Участники круглого стола, организованного 12 октября Комитетом Совета Федерации по продовольственной политике и природопользованию, рассмотрели ходе реализации первого этапа программы инвестционных квот, а также обсудили концепцию второго этапа программы. В ходе обсуждения глава Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев предложил сенаторам поддержать отрицательную позицию Минсельхоза и Росрыболовства о предлагаемом "донаделении" участников первого этапа программы инвестквот дополнительными промысловыми лимитами — "для полной загрузки мощностей объектов инвестиций". Крупнейшее объединение рыбаков России предложило признать такой подход нарушением условий договоров в рамках первого этапа программы, имеющим к тому же признаки нарушения закона "О защите конкуренции". Также в рыбацком объединении считают, что при разработке механизмов второго этапа программы инвестквот следует оценивать ресурсную стоимость создаваемого рабочего места при реализации проектов, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на материалы круглого стола и информацию его участников.
В мероприятии12 октября приняли участие сенаторы от рыбацких регионов, представители Минсельхоза, Росрыболовства, Минэкономразвития, Минпромторга, Счетной палаты, региональных властей, а также отраслевых объединений. Участники обсудили, как расширение механизма инвестквот может отразиться на ресурсном, финансово-экономическом состоянии и устойчивости участников программы.
Как отметил в своем выступлении президент ВАРПЭ Герман Зверев, инвестиционная квота — это форма господдержки для предприятий, которые строят на российских верфях рыбопромысловые суда или строят береговые рыбоперерабатывающие заводы.
"Государство гарантировало таким инвесторам следующее: построенные производственные мощности в течение 15 лет будут наполовину загружены за счет инвестиционной квоты, а вторая половина — это уже имеющиеся у предприятия квоты. Проще говоря, государство гарантировало предприятию часть финансовых средств, необходимых для окупаемости инвестиций. Все участники отрасли строили свои планы исходя из этого правила и располагаемых финансовых средств. Поэтому не все приняли участие в первом этапе инвестиционных квот", — рассказал Зверев.
Между тем спустя 5 лет один из инвесторов сообщил, что предоставляемый объем господдержки для него недостаточен, и теперь он хочет, чтобы инвестквота обеспечивала загрузку построенного судна не на 50% проектной мощности, а на все 100%, напомнил участникам круглого стола докладчик.
По словам Германа Зверева, ВАРПЭ как крупнейшее объединение рыбаков России выступает категорически против подобной идеи. По подсчетам ВАРПЭ, такое "донаделение" означает, что инвестор хочет, чтобы государство, по сути, подарило ему почти 900 млрд рублей (то есть финансовый эквивалент квоты в горизонте 15 лет). Такое предложение не имеет ничего общего с защитой прав инвесторов.
"Пять лет назад законодательство не гарантировало инвестору полную 100%-ную окупаемость судна или завода", — напомнил участникам дискуссии Герман Зверев.
Зверев также отметил, что предложенный подход будет тормозить развитие судостроения, так как инвестор желает получить дополнительно к уже предоставленным 200 тысячам тонн минтая и сельди еще 200 тысяч тонн, но при этом никаких новых объектов строить не планирует.
"Эти 200 тысяч тонн минтая и сельди могли и должны быть направлены на строительство новых объектов — новых заводов и кораблей. Мы — Всероссийская ассоциация рыбопромышленников — считаем, что нельзя эти 200 тысяч тонн дарить, они должны быть предоставлены другим инвесторам", — резюмировал Герман Зверев, предложив в рекомендациях круглого стола поддержать отрицательную позицию Минсельхоза и Росрыболовства о "донаделении" инвесторов квотами.
Герман Зверев. Фото: пресс-служба Совета Федерации
Также глава ведущего объединения рыбаков России при разработке условий второго этапа программы предложил в качестве интегрального показателя оценки эффективности господдержки использовать ресурсную стоимость создаваемого рабочего места — то есть объем инвестквоты, разделенный на количество рабочих мест.
"Приведу простой пример. Есть два инвестиционных проекта. Один — по строительству 9 крупнотоннажных судов — создает 1000 рабочих мест и получает 212 тысяч тонн минтая и сельди. Второй — по строительству берегового рыбообрабатывающего завода — создает 500 рабочих мест (всего лишь в два раза меньше), но получает 11,5 тысяч тонн минтая и сельди, уже в 20 раз меньше. Поэтому, с нашей точки зрения, количество созданных рабочих мест и есть интегральный показатель оценки эффективности выделения редкого природного ресурса под инвестпроект", — отметил глава ведущего объединения рыбаков России.
Людмила Талабаева. Фото: пресс-служба Совета Федерации
Позицию ВАРПЭ о необходимости сохранения ранее установленных "правил игры" при распределении инвестиционных квот, а также о важности создания новых рабочих мест на берегу и тем самым закрепления населения в прибрежных регионах поддержали выступающие в ходе круглого стола сенаторы Людмила Талабаева, Борис Невзоров, Игорь Зубарев, Константин Долгов.
От ИА PrimaMedia напомним, что 4 октября в ходе первого совместного заседания общественных советов при Росрыболовстве и Федеральной антимонопольной службы, в котором активное участие приняли также представители госорганов-регуляторов, участники мероприятия также высказывали свое негативное отношение к изменению "правил игры" в ходе реализации программы инвестиционных квот в российском рыболовстве — как в части сокращения уровня господдержки инвесторов, вложивших средства в строительство судов и перерабатывающих заводов, так и в части разрушающих "инвестиционный настрой" отрасли инициатив по улучшению условий программы пост-фактум для отдельных игроков рынка.