Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев принял участие в заседании межведомственной рабочей группы по обеспечению требований законодательства о рыболовстве, аквакультуре и сохранении водных биоресурсов в Дальневосточном федеральном округе, которое 22 ноября провел заместитель Генерального прокурора РФ Дмитрий Демешин. Руководитель крупнейшего объединения рыбной отрасли страны выступил с предложением об усовершенствовании законодательства и введении уголовной и административной ответственности за браконьерский промысел тихоокеанских лососей во внутренних морских водах и незаконный оборот этой продукции.
В заседании межведомственной группы приняли участие прокуроры субъектов федерации ДФО, руководители органов исполнительной власти ДВ-регионов, представители правоохранительных органов и общественных организаций.
Открывая заседание, заместитель Генпрокурора РФ Дмитрий Демешин подчеркнул значимость рыбной отрасли Дальнего Востока для государства: федеральный округ осуществляет ежегодно 65% от общероссийского объема вылова, здесь производится более 60% рыбной продукции. Вместе с тем председатель заседания отметил, что состояние законности в этой сфере пока не отвечает в полной мере требованиям законодательства и ожиданиям граждан. Дмитрий Демешин также указал, что только объединение усилий всех заинтересованных органов, ведомств и организаций, целенаправленное и последовательное решение общих для всего Дальнего Востока и специфичных для каждого из регионов вопросов может дать полноценные результаты.
Выступление президента ВАРПЭ Германа Зверева было посвящено анализу правоприменительной практики в борьбе с браконьерским промыслом во внутренних морских водах и оборотом незаконно добытых таким образом тихоокеанских лососей. Докладчик отметил, что меры ответственности за незаконную добычу водных биоресурсов установлены, причем следственная и судебная практика на Дальнем Востоке показывает, что по ст. 253 и ст. 256 УК РФ квалифицируется не только сама по себе незаконная добыча, но и оборот биоресурсов — то есть транспортировка, хранение, изготовление продукции. Вместе с тем указанные статьи УК, по оценке отраслевого сообщества, требуют определенной доработки, поскольку позволяют полноценно бороться с браконьерством пока только на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в Тихом океане.
Президент ВАРПЭ уверен, что правоохранителям удалось "вычистить" транснациональные ОПГ из рыболовства в дальневосточных морях России
"Вместе с тем лица, совершившие аналогичные деяния во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, такой ответственности не несут, незаконный оборот водных биоресурсов и продукции из них не образует состава преступления. Аналогичная ситуация складывается с привлечением лиц к административной ответственности, поскольку административная ответственность за незаконный оборот водных биоресурсов и продукции из них законом также не предусмотрена. Такое построение санкций создает безнаказанность виновных лиц и способствует вовлечению в противоправную деятельность новых участников. Это облегчает рекрутирование новых участников экономики браконьерства", — отметил Герман Зверев.
Также непросто приходится правоохранителям, борющимся с браконьерством, в ситуации, когда незаконные уловы непосредственно в местах добычи продаются браконьерами третьим лицам, которые, являясь по сути участниками и экономическими организаторами преступной деятельности, по букве действующего законодательства уголовному и административному преследованию не подлежат, уточнил президент ВАРПЭ, напомнив, что в российском законодательстве к рыболовству относится не только деятельность по непосредственному вылову водных биоресурсов, но и по их перемещению, хранению, переработке и пр.
"Отсутствие законодательных мер снижает эффективность действий контролирующих и правоохранительных органов, зачастую не имеющих возможность доказать незаконность происхождения товара, наносит невосполнимый ущерб водным биоресурсам и экономике дальневосточного региона", — констатировал Зверев.
Руководитель крупнейшего объединения рыбной отрасли обратился к заместителю Генерального прокурора РФ с предложением о внесении изменений в ст.253 и ст. 256 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 8.17 и 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрев ответственность за незаконную приемку, обработку, транспортировку и хранение водных биоресурсов и произведенной из них продукции.
В завершение своего выступления Герман Зверев сообщил участникам заседания, что 15 ноября поднятый им вопрос рассматривался на заседании Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации РФ, посвященному выработке законодательных мер по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла. Предложение о необходимости соответствующей доработки УК и КоАП России было поддержано Советом.