О том, как город сделать привлекательнее для пешеходов, о концепции развития общественных пространств, как привнести уют и красоту в улицы и дворы областного центра – в интервью с мэром города Юрием Гришаном, сообщили ИА MagadanMedia в пресс-службе мэрии Магадана.
— Чем вызвано внимание с вашей стороны именно к пешеходам?
— Несмотря на большое количество автомобилей, а их зарегистрировано в Магадане более 30 тысяч, добрая половина людей предпочитает перемещаться пешком. А уютный город тот, где приятно бывать на улице, особенно детям, пожилым, людям с особенностями здоровья. Во всем мире давно признаны общепринятые принципы: приоритет отдается пешеходам и велосипедистам, а не автомобилям. Общественные пространства, тротуары, скверы должны быть безопасными и приятными для всех. Поэтому концепция очень проста: мы хотим, чтобы длина пешеходных маршрутов Магадана стала в два раза больше автомобильных – ведь тротуар идет с двух сторон. К слову, протяженность тротуаров у нас – 56 км. Это количественное выражение. И важно качество. Оценивая сегодняшнюю ситуацию, хочу сказать, что за последние годы сделано очень много для пешеходов. В этом году в планы городских служб был добавлен спецпроект "Пешеходный Магадан", который нацелен на модернизацию лестниц, тротуаров, газонов и дворов. И первые результаты уже есть. Активно в этом году ремонтировали лестницы, устанавливали пандусы, приводили в порядок тротуары и газоны.
— Но качество пешеходных зон как раз и оценивается по обустройству тротуаров, их покрытию, наличию освещения и зелени. Какую бы вы поставили оценку нашим "пешим путям" в городе?
— В последние пять-десять лет было очень многое сделано для улично-дорожной сети Магадана и его пригородов: практически везде ровный асфальт, бордюры, вовремя выполняется ямочный ремонт, следят за дорожной разметкой, светофорами, знаками — оцениваю дороги для автомобилистов на твердую четверку. Но признаю, что пешеходному Магадану уделено мало внимания – ставлю оценку три с минусом или два с плюсом. "Пешеходный Магадан" предполагает, что у нас будут решены проблемы с лестницами, которых у нас 380 – наружных и дворовых, облагорожены скверы и парки – их в Магадане 21. Объем работы предстоит большой и во дворах. Первые шаги уже предприняты: начали реконструировать лестницы, используем качественный материал гранодиорит, перекладываем тротуарную плитку.
Продолжается работа по организации парковочных карманов — их количество увеличиваем как мы, так и предприниматели, открывая стоянки возле магазинов и частных компаний. В 2018 году переделаем большой процент лестниц. Этим летом стали заниматься пандусами. 71 пандус в городе, и большинство не соответствует никаким нормам. В силу нашего рельефа они больше подходят для детских колясок, может быть, велосипедов и самокатов, а вот для инвалидных – уже сложнее. Большое внимание надо уделить подпорным стенкам, их много, и в аварийном состоянии находится немало. Занялись возрождением шестигранных плит для тротуаров в исторической части города. Очень хочу вернуть "шестигранный Магадан", воспетый в свое время поэтами. Первые результаты уже есть – удалось обновить тротуар на улице Билибина. Интересными станут после восстановления ворота, ведущие к первой поликлинике, между домами на Ленина, 9 и Горького, 6, памятник транспортникам Колымы в виде легендарного автомобиля ЗИЛ-164 в Автотэке. Это будет весомым вкладом в сохранение исторического облика нашего родного города. Ищем по всей стране легендарную "Кукушку" — паровоз для узкоколейной железной дороги.
— Хотелось бы, чтобы "Магадан пешеходный" имел и познавательную составляющую. Пройдя по памятным местам, исторической части города, хочется получать удовольствие от прогулок.
— Согласен. Когда мы приезжаем в другие города, то больше ходим там пешком. Магадан тоже посещают туристы, командировочные люди, северяне из поселков, которым пешие прогулки интереснее. Поэтому стараемся, чтобы такие пути были познавательны: устанавливаем указатели, мемориальные доски, небольшие арт-объекты, разбиваем клумбы. Новинки этого года – Крылатые качели, "Нулевой километр". Регулярно открываем мемориальные доски – только за последние годы увековечена память Феликса Дзержинского, Валерия Попенченко, Инны Дементьевой, Валентина Березина, Ивана Лукина, Евгения Кокорева и многих других наших северян, которыми гордятся магаданцы.
