Рано утром 9 декабря 1956 года самолет Ли-2 с пятью членами экипажа и семью пассажирами совершал регулярный рейс. В начале девятого утра он вылетел из аэропорта Уэлькаль в Анадырь. Через 27 минут после взлета экипаж докладывает о визуальном полете и запрашивает погоду в аэропорту приземления. В 8.40 пилот вновь выходит на связь и спрашивает о вылетающих рейсах из Анадыря в бухту Проведения. На этом связь оборвалась и больше не восстанавливалась, сообщает ИА MagadanMedia.
Самолет обнаружили в 35 км от аэропорта назначения. Борт отклонился от курса захода на посадку на 8 км и столкнулся с горой. Наземная поисковая группа смогла добраться до места трагедии только спустя пять дней, 13 декабря. Никто из пассажиров и членов экипажа не выжил.
Останки самолета на месте катастрофы в 2009 году, Фото с места события из других источников. Автор фото: фото из архива О. Васильева
Снижаясь самолет попал в нисходящий поток, а поземка на вершине гор и облачность помешали пилоту заметить перед собой один из склонов горы Иоанна.
Экипаж видел аэропорт и считал, что полёт происходит по линии пути над долиной, поэтому, не получая разрешение от диспетчера, начал снижение. Лайнер влетел в облака, после чего неожиданно для пилотов на высоте 750 метров произошло столкновение с горой. Яркий отблеск взрыва был виден даже в Анадыре.
Позже эксперты установят, что причиной катастрофы стала ошибка экипажа.
Часть фюзеляжа самолета Ли-2 на склоне горы Иоанн, Фото с места события из других источников. Автор фото: фото из архива О. Васильева
В самом Анадыре сообщение о том, что самолет вылетел получили только через час после крушения, хотя диспетчер вел переговоры с экипажем и знал, что борт находится в небе. Кроме того не была установлена связь между диспетчерской и самолетом при заходе на посадку.
Так же выяснилось, что диспетчер никаких мер для контроля за полетом не предпринимал, радиопеленгатор не использовал, запросов экипажу о ходе полета не делал, радиопеленгатор ПВО для контроля за полетом после входа в зону диспетчерского контроля не использовал. Подобный метод руководства, как было установлено, использовался в АДС Анадырь повседневно.
Части разбившегося самолета разбросаны на сотни метров по поверхности склона, Фото с места события из других источников. Автор фото: фото из архива О. Васильева
Ли-2 с заводским номером 18435609 и серийным 356-09 был выпущен Ташкентским авиационным заводом 31 мая 1950 года. Авиалайнер получил бортовой номер СССР-Л5033 и был передан Главному управлению гражданского воздушного флота, которое в свою очередь направило его в 194-й лётный отряд в составе Магаданской авиагруппы Дальневосточного территориального управления гражданского воздушного флота.
В тот трагический полет отправились:
Проверяющий — пилот-инструктор Иван Кручинин, Командир воздушного судна Степан Абрамян, второй пилот Анатолий Эдемский, бортмеханик Анатолий Уланов и бортрадист Леонид Александров.
Десятью годами ранее в районе этого же места крушение потерпел другой Ли-2. Экипаж из 37-го авиаотряда Якутского УГМС под командованием П. Брагина выполнял рейс из Анадыря в Уэлькаль, однако спустя 15 минут после вылета при полёте между Золотым хребтом и Ушканьими горами, Ли-2 в 85 км от Анадыря врезался в гору и разрушился. Причиной катастрофы была названа грубая недисциплинированность командира экипажа Брагина, который выполнял полёт между двух горных хребтов на очень малой высоте. Также Брагин периодически наблюдался в хулиганстве и пьянстве.