Комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по рыбному хозяйству и аквакультуре в четверг, 7 октября сформировала позицию крупнейшего бизнес-объединения страны по федеральному законопроекту, предусматривающему повышение ставок сборов за водный биоресурсы (аналог "природной ренты" в российском рыболовстве), сообщает ИА PrimaMedia. В работе комиссии приняли участие представители Минсельхоза (разработчик законопроекта) и Росрыболовства, оформленные рекомендации, как сообщил председатель комиссии, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев, поступят главе РСПП Александру Шохину для дальнейшего представления их в том числе и депутатам Госдумы.
Напомним, что с 2018 года с инициативой пересчитать действующие с 2004 года ставки сборов с последовательно выступало крупнейшее объединение рыбной отрасли страны — Всероссийская ассоциация рыбопромышленников. В ВАРПЭ уверены, что рост фискальной отдачи в рыболовстве необходим для решения задач социально-экономического развития страны и прибрежных регионов. Вместе с тем в бизнес-сообществе уверены, что для наиболее эффективного решения государственных задач, ради которого и предлагается существенно увеличить природную ренту в рыболовстве, необходимо провести аргументированную "донастройку" нынешней редакции законопроекта.
Позиция ВАРПЭ по законопроекту, как отмечалось ранее, основана на регулярных исследованиях ключевых экономических и рыночных параметров, в которых действуют предприятия российского рыбохозяйственного комплекса. Например, на протяжении последних лет ВАРПЭ регулярно готовит и публикует отчет о финансовых результатах рыбной отрасли страны и ряд других аналитических материалов, экспертный уровень которых признан и рыбацким сообществом, и госорганами — регуляторами отрасли.
В первом совместном заседании ОС на площадке Общественной палаты РФ активное участие приняли представители руководства ведомств-регуляторов
Как отметил в ходе заседания комиссии 7 октября советник министра сельского хозяйства РФ Евгений Кац, основные предложения делового сообщества, касающиеся необходимости сохранить льготы по уплате сборов за ВБР для социально значимых рыболовных предприятий, а также привязки индексации ставок сборов не к официальной инфляции, а к уровню реальных цен на рыбопродукцию, уже озвучивались на различных площадках, и федеральные ведомства, который будут представлять законопроект "О внесении изменений в главу 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации" депутатам Госдумы, готовы рассмотреть эти предложения и подготовленные для их обоснования экспертные материалы.
Члены комиссии и приглашенные к участи в заседании вновь обратили внимание на то, что применение для индексации ставок сборов коэффициента-дефлятора, основанного на официальном уровне инфляции, несет существенные риски негативного воздействия на экономику предприятий отрасли и не рыночного роста цен на рыбопродукцию.
На примере рыночных колебаний цен на минтай в 2020-м и 2021 годах президент дальневосточной Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак показал, что "механическое" следование в индексации ставок сборов за ВБР показателям инфляции легко может привести к тому, что доля "природной ренты" в стоимости рыбы-сырца при условии и без того существенного повышения ставки в денежном выражении станет практически критичной для экономики рыбодобывающих предприятий.
"Получается странная вещь: цены на тот же минтай существенно снизились за 1,5 года, а инфляция нарастающим итогом сильно увеличилась. При этом надо учитывать, что ставки взимаются за вес рыбы, что называется, "в воде". В обработанной рыбопродукции доля ставки — еще выше. То есть выручка у рыбаков снижается, а налог, наоборот, будет расти. Какая при этом будет экономика у предприятий и как это повлияет на цены?", — обратился риторическим вопросом к разработчикам законопроекта председатель комиссии Герман Зверев.
Участники заседания высказались за более гибкий подход в индексации обязательного платежа, связанный с использованием данных информационно-справочных систем об отпускных ценах.
Другой важной корректировкой в законопроект, которая может быть внесена на стадии его обсуждения в Госдуме, члены комиссии считают необходимость сохранить льготу в виде уплаты 15% от общепринятых ставок сборов для рыболовецких колхозов и артелей, а для градо— и поселкообразующих предприятий отрасли сохранить такую льготу и после 2025 года (в нынешней редакции законопроекта она должна быть отменена в 2026 году). По оценке экспертов делового объединения, 100%-ное взимание "природной ренты" с артелей, колхозов и поселкообразующих предприятий даст всего лишь 3% от совокупной суммы ставок сборов за ВБР, но вместе с тем может существенно ухудшить социально-экономическое положение конкретных муниципалитетов, на территории который такие предприятия находятся.
Также участники заседания предложили включить в позицию РСПП еще ряд предложений, таких как возможные корректировки предложенных Минсельхозом новых ставок сборов на социально значимые виды ВБР, более четкое и однозначное определение, какие именно суда и партии рыбы-сырца дают соответственно судовладельцам и квотодержателям на налоговый вычет в рамках льгот и ряд других.
Отметим, что позицию Всероссийской ассоциации рыбопромышленников по законопроекту, на которую опирались в ходе заседания члены комиссии РСПП и приглашенные участники, поддержал Александр Панин, председатель "Рыбного Союза" (объединяет рыбопереработчиков европейской части страны и оптовые компании). Характерно, что в прошлом рыбаки и переработчики далеко не всегда в обсуждении сложных отраслевых вопросов оказывались "по одну сторону баррикад", однако в вопросе повышения природной ренты площадка РСПП помогла выработке единой позиции всех сегментов рынка оборота рыбопродукции в стране.
От ИА PrimaMedia напомним, что нынешняя реакция законопроекта предусматривает существенное (в том числе кратное) повышении ставок сборов на такие промысловые виды как минтай, тихоокеанские лососи, крабы и другие. По ранее высказанной президентом ВАРПЭ Германом Зверевым оценке, это увеличит фискальную нагрузку на всю отрасль на 20% (в 2020 году предприятия отрасли заплатили в бюджет совокупно 74,8 млрд рублей налогов и других фискальных платежей). Вместе с тем руководитель крупнейшего объединения рыбной отрасли страны подчеркнул, что благодаря такому решению в консолидированный бюджет от рыбной отрасли поступит дополнительно около 14 млрд рублей в год, из которых почти 11 млрд рублей пойдет непосредственно в бюджеты "рыбацких" регионов.
Также отметим, что актуальной редакцией законопроекта предусмотрены льготы в виде уплаты 15% от ставок сборов за ВБР для градо— и поселкообразующих предприятий (действие льготы, напомним, — до 2026 года), для предприятий, выпускающих продукцию высокой степени переработки (перечень такой продукции должно определить подзаконным актом правительство), для предприятий, осуществляющих промысел судами российского производства "моложе" 5 лет и для предприятий, ведущих прибрежное рыболовство (предусматривает обязательную доставку свежих или охлажденных уловов на российский берег).