О том, чтобы уволиться и начать свое дело думают многие, а некоторых эта навязчивая мысль преследует всё время, заставляя мониторить сайты в поисках идей. Так и было с основателем фермы по выращиванию микрозелени Дмитрием Гутор, который начинал с машиниста-тракториста в Краснодаре, затем открыл свое такси в Магадане, потом попробовал выращивать клубнику, а в итоге остановился на микрозелени. Как и для кого ее выращивают, сколько зарабатывают на ферме, почему реклама не работает и можно ли конкурировать с крупными сельхозпроизводителями? Обо всем этом — в материале MagadanMedia.
— Изначально я хотел выращивать клубнику, но на нее нужно больше затрат, поэтому решил заняться микрозеленью. На ней можно с минимума стартануть.
Я всегда хотел заниматься бизнесом, быть наемным рабочим — не мое, не по кайфу. В 2014 году я открыл свой сервис такси в Магадане. Это был первый опыт ведения бизнеса. Потом я 2 года работал в офисе, сезон отработал в артели, и каждый день практически смотрел в YouTube бизнес-идеи, искал новые стартапы.
Сам я из Кореновска, потом переехали с семьей в Ягодное, я окончил школу и поехал учиться в Краснодар. На машиниста-тракториста. Думал, останусь там, но понял, что там ловить нечего и вернулся. Заметил, что в нашем городе с такси проблемы, и по опыту Краснодара решил внести новшество. На то время было в основном только радио-такси.
Я подошел к бате: "давай 300 тысяч, я буду делать бизнес".
Составил бизнес-план, попросил взаймы и открыл. Как я уже сказал, в качестве примера брал краснодарские такси. Связался с представителями фирм в ЦРС, купил у одного из них программный комплекс и запустил в Магадане "Смайл Онлайн".
В целом, мне нравилось то, чем я занимаюсь. Но это довольно сложный вид бизнеса, нестабильный — то водителей не хватает, то заявок. Поначалу хорошо стартанули, так как сервис для города новый — стоимость поездки пассажир мог узнать предварительно, не нужно было ждать на линии, пока возьмут заявку, а о подаче машины мы уведомляли по смс. Года 3 я так отработал, но потом начались просадки, в город стали заходить конкуренты, и я решил сделать ребрендинг и поменять тариф. Заказал 100 тысяч визиток, разместил их в крупных магазинах перед Новым годом. Примерно на 300% за короткое время увеличилось число заявок благодаря этому. Чтобы отпустить диспетчеров на каникулы, сделал переадресацию звонков на колл-центр в другом городе. Но система была не обкатана, случился сбой программы, и все праздничные выходные звонки клиентов уходили в никуда. Как быстро число заявок выросло, так и упало. Я понял, что для нормальной работы мне нужно хорошо вложиться в этот бизнес, чтобы конкурировать, создать сервис. И решил, что хватит. Закрыл.
Пошел работать в артель, рассчитался с долгами, которые остались от такси. И думал, каким еще бизнесом заняться.
Дмитрий неусыпно следит за ростом микрозелени. Фото: Вероника Рыбальченко, ИА MagadanMedia
— Как найти "свой" бизнес?
— Когда ищешь, чем заниматься, ориентируешься на свои интересы. Вот и я искал направление, которое меня волнует, нравится. Мне хотелось в Магадане сельское хозяйство продвигать. Я же тракторист-машинист сельхозпроизводства. Меня на учебе еще увлекли эти процессы — посадить, вырастить огурчики, помидорчики. Не то, чтобы я там поля с утра до вечера вспахивал, скорее приобретал навык управления тяжелой техникой, но сельское хозяйство как отрасль меня тогда тоже увлекло.
Мне интересен сам процесс выращивания, но с точки зрения современных технологий. Учитывая то, что у нас тут еще конкуренции особо нет — лето короткое, продукция китайская — решил, что направление для Магадана перспективное.
Сначала думал про огурцы и помидоры, но изучил вопрос: нужны большие площади, много времени плюс вложить хотя бы 5-10 млн.
Моя цель была: максимум эффективности и минимум затрат. И чтобы это выстрелило.
Тогда подумал про выращивание клубники: и площадь меньшая нужна, и точно выгодно можно в Магадане продать. Если ее в Краснодаре зимой по 2 тысячи разбирают, в Магадане то она точно спросом будет пользоваться. Заказал семена и агровату. Вырастил сначала для себя в качестве эксперимента.
