Сегодня у всех православных началась Масленичная неделя – шумный, радостный и самый вкусный народный праздник, пришедший в современный календарь из глубины веков. Еще в древности каждый из семи дней седмицы получил свое название: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – разгул, пятница – тещины вечерни, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – прощеный день. Масленица – заключительная неделя перед Великим постом. Главная традиция этого праздника – печь блины, ходить в гости, веселиться, а в последний день недели – прощаться с зимой символичным сжиганием чучела, сообщает ИА MagadanMedia.
Отметим, что в календаре Русской православной церкви Масленица называется Сырной седмицей. В ее продолжение Устав предписывает воздерживаться от мяса (но не прочих скоромных продуктов), причем обычный пост в среду и пятницу отменяется. В среду и пятницу Сырной седмицы не совершается литургия. В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Великий Пост в этом году начнется 23 февраля. Он венчает праздник Воскресения Христова – Пасхи, которую отметят 12 апреля.
Итак, что касается каждого дня Масленицы, то в первый из них (встречу) зажиточный люд начинал посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам.
К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги.
Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. Все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после Великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.
На третий день Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами, разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет ".
В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика-балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.
Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки, зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек – любимый сынок".
В субботу, на золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно (вспомним хотя бы русские народные сказки).
В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума – полотенце, для кумы – кусок мыла.
В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями ("на богатый урожай"). Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: "Бог простит". Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права – таким образом люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.
Отметим, что в Магадане с весной попрощаются только в апреле, поскольку именно в этом месяце в регион начинает приходить весна, так что сжигание чучела пока запланировано лишь на второй месяц календарной весны.