 2022 года. Объем нового 5-летнего выпуска облигаций серии 34002 — 1 млрд рублей.
Организаторами нового выпуска выступают Совкомбанк и SberCIB, генеральный агент выпуска — Совкомбанк. Ставку 1-го купона Минфин Магаданской области установил на уровне 10,61% годовых. Ориентиру соответствует доходность к погашению в размере 11,04% годовых.
Сбор заявок прошел 21 декабря. В ходе премаркетинга объем размещения выпуска облигаций указывался как не более 2 млрд рублей.
По выпуску предусмотрена амортизация: по 30% от номинала будет погашено в даты окончания 11-го и 15-го купонов, 40% от номинала — в дату окончания 20-го купона, купоны квартальные. В результате дюрация составит около 3,23 года.
Государственный долг Магаданской области на 1 декабря 2022 года составлял 16,6 млрд рублей, включая 175 млн рублей банковских кредитов, 16,06 млрд рублей бюджетных кредитов, а также 400 млн рублей по выпуску облигаций области.
Золотодобытчики просят изменить правила игры
Недропользователи Магаданской области должны справиться с годовым планом добычи драгметаллов в регионе, который включает 52 тонны золота и 740 тонн серебра. В 2021 году было добыто 52,1 тонны золота, что на 6% превысило показатель 2020 года. Этот результат стал рекордным за 46 лет.
За 11 месяцев 2022 года добыто 48,4 тонны золота, что 12,5 кг больше, чем за аналогичный период 2021 года, отчиталось министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области. Добыча производилась на рудных (29 тонн) и россыпных (19,4 тонны) месторождениях. Лидером в регионе по добыче рудного золота традиционно является Тенькинский городской округ, там добыто 20 тонн. Добыча серебра за 11 месяцев выросла на 8,9% — до 669,6 тонны.
Кроме сохранения объёмов добычи, бизнес волнует санкционное давление, из-за которого мелкие артели уже терпят убытки. Продавать золото за границу стало сложнее и менее выгодно, так как Лондонская биржа прекратила деятельность с российским золотом. Поэтому золотопромышленники видят выход в изменении условий продажи.
"Надо пересмотреть законодательство, чтобы недропользователь имел право распоряжаться металлом — продавать населению без всяких посредников. Это было бы значительно лучше", — считает председатель Ассоциации недропользователей Магаданской области Александр Басанский.
О банкротстве артелей на Колыме, золотом резерве и изменении закона — в интервью с золотопромышленником и депутатом
Летом 2022 года канадский золотодобытчик Kinross Gold закрыл сделку по продаже 100% своих российских активов группе компаний Highland Gold Mining (HGM). Канадская компания (центральный офис был расположен в Магадане) являлась одним из крупнейших работодателей, более 1,8 тысячи работников предприятия — жители Магадана и Магаданской области.
В периметр сделки вошли рудники "Купол" и "Двойное" на Чукотке, проект развития Чульбаткан в Хабаровском крае, ряд геологоразведочных площадей, объекты производственной инфраструктуры. Сам Kinross приобрел Чульбаткан менее трех лет назад за $283 млн.
Важным для региона объектом является месторождение "Купол", где большинство работников являются жителями Магаданской области, Чукотки, а также центральных районов России. На руднике работают около 1,5 человек в две вахты по четыре недели.
Рыбаки бьют во все колокола
Совет Федерации 26 декабря одобрил поправки в закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", которые предусматривают второй этап распределения инвестиционных квот и проведение крабовых аукционов. Но принимать закон в нынешних условиях, считают дальневосточные рыбопромышленники, — поспешное решение, которое обернется миллиардными убытками для региона и сосредоточением водных ресурсов в руках двух-трех компаний. Позицию разделяют губернатор Сергей Носов и сенатор Анатолий Широков.
Президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников, генеральный директор компании "Маг-Си Интернешнл" Михаил Котов в случае принятия закона в нынешней формулировке прогнозирует отрасли колоссальные убытки. По его мнению, избежать такой исхода можно только отложив введение второго этапа инвестпрограммы по крабам до 2026 года, не распространять механизм инвестквот на промысел моллюсков и других беспозвоночных, а также предусмотрев меры защиты добросовестных добытчиков из числа малого и среднего предпринимательства.
