В обществе продолжают обсуждать недавно утвержденный правительством обновленный перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий России. Некоторые политики и эксперты поспешили с утверждениями, будто жители ряда северных регионов теперь потеряют право на льготы. В Белом доме, однако, заверили, что новая редакция документа как раз-таки предполагает сохранение всех ныне действующих льгот для жителей территорий с "северным статусом". О том, как изменится жизнь северян, рассказывает генеральный директор Восточного центра государственного планирования Михаил Кузнецов.
В ноябре в социальных сетях стал распространяться слух о лишении ряда российских территорий статуса районов Крайнего Севера и "аннулировании" северных льгот для проживающих в регионах людей. Волна комментариев была вызвана принятием Указа президента России от 12 ноября 2021 года, отменившем ряд прежних нормативно-правовых актов, регламентировавших географию северных льгот.
Между тем, ложная интерпретация этого документа в блогосфере не имеет ничего общего с действительностью. Нет никаких сомнений в том, что Арктика остается зоной российских стратегических интересов, а граждане, которые работают на территориях со сложными климатическими условиями и дают стране значительный объем валового внутреннего продукта, нуждаются в дополнительных мерах поддержки. Корректировки, внесенные в нормативно-правовую базу, являются техническими и, наоборот, приняты в интересах северян.
Вообще, система денежных гарантий и льгот для жителей Заполярья имеет более чем вековую историю. Она была призвана привлечь людей в районы со сложными климатическими условиями и развивалась волнообразно, повторяя в советский период траекторию индустриального развития регионов. В терминологии начала XX века северные территории именовали не иначе как "привилегированные местности". Одной из первых льгот стал двойной оклад для наиболее ценных специалистов. Затем были введены надбавки к окладам, льготы для переселенцев, включающие освобождение от податей и рекрутской повинности, денежные ссуды и другие преференции.
Такая модель была мощным стимулом, своего рода социальной технологией, которая позволяла государству мобилизовать трудовые ресурсы, а гражданам, согласившимся на переезд за Полярный круг — получать зарплату в два-три раза выше средней по стране. Пика своего развития система достигла в годы ударных строек времен СССР, когда специалисты тянулись на Север "за длинным рублем". С учетом льгот и доплат по районному коэффициенту абсолютный уровень зарплат на севере в 1960-е годы был примерно в два раза выше, чем в среднем по стране.
В постсоветский период относительно стройная советская логика предоставления льгот была разрушена, и за три десятилетия превратилась в нормативно-правовой сборник из хаотичных правок, обновлений и дополнений. Это создавало трудности в правоприменении как для граждан, так и для чиновников, которые руководствовались запутанными регламентами при назначении тех или иных льгот и компенсаций. В документах сохранялись такие анахронизмы, как советские топонимы и названия республик (например, Коми АССР). Некоторые регионы разделялись на территории Крайнего Севера и приравненные к ним местностям. Некоторые северные районы необоснованно оказывались за льготным периметром, что приводило к оттоку населения, лишенного надбавок и льгот.
Ноябрьский президентский указ стал первым шагом по наведению порядка в нагромождении нормативно-правовых актов, накопленных с советских времен. Одновременно с отменой старых документов правительство утвердило обновленный перечень районов Крайнего Севера — уже без советских аномалий. Он вступит в силу синхронно с президентским указом — 1 января 2022 года.
К районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям отнесены отдельные города, городские округа, муниципальные округа и районы 24 регионов страны. В этом списке территории Алтая, Бурятии, Карелии, Коми, Тывы, Забайкальского, Красноярского, Хабаровского, Пермского, Приморского краёв, Амурской, Архангельской, Иркутской, Сахалинской, Томской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, а также вся территория Республики Саха (Якутия), Магаданской, Мурманской областей, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов и весь Камчатский край.
Новый вариант перечня полностью соответствует современному административно-территориальному устройству страны. Все ранее определенные в качестве "северных" территории сохранили свой статус. При этом уточнение географического контекста не затрагивает систему северных льгот, включающую два больших блока гарантий и компенсаций — государственных и дополнительных (устанавливаются регионами). Системообразующие бонусы — это районные коэффициенты к заработной плате, процентная надбавка за стаж работы, дополнительный выходной день для родителей с детьми, сокращенная рабочая неделя для женщин (36-часовая рабочая неделя). В этом списке ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоз багажа к месту использования отпуска и обратно (один раз в два года за счет средств работодателя) и другое. За гражданами, работавшими в районах Крайнего Севера и приравненные к ним местностях, сохраняется право на досрочное назначение страховой пенсии, устанавливается повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности.
Наведением порядка в северной регуляторике государство продемонстрировало заинтересованность в сохранении системы гарантий для людей, связавших свою жизнь с освоением Севера. Более того, сложившуюся ранее систему социальных льгот дополняют новые меры, направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства в северных районах, привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест. Такой комплексный подход к социально-экономическому развитию уже дает эффект. Резидентами созданной на территории арктических регионов самой большой в мире экономической зоны площадью более 5 млн. квадратных километров уже реализуется около 300 промышленных, инфраструктурных и туристических проектов.