Чтобы открыть производство, нужно было стартануть хоть с небольших, но все же объемов. И уже после того, как я порадовался своему маленькому урожаю, начал считать, а во сколько мне обойдет этот стартап. И по моим расчетам, минимально на это потребовался бы миллион: заставить комнату оборудованием, купить рассаду, семена и так далее. Сложность была еще вот в чем: авиадоставкой все необходимое не закажешь — дорого, а морем придется пару месяцев ждать, потом пока все обустроишь, пока вырастишь. До момента продажи продукции ушло бы примерно 5 месяцев. То есть, 5 месяцев не зарабатывать вообще ничего, но платить аренду, за электричество, на что-то жить. Поэтому тормознул.
Урожай домашней клубники. Фото: Вероника Рыбальченко, ИА MagadanMedia
Если вернуться к поиску идей для бизнеса, то пока я смотрел видео на YouTube, мне несколько раз попадались ролики про микрозелень. Но я их перелистывал — мне это направление казалось несерьезным. И вот, когда углубился в тему клубники и понял, что пока не смогу ее выращивать, решил подробнее узнать про зелень.
И понял, да, вот это оно. Недорого, быстро, актуально.
У меня был подвал, я сделал в нем ремонт и заказал семян на 20 тысяч рублей. Поставщиков нашел просто в интернете: вбил в поисковик "микрозелень" и пошел изучать сайты, смотреть видео.
Микрозелень. Фото: Вероника Рыбальченко, ИА MagadanMedia
Сейчас же куда ни плюнь, везде блогеры. Каждые пять минут новое видео выходит, поэтому информации достаточно по всем вопросам, в том числе, чтобы понять, у каких поставщиков стоит заказывать, а у каких нет.
Семена выбирал также просто: загуглил "топ-5 микрозелени" и взял подсолнечник, руколу, редис, горчицу и горошек. Построили стеллажи и начали пробовать высаживать. Все сразу получилось.
— Микрозелень — новое направление, мода или растительная культура, которой просто не хватило рекламы?
— На самом деле, в Германии уже как минимум 20 лет это все развивается. В Украине — лет 10 назад начали продвигать. Но в Магадане пока это все еще новинка.
Но оптоволокна у нас тоже раньше не было. А сейчас время пройдет, и микрозелень будет везде. Тем более, она набирает популярность в рамках культуры здорового питания. Некоторые, конечно, покупают именно как атрибут ПП, не совсем вникая в суть. Мы когда только начали продавать микрозелень, у нас девчонки набирали по 10 боксов и тут же делали предзаказ на следующую неделю. Потом созваниваемся: "а можно я пока не буду брать? А то мы не доели, муж ругается".
Кто-то покупает, чтобы насыпать горсть на салат и красивое фото в Instagram выложить, некоторые пытаются из микрозелени блюдо сделать. Но немного не про это история.
Фермеры Дмитрий и Екатерина. Фото: Вероника Рыбальченко, ИА MagadanMedia
— А в чем суть? Что такое микрозелень?
— Это проростки, как те самые знаменитые ростки пшеницы. В семени заложен весь потенциал растения. Возьмем, например, редис. В одной семечке — все витамины целой редиски. И в двух этих пророщенных листочках содержится вся концентрация витаминов, которая в дальнейшем бы распределилась по овощу. Растение набирает массу, но концентрация витаминов от этого не растет. Вместо того, чтобы съесть условно пять редисок, можно съесть пять росточков. Кстати, это лайфхак для тех, кто не очень любит овощи. Детям например, проще тоже в таком формате броколли или горошек предложить.
Тут и по вкусу вкусно, и по сути вкусно.
Некоторые спрашивают, почему не продаем в килограммах микрозелень — она не для того, чтобы наесться, она для того, чтобы использовать как биодобавку. Чтобы было вкуснее и намного полезнее. Даже если просто на хлеб с творожным сыром положить немного микрозелени подсолнечника — уже совсем иначе заиграет вкус. Плюс польза. Она богата витаминами и макро и микроэлементами — это то, чего нам всем так не хватает на севере.
Мы продаем зелень в боксах, в которых она и выросла. Покупатель сам срезает себе необходимое количество свежей микрозелени перед употреблением. Хранится в холодильнике две недели.
— Как продвигали свою продукцию?
— Сразу, как только высадили, завели страничку в Instagram. Начали подписываться на фитнес-клубы, на девчонок всех подряд. Потом отвезли боксы в несколько овощных ларьков на продажу. Первый месяц отлаживали работу. Через Instagram пошли заказы практически сразу. По точкам по разному продается — где-то в неделю 12 боксов забирают, у кого-то вообще не берут. Скоро начнем поставлять микрозелень и в супермаркеты.
Еще я развозил по ресторанам презентационные наборы — по 6 боксов в пакетике на пробу. С одним шеф-поваром уже работаем. Пока берут небольшими партиями, тестируют.
Это рестораны, а, например, отвозил в одну шашлычную — ну там просто правда вкусно готовят — говорю: вот микрозелень, украсит мясо. Они продукцию эту совсем не поняли и сразу отказали.
