Интересы дальневосточников необходимо защищать по максимуму. Нужно развивать инфраструктуру северных территорий, вкладывать инвестиции, чтобы люди желали оставаться на Дальнем Востоке и растить здесь своих детей. Об этом рассказал Представитель от Магаданской области в Совете Федерации Анатолий Широков своему помощнику в интервью. Также сенатор заострил внимание на теме Украины, продлении на Колыме Особой экономической зоны и проектах ТОР, которые могут появиться в регионе, сообщает ИА MagadanMedia.
Больше двух лет назад Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко, представляя обновленные требования к сенаторам отметила, что верхняя палата Парламента, прежде всего – палата регионов, где должны работать "люди с жизненным опытом, состоявшиеся". Этим критериям соответствует нынешний сенатор от Магаданской области Анатолий Широков, который изнутри знает о проблемах колымчан и жителей Дальнего Востока в целом. Именно его в октябре 2014 года на эту должность назначил губернатор региона Владимир Печеный.
Теперь рабочий график члена Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Анатолия Широкова расписан с утра до позднего вечера: встречи, изучение законопроектов, работа на пленарных заседаниях, доклады.
– Анатолий Иванович, каковы первые впечатления от работы в Совете Федерации?
– Первое – высочайший профессионализм сотрудников аппарата Совета Федерации и, конечно, моих коллег-сенаторов. Это – действительно профессионалы с большой буквы "П", которые соответствуют всем квалификационным требованиям, ежедневно подтверждая это своей работой. И понятно, что для меня, как человека с окраины, соседство с такими уважаемыми людьми, как Николай Рыжков, Вячеслав Фетисов задает определенную тональность в работе. Глядя на них, гордость нашей страны, трудиться надо только на 5 с плюсом, а ошибаться нельзя.
С первых дней работы поразил уровень принятия решений. Если в Магаданской областной Думе мы с депутатами принимали законы, связанные исключительно с нашим регионом – работа не менее ответственная, то в Совете Федерации речь идет о всей стране. Соответственно, деятельность в таких масштабах требует повышенной концентрации. Работа новая, интересная. Расширился и перечень направлений в связи с назначением в конце ноября полномочным представителем Совета Федерации в Центризбиркоме России.
– В канун Нового года Совет Федерации одобрил закон о продлении режима Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Магаданской области до 31 декабря 2025 года. В чем его отличие от предыдущего?
– Как известно, Магаданская ОЭЗ должна была работать до конца 2014 года. Но Особая экономическая зона – это важный инструмент для привлечения инвестиций в регион. Поэтому губернатор Владимир Печеный и члены регионального Правительства на всех уровнях лоббировали этот вопрос и добились положительного результата. Особая экономическая зона в Магадане будет действовать до конца 2025 года. Это немалый срок.
Если говорить об изменениях, то, согласно новому закону об ОЭЗ, каждое предприятие, организация, юридическое лицо теперь будут заключать соглашение с администрацией ОЭЗ. Кроме того, необходимо представить бизнес-план, в котором четко и ясно будет прописан объем инвестиций, на какие цели пойдут те или иные средства и какую реальную поддержку от этого получит наша область. При этом уполномоченный орган принимает решение о поддержке или отказе в поддержке бизнес-плана реализации соглашения. Это, считаю, серьезный подход.
Также участник ОЭЗ получает налоговые послабления, таможенные льготы. Предусматривается, что участниками Особой экономической зоны не могут быть финансовые организации, в том числе кредитные и страховые организации, и профессиональные участники рынка ценных бумаг. Устанавливается запрет на осуществление участниками ОЭЗ некоторых видов деятельности, таких как добыча сырой нефти и природного газа, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов), производство и техническое обслуживание вооружения, военной и специальной техники.
Пока, к сожалению, Особая экономзона работает в прежних территориальных границах. Но важно учесть, что основа нашей экономики – горная отрасль – находится за пределами Магадана, поэтому нам есть над чем работать – над расширением границ ОЭЗ.
– Законы принимаются, а люди все равно покидают северные регионы. Как, по-Вашему, можно изменить ситуацию?
– На сайте Совета Федерации есть документ – проект комплексного закона по развитию северных и дальневосточных территорий. Его разработала группа сенаторов во главе с бывшим президентом Республики Саха (Якутия) Вячеславом Штыровым. Очень интересный законопроект, и я рекомендовал бы всем ознакомиться с ним. В этом проекте прописаны методы решения основной важнейшей задачи – развития Крайнего Северо-Востока России.
Чего сегодня не хватает северным регионам? Прежде всего, вложений, инвестиций! Если в советские времена этот вопрос решался просто – сначала здесь работали заключенные и при минимальном развитии инфраструктуры они решали громадные народно-хозяйственные задачи. После внедрили коэффициент и надбавки к заработной плате и стали вкладывать деньги в развитие инфраструктуры, которые шли в расчет за золото. Государство покупало драгметалл у горно-добывающих предприятий. Поэтому, строго говоря, в рамках плановой экономики это решалось довольно простым способом.
Сегодня экономика совершенно другая, иной уровень налогообложения, бюджета. Но, повторюсь, несмотря на все сложности, необходимо решать главную задачу – развивать северные регионы.
Почему люди покидают их? Потому что, в первую очередь, не развита инфраструктура, недостаточно вкладывается инвестиций, соответственно, нет заинтересованности оставаться здесь и растить своих детей. Это прекрасно понимает и глава государства, и Правительство страны. Заинтересованы в развитии этих территорий, прежде всего и сенаторы Совета Федерации, представляющие северные регионы. Интересы жителей Дальнего Востока должны быть максимально защищены.
