Подъем Дальнего Востока провозглашен президентом России Владимиром Путиным национальным приоритетом на XXI век. Было предложено немало вариантов, по которым он мог бы продолжить путь своего дальнейшего развития. Одной из наиболее обсуждаемых в последнее время стала инициатива объединения дальневосточных субъектов в так называемые макрорегионы по экономическому признаку. На этом фоне также звучат идеи возвращения Еврейской автономной области в состав Хабаровского края. Причины разные — от возвращения к историческим корням, до не самой удавшейся самостоятельной организации. Корр. ИА AmurMedia в беседе с экспертами-экономистами обсудил возможные преимущества и недостатки такого решения для обоих регионов.
Вопрос разделения Дальнего Востока на макрорегионы вновь всплыл в политической повестке. Не так давно глава Минвостокразвиттия Алексей Чекунков предложил вариант возможной организации территорий ДФО по экономическому признаку и перспективам развития.
Алексей Чекунков обозначил условные названия и географию деления Дальнего Востока— Приграничная (Приморский и Хабаровский края, Амурскую область и Еврейскую автономную область), Забайкальская (Бурятия и Забайкалье), Северная (Якутия, Магаданская область и Чукотка) и Островная (Сахалин и полуостров Камчатка).
Тем временем эксперты-экономисты отмечают, что в этом вопросе можно пойти еще дальше и в прямом смысле объединить Хабаровский край и Еврейскую автономную область в один субъект. Таким образом, открыть новые возможности для реализации проектов по развитию Дальнего Востока. Ведущий научный сотрудник ТИГ ДВО РАН Юрий Авдеев предложил свой вариант пространственной организации. В частности, согласно ему, Еврейская автономная область могла бы полностью войти в состав Хабаровского края, что решило бы часть ее застоявшихся социальных проблем.
— Объединение ЕАО с Хабаровским краем было бы логично. Как говорится, все новое — хорошо забытое старое. Очевидно, что за последние 30 лет с тех пор, как область обрела самостийность ничего хорошего из этого не вышло. Поэтому нужно возвращаться к вопросу объединения с Хабаровским краем. Приоритетным должен быть вопрос социальной справедливости. С этой точки зрения мне представляется, что подобное объединение было бы продуктивным. Оно бы решило множество вопросов связанных с наличием у ЕАО большого количества проблем, в том числе с экологией и транспортной доступностью, — уверен эксперт.
Однако не все так просто. Хабаровскому краю в таком случае придется передать несколько своих северных районов другим субъектам России, чтобы сбалансировать издержки подобных изменений. В результате рокировки все ее участники получат возможность более эффективно реализовать свой производственный потенциал в рамках сменившейся экономической парадигмы в новом субъекте.
— Это вопрос глобального макрорегионального уровня, который требует кардинального пересмотра пространственной организации всего Дальнего Востока, поскольку нынешняя конфигурация мало удовлетворительна. Прежде всего изменения должны коснуться трех северных районов: Аяно-Майского, Охотского и Тугуро-Чумиканского. Это половина края и здесь живет всего около 10 тысяч человек. На мой взгляд, Охотский и Аяно-Майский районы должны войти в состав Магаданской области. А ей в свою очередь следовало бы задуматься над объединением с Чукоткой, — сказал Юрий Авдеев.
Все эти территории однородны по хозяйственному укладу, климату и разреженному населению, и должны быть отнесены к территориям с экстремальными условиями ведения хозяйства.
Тугуро-Чумиканский же район мог бы войти в состав Амурской области, чтобы дать ей таким образом выход на побережье Охотского моря. Такая организация с учетом вступления ЕАО в состав Хабаровского края в конечном счете позволила бы более точно определить хозяйственную специализацию каждого региона и активизировать решение проблем социального обеспечения, — считает эксперт.
По мнению доктора экономических наук, профессора Вадима Заусаева, объединение Хабаровского края с Еврейской автономной областью пошло бы на пользу развитию тяжелой промышленности за счет появления дополнительного месторождения и железнодорожного моста до берега Китая.
— ЕАО уже была в составе Хабаровского края. Это история злободневная, думаю, к ней вполне можно было бы вернуться. Еврейская автономная область в начале своего самостоятельного пути была в очень сложном экономическом положении, но сейчас понемногу набирает обороты, — сказал экономист.
С точки зрения собственных интересов, я думаю. ЕАО в отдаленной перспективе могли бы получить определенную выгоду от самостоятельности. Тем не менее для перспективы развития юга Дальнего Востока в целом объединение с Хабаровским краем было бы правильным, поскольку в таком случае откроются новые возможности для нашей промышленности
— Это позволит поставлять сырье с Кимкано-Сутарского месторождения напрямую на завод "Амурсталь" в Комсомольске. Таким образом появится возможность преобразовать наше литейное производство. Пока Китай эксплуатирует это месторождение и везет к себе хороший металл, "Амурсталь", к сожалению, работает на передельном сырье. А это значит — низкое качество и, соответственно, недорогая продукция. Думаю, что для Хабаровского края объединение — это несомненный плюс с точки зрения реализации промышленного потенциала, — подытожил Вадим Заусаев.
Но не промышленностью едины. Помимо возможности для улучшения и строительства новой инфраструктуры за счет выхода на левый берег объединение регионов сможет стимулировать решение социальных проблем, в первую очередь для Еврейской автономной области. Кандидат экономических наук, доцент Хабаровского государственного университета экономики и права Владимир Норин считает, что муниципальные образования ЕАО могли бы войти в состав Хабаровска в качестве городов-спутников. Таким образом, им будет обеспечен доступ к более качественному здравоохранению и образования на мощностях края.
— Я неоднократно подчеркивал, что исторически разделение двух регионов было в свое время ошибкой. ЕАО, была кузницей кадров для Хабаровского края и после выхода из его состава обе стороны многое потеряли. В текущих условиях она могла бы вернуться обратно на правах той же автономии. Тогда у нее останется свой бюджет, деньги будут также выделяться. Единственное — они будут содержаться в консолидированном бюджете края, а не распыляться куда попало. К тому же не будет дробления финансовых ресурсов между двумя регионами. Это при том, что сейчас социальная сфера ЕАО находится в плачевном состоянии. Многие люди, проживающие на территориях прилегающих к Хабаровскому краю, едут в поисках работу как раз в Хабаровск. Лечиться тоже. Здравоохранение, образование и ряд других направлений только выиграют, присоединившись в краю.
Как уверяет Владимир Норин, это будет взаимовыгодное сотрудничество. Так, Хабаровский край сможет нарастить свои позиции в сфере сельского хозяйства, а также развить международные связи с соседями.
— У Хабаровского края появится возможность переступить на левый берег и там развивать свою инфраструктуру. К тому же объединение позволит решить ряд насущных проблем, связанных с истощением рыбных запасов в Амуре. Речное судоходство получит дополнительное стимулирование, учитывая, что правительство России уделяет этому большое внимание, — считает экономист. — Приграничное сотрудничество с Китаем, думаю, будет развиваться более предсказуемо. Международная экономическая обстановка говорит в пользу этого фактора. В общем-то здесь только очевидные плюсы. Не сомневаюсь, что у Хабаровского края хватит средств и ресурсов, чтобы совладать с новыми территориями, — заключил Владимир Норин.