На заседании экспертного клуба "Дальний Восток — Сахалинская область" обсудили участие островного региона в развитии Северного морского пути и создание крупного логистического комплекса в Корсакове. Федеральные и региональные эксперты встретились в Южно-Сахалинске. В обсуждении приняли участие губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко и прибывшие из Москвы известные российские политологи — вице-президент Российской Ассоциации политических консультантов Алексей Куртов и руководитель федеральной экспертной сети "Клуб Регионов" Сергей Старовойтов, сообщает ИА SakhalinMedia.
Один из волнующих участников заседания вопросов стало политические, технические и инфраструктурные моменты масштабного федерального проекта. Подготовка плана развития Северного морского пути шла под руководством вице-премьера правительства, полпреда в ДФО Юрия Трутнева, а сам план был утвержден председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным по поручению президента Владимира Путина до 2035 года.
В ходе поездки на Сахалин в июле 2022 года Юрий Трутнев рассказал, что задача по развитию порта Корсаков поставлена президентом Российской Федерации на VI Восточном экономическом форуме. Сам по себе портовый город вызвал у полпреда двойственное впечатление.
С одной стороны, очень сложное состояние города, жилого фонда. Акватория порта загрязнена утонувшими судами. Все эти вопросы обязательно надо решать. Но, кроме таких негативных сторон, есть и позитивные. Совершенно очевидно, что Корсаков за счет своего положения является одним из наиболее серьезных кандидатов на один из опорных портов Северного морского пути. Этот потенциал существует. Планируется реконструкция порта, расширение морской гавани. На это будут выделены средства федерального бюджета, — отметил Юрий Трутнев.
Напомним, в корсаковском порту планируют построить многофункциональный глубоководный перегрузочный комплекс с организацией контейнерного терминала под обеспечение грузооборота генеральных грузов в контейнерах в объеме до 20 млн тонн в год, рыбный логистический терминал с годовым оборотом до 1 млн тонн, новый международный грузо-пассажирского терминал. Также, согласно плану, провести реконструкцию объектов федеральной собственности: гидротехнические сооружения и пассажирский терминал. Пропускная способность грузовых терминалов сейчас составляет 4 млн тонн в год, а пассажирские терминалы порта пропускают в год 31,5 тысячи человек. После завершения строительства логистического технопарка эти показатели могут увеличиться в несколько раз.
Председатель Сахалинского областного отделения Союза журналистов России Владимир Семенчик на заседании экспертного клуба рассказал, что всего запланировано более 150 мероприятий:
- строительство баз перегрузки;
- строительство терминалов;
- строительство портов;
- строительство предприятий различного рода;
- строительство логистических узлов.
Проектирование хаба уже идет, в 2023 году начнется реконструкция порта. Предварительная стоимость работ составит около 15 млрд руб. Он также напомнил, что за счет федерального бюджета в ближайшие три года планируется модернизировать гидросооружения, провести реконструкцию инфраструктуры. При этом у местных жителей есть просьбы к власти.
— Тут два момента. Во-первых, на территории Корсакова уже однажды реализовывался похожий масштабный проект: лет 10 или восемь назад там строился огромный завод СПГ. Это вызывало двоякое отношение. Не знаю, проводились ли социологические исследования на тему, насколько корсаковцы довольны тем, что на территории их района работало такое предприятие, но то, что это стало одной из точек притяжения, в том числе и туристической. Все, кто приезжают на Сахалин, стремятся посмотреть на это рукотворное чудо. Ну и факт то, что это предприятие приносит огромные деньги в областной бюджет, которые так или иначе попадают в карман каждого из нас тем или иным образом. В данном случае можно проводить параллели. Наверняка представителям хаба приносит неудобства недовольство людей, но задача медиа и экспертов — объяснять, не что мы сейчас немножко потерпим, а потом у нас будет счастье, а популярно объяснять, что это даст, к чему приведет, какие преимущества ожидаются в дальнейшем, — рассказал Владимир Семенчик.
По мнению участника дискуссии, руководителя регионального штаба "Бессмертного полка России" в Сахалинской области Андрея Фугенфирова, программа развития не должна завершаться только созданием крупнейшего логистического комплекса. Важно развивать и саму территорию Корсаковского района, его социальную и транспортную инфраструктуру. Как пример он привел проблему пропускной способности дороги.
Логистика транспортных путей — это очень серьезно. Надо включать и другие вопросы. В том числе привлечение других районов. Появятся новые рабочие места, поедут люди — как они будут добираться из того же Невельского района? Ну и перспективы развития малого, среднего бизнеса. Крупные производства автоматически дают возможность для широкого развития целого комплекса предприятий малого и среднего бизнеса. Это тоже рабочие места. Конечно, эту тему надо поднимать, она очень важна. Я уверен, что проекты Северного морского пути окажут влияние, соразмерное началу добычи нефти, — поделился Андрей Фугенфиров.
Глава Сахалинской области Валерий Лимаренко в своем telegram-канале отметил, что такие экспертные встречи востребованный и интересный формат.
Пообщались на темы, как стать и оставаться экспертом, как бороться с фейками, обсудили перспективы развития Сахалинской области. Рассмотрели многие темы на конкретных примерах, а затем я ответил на вопросы участников. Спасибо всем за работу. Будем продолжать общаться и обмениваться опытом в том же духе, — подытожил Валерий Лимаренко.