Комитет Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики под председательством Николая Харитонова провел в Якутске выездное заседание "круглого стола". Его тема — "Совершенствование законодательного обеспечения опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктики". В режиме видеоконференцсвязи участие в разговоре принял председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов, сообщили MagadanMedia в пресс-службе Магаданской областной Думы.
Поздравив соседей с национальным праздником Ысыах Туймаады, который в двадцать пятый раз проходит в эти дни в Республике Саха и по праву стал достоянием всего мира, а также со столетием образования Якутской АССР, пожелав дальнейшего процветания республике, а его жителям — успешной реализации масштабных проектов, сохранения и развития самобытных традиций народа саха, спикер колымского заксобрания обозначил ряд моментов, требующих оперативного и системного решения.
Говоря о правовом регулировании преференциальных режимов, Сергей Абрамов остановился на практике и проблемах функционирования Особой экономической зоны в Магаданской области. Этот механизм привлечения инвестиций, реализации новых проектов, создания и развития производств, энергетической и транспортной инфраструктур, торгово-экономических отношений и товарного рынка действует в регионе с 7 июля 1999 года. По инициативе федеральных органов госвласти менялись условия получения статуса участника ОЭЗ, сокращались предоставляемые преференции, что привело к сокращению числа резидентов: в 2020 году было зарегистрировано более 100 участников, в 2022-м — 32 в связи со вступлением в силу с 1 января 2021 года положений федерального закона, запрещающих применение особого правового режима ОЭЗ предприятиям оптовой и розничной торговли.
Как отметил председатель Магаданской областной Думы, сегодня 56% резидентов Особой экономической зоны представляют базовый сектор экономики региона — 18 предприятий горнодобывающей промышленности и энергетики, которые обеспечивают налогами значительную часть доходов регионального бюджета, осуществляют инвестиции, в том числе капитальные вложения для реализации инфраструктурных проектов и развития производств.
Спикер колымского заксобрания обратил внимание на то, что за время действия Особой экономической зоны определена нормативно-правовая база федерального и регионального уровней, вместе с тем современные условия и риски, связанные с внешним санкционным давлением, требуют ее совершенствования. Совместно с администрацией ОЭЗ Дума разработала поправки в федеральное законодательство, в том числе инструментарий, позволяющий адаптировать механизм ОЭЗ к новым реалиям.
С учетом значительного периода функционирования и положительного опыта работы ОЭЗ колымские парламентарии предлагают продлить действие особого правового режима в Магаданской области до 31 декабря 2045 года, расширить границы ОЭЗ на всю территорию субъекта, возобновить предоставление статуса резидента ОЭЗ предприятиям торговли и сферы бытовых услуг, предоставить возможность помещения под процедуру свободной таможенной зоны лекарственных средств и легковых автомобилей, а также ряд других изменений в правовом регулировании ОЭЗ, подготовленных в рамках законодательной инициативы и включенных в проект федерального закона, который Правительство Российской Федерации намерено внести в Госдуму. Этот вопрос обсуждался на заседании с участием полпреда Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева и получил поддержку. Законопроект направлен сенаторам Российской Федерации от Магаданской области, в Комитет Государственной Думы по экономической политике и в Минэкономразвития России.
Сергей Абрамов убежден: реализация всех предложений послужит дальнейшему стратегическому развитию Магаданской области, активизирует сотрудничество региона со странами Азии, обеспечит условия для привлечения российских и иностранных инвестиций, позволит снизить темпы роста индекса потребительских цен.
И еще одну не менее актуальную тему поднял на этом заседании спикер колымского парламента: необходимость разработки нормативно-правовой базы, регламентирующей "северный завоз" для субъектов Дальнего Востока со сложной логистической схемой доставки грузов. Указав на то, что в Дальневосточном регионе, являющемся важной частью транспортного коридора между Азией и Европой, расположено 28 морских портов, через его территорию проходят крупнейшие железнодорожные магистрали, здесь находятся месторождения алмазов, нефти и газа, золота, угля, полиметаллов мирового значения, глава законодательной власти Колымы подчеркнул: "Эти ресурсы образуют мощнейшую базу для организации новых производств и проектов, которые требуют развития логистики и транспортной инфраструктуры для обеспечения стройматериалами, современным производственным оборудованием и техникой". Парламентарий привел в пример разработанные в последние годы и активно применяющиеся механизмы субсидирования пассажирских авиаперевозок для отдельных категорий граждан как на магистральных, так и на внутрирегиональных маршрутах, введение плоских тарифов. Внедрение уникальной практики обеспечило не только доступность авиаперелетов, но и расширило возможности дальневосточников, изменило качество их жизни.
