Для недопущения сбоев поставки грузов на отдаленные дальневосточные территории в рамках "северного завоза" необходимо создать единого оператора, скорее всего им будет частная компания, рассказал в интервью "Интерфаксу" в преддверии ПМЭФ-2022 вице-премьер, полпред Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, в том числе курирующий вопросы развития Арктики.
Северный завоз осуществляется в местностях с ограниченными сроками завоза грузов, расположенных на территории 25 регионов РФ. На Дальнем Востоке основной объем завоза приходится на Республику Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Магаданскую область, Камчатский край. В последние три региона грузы в рамках северного завоза большей частью идут через порт Владивосток.
Юрий Трутнев отметил, что северным завозом, который очень важен для арктических субъектов, занимаются исключительно губернаторы и главы муниципалитетов.
"Но вот в прошлом (2021 — прим. ред.) году прозвенел опасный звонок — морские суда вовремя не дошли до арктических портов с товарами северного завоза. Возникли угрозы с поставками продовольствия, медикаментов, необходимых грузов для городов и поселков Севера. Правительство вынуждено было решать проблему в ручном режиме. Выводы сделаны, наступать на грабли второй раз мы не намерены. В этом году сделаем все возможное, чтобы северный завоз был осуществлён в сроки и без проблем", — сказал полпред.
Объём перевалки сухих грузов на Дальнем Востоке сократился к прошлому году на 4,6%, но порты Приморья идут в плюсе
Предполагается, что уже с 2023 года программу будет регулировать особый закон "О северном завозе". Этот закон должен обозначить приоритетность прохождения грузов северного завоза, механизмы финансирования, позволит отрегулировать многие недочеты, в том числе и в организации госзакупок.
Уже понятно, что надо создавать единого оператора, который займется всем северным завозом. Скорее всего, пойдем не через создание нового государственного предприятия, а постараемся определить для этой роли частную компанию, чтобы изначально организовать все по максимуму в рыночных условиях",
— сказал вице-премьер, полпред Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.
Полпред считает, что Россия в силах выйти на Северном морском пути на круглогодичные перевозки в 2024 году.
"Пусть для начала это будет караванная круглогодичность, когда один ледокол сопровождает караван транспортных судов. Но тем самым мы положим начало, а дальше нужно только не терять темп", — сказал Юрий Трутнев.