Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.
Поиски радиоактивного сырья в Дальстрое, начавшиеся в 1946 году, увенчались открытием трёх месторождений: одно в Якутии, другое — на Чукотке и третье — на территории оловодобывающего рудника "Бутугычаг".
В производственной структуре Дальстроя было создано Первое управление, в которое вошёл комбинат № 1, образованный на базе месторождения "Бутугычаг".
Своим рождением посёлок Нижний Бутугычаг обязан именно комбинату № 1, первым строением посёлка в 1948–49 годах (со слов Николаева С.В.) было здание конторы комбината. Так Нижний Бутугычаг стал административным центром комбината № 1.
После того, как был основан посёлок Нижний Бутугычаг, посёлок Бутугычаг стал именоваться Верхним Бутугычагом.
Первые упоминания о том месте, где будет находиться посёлок Нижний Бутугычаг, можно найти в воспоминаниях геолога Виктора Володина: "В 1939 году в долине ручья Террасового, в который впадает Блуждающий, меньше чем в километре ниже устья последнего и в 9–10 км от посёлка (Верхний Бутугычаг) была устроена временная посадочная площадка, принимавшая маленькие самолёты (У-2), которые почему-то называли тогда кукурузниками.
Работники рудника называли эту площадку не иначе, как нашим аэродромом и очень гордились тем, что у них есть аэродром.
Гордились, впрочем, не зря, потому что в годы, когда ещё не было дороги, а рудник уже работал (1938–1939 гг.), единственным путём сообщения в летнее время мог быть только воздушный путь…".
Позже, когда начнётся добыча урана, взлётная полоса будет реконструирована и аэродром сможет принимать не только По-2 (У-2), но и транспортные Ли-2. Ящики с ураном будут вывозиться и самолётами для отправки на материк. Из воспоминаний Ильи Мазурука: "Майоров как-то прилетел, разгрузку Ли-2 они начали…".
Главным производством посёлка была добыча урана комбинатом № 1. Добыча урана на Колыме была засекречена по высшему разряду, в документах сам уран именовали свинцом или просто номером. Такая секретность не могла не коснуться и самого посёлка.
Один из бывших бутугычажцев Сергей Владимирович Николаев рассказывал, что в ОЛП "п/я № 14" и в сам посёлок Нижний Бутугычаг без специального пропуска через зону не пропускали никого, внутри вольнонаёмные могли передвигаться свободно, но для выхода за пределы зоны требовались спецпропуска. Из рассказа Сергея Владимировича: "Оцепление там сняли летом 53-го. Проезд и проход через бывшую запретную зону стал свободным, п/я рассекретили, но лагеря там ещё оставались…".
Однако дела по добыче радиоактивного "свинца" шли далеко не блестяще… Архивные документы свидетельствуют, что план по добыче руды рудником № 1 был выполнен на 142%, при этом "план по добыче металла был выполнен только на 65,3%, что связано с неотходом металла в руде на руднике № 1".
Трудные времена для рудника начались в начале 50-х годов 20-го века. Низкий выход конечного продукта и его высокая себестоимость, открытие других, более перспективных месторождений ставили под сомнение целесообразность добычи урана. Смерть Сталина и амнистия лишила урановый рудник бесплатной рабочей силы и возникла острая нехватка кадров.
В конце 1954 года было принято решение о консервации рудника "Бутугычаг", а 31 января 1955 года издан приказ о его ликвидации, к концу мая 1956 года он был окончательно закрыт.
После закрытия рудника население Нижнего Бутугычага резко сократилось, но посёлок продолжал жить.