В интервью для ИА MagadanMedia Михаил Котов рассказал, как санкции уже ударили по бизнесу и чем обернется изменение порядка аукционов. При этом, по программе инвестквот предприятие рыбопромышленника выполняет обязательства и намеченные планы, несмотря на санкционное давление. Два новых краболова спущены на воду в этом году. Помогло то, что заключить договоры и закупить необходимое оборудование успели до введения санкций.
Судьбу рыбной отрасли обсудили на совещании в Госдуме
Рыбный порт как альтернатива Приморью
Мощность действующего терминала Магаданского рыбного порта после планируемой реконструкции будет увеличена в 2,6 раза. Порт сможет обеспечивать до 30 судозаходов в год, тогда как на данный момент его возможности ограничены 20 судозаходами.
"Магадан — единственный морской порт с круглогодичной навигацией на северо-востоке страны, находящийся вблизи наиболее продуктивного промыслового района. В примагаданской акватории добывается около 800 тысяч тонн водных биоресурсов, а объем рыбопереработки в год составляет 87,8 тыс. тонн", — сообщил губернатор Магаданской области Сергей Носов на встрече с вице-спикером Госдумы Алексеем Гордеевым.
Премьер-министр РФ Мишустин посещал рыбный терминал Магаданского морского порта в августе 2020 года в рамках рабочей поездки на Дальний Восток. По итогам поездки премьер дал поручение о передаче терминала в собственность области.
Росимущество в августе 2022 году завершило передачу земельных участков и объектов недвижимого имущества Магаданского рыбного порта из федеральной собственности в собственность Магаданской области. В том числе областным властям были передано 18 земельных участков и 9 объектов недвижимости. Они будут использованы для создания промышленного парка, чтобы реализовать проект по развитию и модернизации территории рыбпорта.
Рыбный терминал порта состоит из трех причалов и пирса. Один причал ("Реф-2") передан в долгосрочную аренду, остальные находились в эксплуатации ФГУП "Нацрыбресурс".
Уникальный проект
Группа компаний "Морской волк" (Магадан) инвестирует 1,6 млрд рублей в строительство и оборудование завода по переработке и рафинированию рыбьего жира для производства капсул с жирными кислотами Омега-3. В России это будет первый завод, производящий реэтерифицированные триглицериды из белой рыбы Охотского моря — сардины и сельди.
Для выпуска продукции будут использовать сжиженный природный газ
Проект реализуется в районе портофлота Магаданского морского порта.
В группу компаний "Морской волк" входят ООО "Маг-Си Интернешнл" и ООО "Тихоокеанская рыбопромышленная компания". В собственности компаний находятся семь добывающих и перерабатывающих судов.
Магаданская область выиграла конкурс в Минпромторге на докапитализацию развития промышленности. Средства будут использованы на компенсацию затрат до 80%.
"В развитии его мы договорились о создании полноценного индустриального парка в этом районе. По завершении процедур регистрации и включения в реестр будет возможность использовать механизм компенсации затрат на создание инфраструктуры. Регион должен будет с предпринимателями определиться — регион будет нести затраты с последующей компенсацией или это будут частные инвесторы", — отметил вице-премьер, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров после визита на объект.
Завод по переработке рыбьего жира строят в Магадане. Предприятие будет выпускать всем известные таблетки Омега-3, а также очищенные концентрированные аминокислоты. В России это будет первый завод, производящий реэтерифицированные триглицериды из белой рыбы Охотского моря — сардины и сельди.
Инвестиции и поддержка бизнеса
Более 45 млрд рублей удалось привлечь в Магаданскую область на ВЭФ. 42 млрд направят на реализацию мастер-плана Магадана, благодаря соглашению с "ВЭБ.РФ" и АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики". Еще более 3 млрд рублей вложат в создание Центра обработки данных. Кроме того, заключены соглашения по реализации проекта строительства железной дороги из Якутии в Магадан, развитию туризма.
Подписанные соглашения направлены на строительство, создание Центра обработки данных, развитие туризма
Правительство в 2022 году выделило более 85 млн рублей, чтобы частично компенсировать затраты предпринимателя Александра Басанского на создание круглогодичного тепличного комплекса в поселке Талая, построенного в 2021 году.
Также поддержку получит еще один масштабный проект Александра Басанского — курорт "Талая". Сам санаторий уже отреставрировали и модернизировали, но для запуска необходимо построить ЛЭП. В числе инвестиционных проектов, которые решило поддержать правительство, строительство линии электропередач для рекреационно-оздоровительного центра "Талая" в Магаданской области. Открытие комплекса на Колыме и других проектов запланировано на 2023 год.