В верхней палате парламента страны состоялось заседание рабочей группы по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации, на котором обсуждались вопросы "северного завоза". Соответствующий проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования отношений, связанных с завозом продукции, товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности ("Северный завоз") готовится к рассмотрению в период осенней сессии, сообщили MagadanMedia в пресс-службе облдуме.
— Одна из важнейших задач в сфере социального развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей — создание системы государственной поддержки завоза жизненно необходимых продукции и товаров. Необходимость специального регулирования доставки грузов вызвана специфическими особенностями этих территорий, в том числе невозможностью собственного производства определенной продукции, важной для жизнеобеспечения населения и функционирования экономики, — отметил заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Акимов.
"Северный завоз" обеспечивает продуктами, товарами первой необходимости, лекарствами, строительными материалами жителей 25 северных субъектов Российской Федерации, 206 муниципальных районов, более трех миллионов граждан. Ежегодный объем перевозок по Северному морскому пути только в рамках "северного завоза" составляет более 3 миллионов тонн.
Александр Акимов отметил, что представители регионов настаивают на необходимости принятия отдельного нормативного правового акта, направленного на регулирование отношений, связанных с осуществлением "северного завоза". Предложения по регулированию "северного завоза" неоднократно выносил на обсуждение российских законодателей Председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов. Спикер колымского парламента направил предложения в декабре 2021 года в Совет законодателей Российской Федерации, и они рассматривались на заседании Президиума. Затем Магаданская областная Дума адресовала свои предложения комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. В июне 2022 года спикер регпарламента выступил с инициативами по возрождению и регулированию "северного завоза" на выездном заседании "круглого стола" комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Сергей Абрамов предложил для улучшения организации и своевременной бесперебойной доставки грузов в районы с ограниченными сроками завоза рекомендовать Госдуме разработать совместно с Правительством России современную нормативно-правовую базу, регламентирующую "северный завоз", предусматривая приоритет генеральных и социально значимых грузов, а также критерии отнесения грузов к указанным категориям. По мнению главы колымского парламента, необходимо рассмотреть и вопрос о субсидировании перевозок топлива, лекарственных средств и отдельных видов товаров, доставляемых в Магаданскую область, Камчатский край и Чукотский автономный округ.
Сегодня проект закона о "северном завозе" разрабатывает Минвостокразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов представил инициативы министерства: законодательно закрепить понятийный аппарат, на федеральном уровне унифицировать базовые подходы к решению существующих проблем, восстановить инфраструктуру для "северного завоза", взять под контроль графики поставок и ассортимент продукции, ввести критерии экспертной оценки маркировки продукции и т.д.
Как отметили участники рабочей группы по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации, указанный законопроект должен быть внесен и принят в осеннюю парламентскую сессию текущего года, чтобы в 2023 году заработать в полную силу.