— Конечно, город заметно преображается, но для уюта пешеходов работы предстоит еще очень много…
— Мы продолжаем проводить опросы на "Открытом Магадане" и учитывать замечания "Народного контроля", которые нам очень помогают в работе. Много просьб по ямочному ремонту, ограждениям, безопасным пешеходным зонам. Техконтроль осенью будет готовить топографическую съемку, проекты тротуаров, общественных пространств и другие подготовительные работы. Большое внимание в теме пешеходного города уделим скверам и паркам. Их можно назвать промежуточными пешеходными станциями, где горожане могут просто гулять, сидеть на скамейках, любоваться деревьями и фонтанами. Мы завершим в 2018 году территорию у "Северного сияния", тротуар на Портовой при содействии "Маг Си Интернешенл" и банка "Возрождение". Большая подготовительная работа идет возле ДДЮТ – только ремонт пандусов и ступеней выполнен на 6 миллионов рублей. Фасад отремонтируют в следующем году. Неплохо бы там установить арт-объект, который подчеркнул бы значение Дворца детского творчества. Будем над этим думать. У театра появилось удобное пространство. В плачевном состоянии возле женской консультации был тротуар, который отремонтировали. Автобусный павильон там поставили. Сквер 60-летия Магадану очень заброшен, а его так любят магаданцы! Доделаем до конца улицу Советскую, пешеходную зону от рынка "Урожай". Думаю, не менее пяти лет будем реализовывать концепцию пешеходного города. Все работы пропишем в городской целевой программе "Пешеходный Магадан" до 2025 года.
— Создание благоустроенных пешеходных зон делает город более привлекательным, чем обычная дорога. Горожане любят гулять в таких местах, как Магаданская площадь, Сквер Победы, напротив "Северного сияния", перед музыкальным и драматическим театром, популярными местами являются и Соборная площадь, и набережные. Какие в планах еще территории для создания пешеходных зон?
— В Комбинате зеленого хозяйства мы организовали специальную бригаду, которая будет заниматься восстановлением тротуаров, ступеней, пандусов. Это очень важная составляющая пешеходного города. В наших планах – продолжить благоустройство сквера в районе створных знаков, облагородить освобожденную от старых строений улицу Приморскую, сделать единым большое общественное пространство прибрежной линии бухты Нагаева, продолжив популярный сквер Морской. Памятник автомобилю установим в Автотэке и напрашивается сразу благоустройство, за "Мегамагом" закончат площадь, построят торговый комплекс, парковки, запланирован даже мост от "Подвига" через реку. Надеюсь, реализация проекта по берегоукреплению в бухте Нагаева начнется в ближайшее время. Предстоящей зимой ледовый парк мы сделаем на Магаданской площади, а не на стадионе. А ко всеми любимому евражки в сквере "70 лет Магадану" приблизится скульптура хитрой лисы. Магаданский скульптор Юрий Руденко начал работу над касаткой из габионов в сквере Морском.
— Только силами муниципалитета финансировать благоустроительные работы сложно? Насколько активно помогают спонсоры?
— Действительно, бюджет у нас ограничен, и поэтому огромное спасибо областному правительству и нашим социальным партнерам за помощь в наведении порядка в городе. Яркий пример представляет "Полиметалл", облагородив свое здание и благоустроив территорию вокруг. Гостиница "Магадан" благоустроила близлежащую территорию, торговые центры "Премиум", "Идея", банк АТБ решили проблемы с парковками возле себя, вокруг здания "Kinross" создано замечательное общественное пространство, они же облагораживают ДДЮТ, Ростелеком заасфальтирует территорию возле Главпочтамта, вокруг здания "СевероВостокЗолото" замечательные пешеходные зоны. И таких примеров много – каждая фирма старается возле себя облагородить участок.
— Помимо финансовых сложностей, с какими проблемами приходится сталкиваться при разработке концепции "Пешеходного Магадана"?
— Много времени уходит на составление проектно-сметной документации, организацию фотосъемок, геодезии, на ландшафтные и дизайнерские решения – то есть, прежде чем разбить сквер или даже установить арт-объект, необходимо сделать все эти подготовительные работы и обязательные общественные обсуждения.
— Вы чаще ходите пешком или ездите на машине?
— В силу занятости и расстояний, конечно, приходится пользоваться автомобилем. Но гулять пешком люблю очень. Хотя бы утром на работу пройти по нашим улицам. А когда бываю в отпуске, всегда стараюсь обходиться без автомобиля.
— Любимое ваше место пешеходного Магадана?
— Очень люблю участок улицы Гагарина – от Дворца детского юношеского творчества – до здания ГТРК "Магадан". Там красиво в любое время года – летом складывается из зеленой листвы живая арка, осенью все усыпано листьями, а зимой – заснеженный свод, уходящий в небо. Специалисты КЗХ планируют сделать там небольшие укрепления на деревьях, чтобы ветки не ломались, чтобы оставалась эта природная красота. Ходите чаще пешком, это полезно! Любуйтесь городом в любое время года, а мы постараемся сделать Магадан уютнее и комфортнее для пешеходов.