Без понимания проблем жителей Дальнего Востока не возник бы закон о территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) на Дальнем Востоке, а также ряд других связанных с ним законопроектов.
Напомню, что проекты федеральных законов направлялись на согласование в 18 федеральных органов исполнительной власти, их предложения были учтены при доработке законов.
Целью создания ТОСЭР было формирование благоприятной среды для привлечения инвестиций, обеспечение конкурентных условий для организации экспортоориентированных производств на Дальнем Востоке. После того как ТОСЭР подтвердят свою эффективность на Дальнем Востоке, этот опыт можно будет распространять и в других регионах России.
Возвращаясь к вопросу о неразвитой инфраструктуре, напомню, что государство также участвует в развитии дальневосточных территорий при создании ТОРов. К примеру, есть некое месторождение – оно уникально по своим запасам, но вот банальная ситуация – туда нет дороги. И поэтому потенциальный инвестор, который готов вложить в развитие месторождения большие деньги, будет останавливаться, ведь его деньги, грубо говоря, не "доедут" до месторождения. Вот построить дорогу, протянуть ЛЭП, осуществить инфраструктурные планы – это задача государства.
– К вопросу о ТОСЭР или ТОРах, как их сейчас называют. Магаданская область также направила несколько проектов по созданию ТОРов в регионе. Какие у нас шансы?
– Вопрос создания ТОРов в нашем регионе подробно обсуждался на заседании под председательством первого заместителя министра РФ по развитию Дальнего Востока Александра Осипова. Ему представили несколько проектов – это золотопромышленный комплекс в Яно-Колымской золоторудной провинции, угольный кластер в Омсукчанском районе, агропромышленный парк и турпроект "Солнечный. Магадан". Все эти проекты, на мой взгляд, по-своему интересны, важны для территории и, безусловно, требуют капитальных вложений.
Особо привлекателен для инвесторов проект угольного кластера в Омсукчанском районе Колымы. Он предусматривает реконструкцию дороги до Северо-Эвенского района, с которым нет транспортного сообщения. К тому же, это огромное месторождение не только энергетических углей, но и угля, который можно в будущем использовать для производства электродов. Омсукчанский угольный кластер как раз ориентирован на страны АТР и Южную Корею. Уверен, что губернатор Магаданской области Владимир Печеный и члены регионального Правительства найдут варианты реализации этого проекта.
– Анатолий Иванович, в Магаданской области вас знают, как депутата облдумы, больше – как ректора СВГУ, преподавателя. Вы планируете продолжить обучение студентов?
– Работу преподавателя, конечно, не хотелось бы прерывать, несмотря на столь ответственный пост. Планирую совмещать. У членов Совета Федерации в каждом месяце есть 10 региональных дней, когда можно приезжать в родной город и продолжать работать. Правда, существуют жесткие требования – нельзя отсутствовать на пленарном заседании Совета Федерации. И если вдруг планируешь пропустить его, необходимо письменное разрешение председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Дисциплина – прежде всего, и это правильно.
– А еще жители Колымы, особенно пользователи магаданского сегмента Твиттера, привыкли к общению с вами, вплоть до обсуждения важных, насущных проблем. Не оставите их, ссылаясь на занятость?
– Ни в коем случае. Всегда активно участвую в беседах, отвечаю на вопросы, могу подискутировать. А для колымчан, которые не являются пользователями социальных сетей и желают задать вопрос, всегда готов ответить. Обратиться можно, написав сообщение на электронную почту AIShirokov@senat.gov.ru
– Не могу не спросить о ситуации на Украине. В Твиттере вы всегда реагируете на разного рода сообщения от людей...
– Для меня однозначно – все, что происходит сегодня на Украине – построено на лжи, неправде. Начиная от бедных студентов, якобы избитых "Беркутом", до последних заявлений господина Яценюка о том, что оказывается, Советский Союз напал на Украину – это бред. В рамки здравого рассудка это не укладывается.
Тем мне менее – это реальность на Украине. Недавно, кстати, пересмотрел один из культовых фильмов 90-ых "Брат" и "Брат-2". Не скажу, что это шедевр киноискусства, но что-то магическое в этом фильме есть, особенно, когда звучит сакраментальный вопрос: "В чем сила?". " А сила-то в правде". Для меня, повторюсь, очевидно – правды там нет, поэтому и люди в Донбассе восстали против лжи. Сегодня мы видим, что ложь пытается всеми силами победить правду. Конечно, неоднозначная ситуация и внутри самих республик – Донецкой и Луганской, но основной вектор, который они выбрали, правильный – они встали за свою родину, за правду.
Я думаю, что правда победит, как бывало много раз в истории.
– Ярмарка с "кровью российских младенцев" явный перебор?
– Это серьезный, этический вопрос. Думаю, это определенное проявление информационной войны.
Как сейчас некоторые считают – за молодежью на Украине не досмотрели. Неправда. На самом деле – на Украине это культивировалось на протяжении ряда лет. Произошел развал СССР и стало понятно, что многие из его государств не будут дружественными Российской Федерации. Ведь основные националистические идеи, течения в умах интеллигенции были характерны, в том числе, и для Украины.
Молодежь не была оставлена. Она целенаправленно обучалась тому, что Россия – враг, что кормим Россию, почем зря. Что Россия – пьяный сосед, который не хочет работать, живет за счет эксплуатации трудолюбивых украинцев. Повторюсь, молодежь не отпустили, ею серьезно занимались. Активная националистическая обработка.
По сути – мы сегодня являемся свидетелями того, что в стране, которая находилась в числе сильно пострадавших от нацизма во время второй мировой войны, нацизм является государственным идеалом. "Антирусскость" молодежи была задана не сейчас, не в феврале прошлого года, а очень давно.
– Благодарю вас за беседу.