Но это пока они не берут. Рано или поздно придут, я уверен.
Продвигаем еще за счет партнерства. Есть у нас коллаборация с фуд-блогером. Автор страницы готовит с нашей микрозеленью и публикует рецепты. Мы ей зелень бесплатно, а она нашим подписчикам — рецепты.
Также мы презентовали свою продукцию в рамках фитнес-марафона Body4you. Это помогает набрать популярность. Мы только начинали, о нашем товаре уже знали многие. Благодаря отзывам блогеров о нас уже до момента моего визита знали торговые сети.
Но сотрудничать с крупной сетью мы пока не можем, потому что еще маленькие объемы у нас. Поэтому расширяемся.
— Сколько производите?
— Высаживаем через день, растет микрозель две недели. Готовых боксов в неделю получаем порядка 400-500. Пока еще настраиваем производство, ориентируемся на спрос по культурам. Когда начнем сотрудничать с магазинами, будем наращивать объемы.
Уже переехали из подвала — арендовали помещение площадью 100 кв. метров.
— Из кого состоит ваша команда?
Можно сказать, семейная ферма у нас. Занимаемся с женой. Помогает мой приятель. Мы со Славой занимаемся конкретно фермой, а Катя — продажами, рекламой, общается с клиентами.
— Знаете своих конкурентов? Уверенно себя ощущаете на рынке?
— Я находил пару аккаунтов с микрозеленью в Instagram, но там никакой активности нет уже несколько месяцев. Еще попадалась в интернете статья, что у нас еще 2 года назад кто-то начинал выращивать. Я видел в продаже срез микрозелени в супермаркете. Кстати, почему-то люди срез покупают охотнее. Хотя, очевидно, что свежее продукция в боксе — когда сам срезал как с грядки. Будем тоже срез выпускать скоро.
Читал у вас интервью с фермерами, к вопросу о конкуренции. Я тоже не вижу здесь каких-то проблем.
Нас так же в магазинах пугают крупными предприятиями в регионе. И что? У нас 80% — это Китай. Да пусть, конечно, конкуренты развиваются, каких бы они масштабов они ни были, пусть поставляют, чтобы не было этих привозных продуктов. У нас хватит людей, которых можно накормить.
Местная продукция выглядит красивее, приятнее. Конечно, все хотят покупать местное, а не пластиковые овощи и молочку со сроком годности полгода. Просто нашим продуктам иногда не хватает правильного продвижения.
У нас недавно проходил форум для предпринимателей "Мой бизнес". На нем был наш местный производитель чая. И говорил, что реклама не работает: "300 тысяч потратил, а эффекта нет". Но я видел эту рекламу.
Знаете, если просто повесить плакат с названием продукта, это вряд ли сработает. Раньше — возможно. Но уже ушло то время, когда достаточно было просто объявиться, сейчас нужно объяснить — а что ты можешь дать. Нужно продавать не товар, а идею. Идею здорового образа жизни, например. Люди должны понимать, чем им поможет ваш продукт.
— Микрозелень — это перспективный бизнес?
— Конечно, это только начало. Это тренд, который только на старте и набирает популярность. Учитывая наши климатические условия, это вообще крутая тема. Ее просто надо продвинуть.
— Есть ли какая-либо поддержка/бонусы для этого направления?
— На том же форуме, о котором говорил, собрались крутые чуваки из ЦРС, бизнесмены, представители банков, власти. И все советуют: берите кредиты. И одна из предпринимательниц нанших говорит: "мы сами потихоньку развиваемся без кредитов, но если вы хотите позаботиться о предпринимателях, то подумайте сначала о бюджетниках, у которых зарплата в 40 тысяч рублей, и которые не могут себе позволить покупать товары, которые мы производим. А если бы могли, то нам не нужно было брать кредиты, чтоб развиваться, мы могли бы развиваться с прибыли".
Нам помогают кредитами, ну какая же эта помощь? Чтобы держать нормальную цену, нужно нарастить объемы, а чтобы нарастить объемы, нужно сначала найти того покупателя, который у тебя, условно, твою небольшую партию клубники по 3 тысячи за килограм купить.
Будем стараться без кредитов развиваться потихоньку. но деньги в любом случае нужны постоянно. На одну мою культуру (горох, редис, подсолнечник и так далее) сертификат сделать стоит 7 тысяч рублей в Магадане. А у меня их 26. Зарабатываем пока немного. Это подработка больше пока. В прошлом месяце тысяч на 50 продали, в этом — на 30. Пока, конечно, совсем немного, но будем развиваться.
Екатерина и Дмитрий. Фото: Вероника Рыбальченко, ИА MagadanMedia