Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.
"ГАЗ-14"
В 1935 году трестом "Газогенераторстрой" под руководством инженера А. Введенского была модернизирована одна из ранее разработанных здесь же газогенераторных установок — новая установка получила обозначение В-5. Топливом для неё служили древесные чурки и предназначалась она для установки на грузовые автомобили ГАЗ-АА.
Газогенераторная машина "ГАЗ-14". Фото: kolymastory.ru
В том же 1935 году харьковским заводом "Свет шахтера" было выпущено 75 таких установок, часть из которых была отправлена на Горьковский автозавод для организации серийного производства газогенераторных автомобилей.
"Полуторки" с газогенераторными установками В-5 получили индекс "ГАЗ-14". Мощность ГАЗ-14 составляла всего 25 л.с., а грузоподъёмность снизилась до 1 тонны груза.
Всего ГАЗом было построено 45 экземпляров "ГАЗ-14" (25 шт — в 1935 году, 20 шт — в 1936 году).
"ЗИС-13"
Cоветский серийный газогенераторный автомобиль "ЗИС-13" был спроектирован под руководством инженера А. Скерджиева с использованием генератора конструкции А. Пельтцера.
Газогенераторная машина "ЗИС-13". Фото: kolymastory.ru
Базировался на шасси "ЗИС-8 (11)", длиннобазной модификации грузовика "ЗИС-5".
Двигатель машины "ЗИС" 48 л.с. Двигатель машины имел повышенную (с 4,8 до 7,0) степень сжатия, газосмеситель вместо карбюратора и зажигание от магнето.
Камера сгорания газогенератора изготовлялась из дорогой жаропрочной хромоникелевой стали. Газогенератор расходовал 80–85 кг древесных чурок на 100 км пробега.
"ЗИС-13" отличался 12-вольтовой электропроводкой вместо стандартных 6 В. Повышенное напряжение потребовалось в связи с увеличением мощности стартера из-за большей степени сжатия газового двигателя и наличия мощной воздуходувки.
Запас хода составлял 90 км.
Завод изготовил около 900 грузовиков "ЗИС-13", а в 1939 году заменил эту машину более совершенной моделью "ЗИС-21".
"ЗИС-21"
Серийный газогенераторный автомобиль "ЗИС-21" (1938–1941 г.г.) представлял собой стандартный грузовик "ЗИС-5" с газогенератором типа НАТИ Г-14.
Газогенераторный автомобиль "ЗИС-21". Фото: kolymastory.ru
В отличие от "ЗИС-13" камера сгорания "ЗИС-21" выполнялась из дешёвой малоуглеродистой стали с аллитированием (насыщением поверхностного слоя аллюминием). Газогенераторная установка "ЗИС-21" изготавливалась на московском заводе "Комега". Сама установка была проще и надёжней, чем у "ЗИС-13", а её масса составляла 440 кг. Высота бункера 1360 мм, диаметр — 502 мм. Вес чурок в объеме бункера — 80 кг.
Газогенератор монтировался с правой стороны кабины и крепился к правому лонжерону рамы при помощи двух основных кронштейнов и одного вспомогательного. Ввиду отсутствия достаточного места для размещения газогенератора, пришлось сократить часть кабины со стороны пассажира — правая дверь была наполовину уже стандартной. Тем самым была сохранена длина его бортовой платформы.
Для ускоренного запуска двигателя и для маневрирования в пределах гаража на "ЗИС-21" на моторном щите под капотом устанавливался бензобак ёмкостью 7,5 л. Автомобиль имел радиатор увеличенного объёма типа "ЗИС-6".