28 июля в Бурятии открылся новый Байкальский тоннель на Байкало-Амурской магистрали, соединяющий Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Участие в открытии тоннеля приняли Глава Бурятии Алексей Цыденов и генеральный директор ОАО "РЖД" Олег Белозеров. Президент России Владимир Путин дал старт движению по новому тоннелю в режиме видеоконференции.
— Сегодня мы запускаем железнодорожное движение по второй нитке Байкальского тоннеля. Его создание — это большое, безусловно, важное достижение для нашей транспортной отрасли, да и очень важное для всей национальной экономики. Приятно, что именно такое значимое событие предваряет традиционный праздник — День железнодорожника, его мы будем отмечать 1 августа. Я искренне поздравляю с наступающим торжеством всех, кто работает в отечественном железнодорожном комплексе. И конечно, тёплые слова признательности специалистам, которые принимали участие в строительстве второго Байкальского тоннеля. Вы выполнили большую, колоссальную работу, решили сложные технологические задачи, внесли весомый вклад в модернизацию БАМа, — отметил Владимир Путин.
С вводом нового тоннеля пропускная способность БАМа существенно возрастёт в 5 раз — с 17 до 85 пар поездов в сутки.
— Новый Байкальский тоннель — ключевая часть проекта по расширению пропускной способности западного сектора Байкало-Амурской магистрали. Его запуск и строительство второго пути на участке "Дельбичинда — Дабан" позволят в 2,5 раза увеличить его провозную способность пар поездов в сутки. А по окончании полного комплекса работ на участке "Лена-Восточная — Таксимо" в конце текущего года пропускная способность участка будет увеличена с 16 до 20 пар поездов в сутки, — отметил Заместитель Председателя Правительства РФ — полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.
По словам главы ОАО "РЖД" Олега Белозерова, при строительстве тоннеля были приняты уникальные решения.
— Здесь проложен безбалластный путь, при этом, на портале, автоматические двери будут поддерживать круглый год постоянную температуру. И конечно, отдельно хочу остановиться на экологии: здесь не будет больше сбросов неочищенных вод, здесь установлены самые современные очистные сооружения. В процессе строительства было высажено более 40 тысяч деревьев, саженцев на более чем 20 гектарах земли и выпущено более 16 тысяч мальков в реку Селенга, — подчеркнул Олег Белозеров.
Глава Бурятии Алексей Цыденов заявил, что благодаря строительству и запуску нового объекта железнодорожной инфраструктуры, в Сибири и на Дальнем Востоке созданы условия для создания дополнительных рабочих мест, роста добывающей и перерабатывающей промышленности.
— Еще плюсом десятки тысяч новых рабочих мест, в первую очередь, в регионах, образовано. Сняты вопросы социального и кадрового обеспечения, как на стадии строительства, так и на стадии эксплуатации в последующем новых мощностей железнодорожной инфраструктуры, а также новых точек экономического роста за счет развития промышленности. У нас, у регионов, есть соглашение с РЖД по этим вопросам, и многие из них решаются. По бурятскому участку БАМа построено 4 многоквартирных дома, 72 семьи заехали. Ремонтируются объекты здравоохранения, образования. По Амурской области 25 домов построено. И так же в других субъектах много задач реализуется, — сказал Глава Бурятии.
Новый тоннель пересекает Байкальский хребет и соединяет два субъекта Российской Федерации: западный портал расположен в Иркутской области, восточный — в Республике Бурятия. Строительство тоннеля началось в 2014 году в рамках проекта модернизации и развития БАМа и Транссиба, который реализуется в соответствии с поручениями Президента и Правительства России. Новый участок — двухпутный, что кратно увеличивает пропускную способность перегона. Глубина заложения тоннеля составляет 300 метров. Теперь новый Байкальский тоннель — одно из крупнейших искусственных сооружений России. Его длина составляет 6 682 метров. Высота породы над тоннелем достигает 298,4 метра.