"Не менее значимым направлением является реализация комплекса мероприятий для снабжения удаленных и труднодоступных районов Дальнего Востока и Арктики основными необходимыми товарами, — считает Сергей Абрамов. — "Северный завоз", как важная составляющая развития региона, требует государственной поддержки и особого правового регулирования".
Однако, констатировал парламентарий, до настоящего времени не выработан единый комплексный подход к организации "северного завоза", а принимаемые федеральными органами госвласти меры недостаточны из-за отсутствия законодательного регулирования организации "северного завоза", которое учитывало бы суровые климатические условия и сложную логистику доставки товаров, осуществляющейся железнодорожным и водным транспортом, а в отдельных случаях по "зимникам" дорогостоящим автомобильным. Высокая стоимость и невозможность транспортировки крупногабаритных грузов не позволяют считать авиационные грузоперевозки взаимозаменяемой услугой. Эти обстоятельства затрудняют гарантированную поставку жизненно важных товаров, продуктов питания, лекарственных средств, горюче-смазочных материалов на Колыму, Чукотку и Камчатку, в которых водный транспорт играет ключевую роль: 99% народно-хозяйственных грузов и 100 % твердого, жидкого топлива, тяжелой техники и стройматериалов доставляются по морю.
Сергей Абрамов напомнил участникам заседания прошлогоднюю ситуацию с перегруженностью портов Дальнего Востока скоплением контейнеров: на протяжении двух-трех месяцев ситуация оставалась напряженной и разрешалась в "ручном режиме", были нарушены плановые сроки поставок, потребовалось дополнительное ледокольное сопровождение судов, привлечение малой авиации, что привело к значительным транспортным издержкам и повлияло на увеличение конечной цены завозимых товаров. Спикер заксобрания Колымы сделал акцент на том, что Магаданская область, Камчатский край и Чукотский автономный округ не включены в список дальневосточных регионов, которым субсидируют перевозку моторного топлива железной дорогой, что крайне негативно отражается на стоимости бензина и дизельного топлива.
"Средняя по Магаданской области цена на бензин АИ-92 — 61,6 рубля, дизтопливо — 67,9 рубля, что на 22 и 14 процентов соответственно выше, чем в регионах, получающих субсидию на перевозку ГСМ железной дорогой", — уточнил он.
Для улучшения организации и своевременной бесперебойной доставки грузов в районы с ограниченными сроками завоза Сергей Абрамов предложил рекомендовать Госдуме разработать совместно с российским правительством современную нормативно-правовую базу, регламентирующую "северный завоз", предусматривая приоритет генеральных и социально значимых грузов, а также критерии отнесения грузов к указанным категориям. По мнению главы регионального парламента, необходимо рассмотреть и вопрос о субсидировании перевозок топлива, лекарственных средств и отдельных видов товаров, доставляемых в Магаданскую область, Камчатский край и Чукотский автономный округ.
В декабре 2021 г. предложения по разрешению этой проблемы Магаданская областная Дума направляла в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании РФ, и они рассматривались на заседании Президиума. В 2022 году колымчане адресовали свои предложения Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
Среди вопросов, поднятых на "круглом столе" Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики в Якутске, были совершенствование правового и административного регулирования экологических вопросов, а также разработка правовых основ государственной системы мониторинга состояния "вечной мерзлоты" на Дальнем Востоке и в Арктике, обеспечение прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, цифровизация отраслей экономики и социальной сферы, правовое регулирование механизмов государственного финансирования оказания медицинской помощи с учетом низкой плотности населения в населенных пунктах и их транспортной доступности, поиск современных механизмов государственной поддержки жилищного строительства, разработка и внедрение стандартов развития городской среды и благоустройства общественных и дворовых пространств с учетом природно-климатических особенностей Дальнего Востока и Арктики, совершенствование правового регулирования вахтового метода организации работы и системы охраны лесов от пожаров на территории Арктической зоны и в ДФО, создание эффективной системы предупреждения и ликвидации последствий техногенных катастроф и развитие туристического потенциала.