После возврата внушительной части здания биробиджанской областной филармонии от частного владельца в собственность ЕАО прошло более года, однако очаг культуры по-прежнему представляет собой памятник разрухе и бесхозяйственности. Реализация смелых обещаний руководства региона "вернуть то прекрасное, что у нас было" и создать на этих площадях центр искусства сейчас находится на стадии подготовки техзадания. А сами работы (запланирована реконструкция филармонии в целом) стартуют не ранее 2023 года. Тем временем четыре "убитых" этажа, всего более 1,5 тысячи "квадратов", продолжают пребывать в запустении и приходить в упадок, сообщает корр. ИА ЕАОMedia.
Часть филармонии (ранее помещение ресторана "Театральный") площадью 1556,7 кв. м находилась в частной собственности до весны 2020 года. Много лет назад лакомый кусок здания единственной концертной организации в регионе опрометчиво продали гражданину КНР. Теперь бывший владелец живет за границей. А творческие коллективы, столь нуждающиеся в дополнительных площадях, пожинают кислые плоды чиновничьего аттракциона неслыханной щедрости. Навести порядок и начать давно назревшую реконструкцию здесь не удалось и поныне.
Собственник проданных помещений долгие годы не ухаживал за объектом: повсюду смрад, разруха, грязь и грибок. А зимой тут нет даже отопления. Пока данная часть здания не принадлежала ЕАО, проводить реконструкцию, а также принимать участие в областных, федеральных программах или нацпроектах не представлялось возможным, оправдывались год назад региональные чиновники. Впрочем, даже возврат заброшенных площадей, судя по всему, не помешал растянуться культурной трансформации на долгие годы.
Деятели культуры даже писали письмо руководству области и просили спасти филармонию. Средства на покупку части здания выделили, а культработников и сотрудников местных СМИ в конце мая 2020-го поводили по филармоническим "катакомбам".
Экскурсия по "заброшке" сопровождалась ласкающими слух речами о том, что "настало время возвращать то прекрасное, что у нас было". Звучали обещания вдохнуть новую жизнь в эту часть здания: создать здесь центр современного искусства — с иммерсивным театром и студией танца, где творческие люди смогут беспрепятственно реализовать свой потенциал.
Все это несбывшееся великолепие тогда даже подкрепили надеждами войти в программу "Развитие культуры" и реконструировать не только эту часть, но и всю филармонию в целом. Руководство учреждения от этих заявлений годовалой давности явно воодушевилось. За язык чиновников, как говорится, никто не тянул. А навести порядок в здании нужно было "еще вчера". Впрочем, больше экскурсий по филармонии с тех пор не проводили. Ведь похвастать пока особо нечем.
— Помещение зимой не отапливается, там жуткий холод, стена, которая отгораживает нас от помещения — ледяная, ветер гуляет, поэтому и у нас тоже холодно, несмотря на то, что мы отапливаем здание. Чтобы поддерживать комфортную температуру, приходится увеличивать подачу тепла в фойе, а это расходы. Летом там очень большая влажность, подвал отсыревает, вся влага поднимается, стены покрываются плесенью, — рассказывал тогда директор филармонии Валерий Газета. — Иногда в эту часть здания проникают непонятные личности: то кабель вырежут, то еще что-нибудь. Фасад здания: все изрисовано, плитка упала, потолки на грани обрушения. Сам ресторан полностью разрушен, крыша протекает, то есть работы очень много, которая должна вестись, когда у помещения есть хозяин.
Но хозяин хозяину рознь. И порой случается, что от его смены становится только хуже. В каком жанре разыгрывается "спектакль" с затянувшимся оживлением филармонии, покажет время. Главное, чтобы он не напоминал один из основных жанров театрального искусства — трагедию.
По словам начальника департамента культуры правительства ЕАО Марины Ушаковой, в настоящее время согласован вопрос о размещении в этой части здания музейно-выставочного пространства и малой сцены.
— Совместно с департаментом строительства и ЖКХ правительства ЕАО мы готовим программное и техническое задание для того, чтобы нам понимать, сколько будет стоить реконструкция полностью здания.
Предварительно наш объект согласован на 2023 год в национальной программе развития Дальнего Востока до 2030 года. И на 2023-й нам пока поставили сумму в 1 млрд рублей. Разработка техзадания позволит впоследствии выйти на аукцион и определить подрядную организацию для подготовки проектно-сметной документации (ПСД). Пока нет определенности, сколько будет стоить ПСД и весь объект в целом.
За прошедший год на выкупленных площадях проведены определенные работы. Сделали заливку мягкой кровли, потому что она протекала. Сейчас вода туда не попадает, это позволит просохнуть помещениям, которые шесть лет не эксплуатировались. Кроме того, силами сотрудников филармонии вывезен мусор. Все, что было возможно, мы максимально сделали, — прокомментировала Марина Ушакова.
Кстати, ранее по поручению региональных властей также было направлено исковое заявление о взыскании убытков для устранения ущерба, понесенного в результате ненадлежащего содержания собственником нежилого помещения филармонии. Но судебное заседание, как сообщалось, не состоялось по причине распространения коронавирусной инфекции.